Наши
сообщества

Истоки и последствия

Просмотров

Дмитрий Соколов-Митрич: Сегодня, когда милицейское начальство выспалось после тревожной ночи, оно должно первым делом пойти в магазин и купить книгу Хантера Томпсона «Ангелы ада». Это только кажется, что она про американских байкеров, а на самом деле - про наших уважаемых сограждан с Кавказа.

Фашизм обязательно пройдет. Я понимаю это каждый раз, когда слышу, как мы пытаемся воздействовать на него заклинаниями о том, что он не пройдет. И пока мы вертимся в этой порочной идеологической парадигме, мы теряем последние шансы на излечение. Рецепты фашистофобов мне все больше напоминают волшебную биодобавку, которую настойчиво втюхивают больному на первой стадии рака, вместо того чтобы гнать его пинками в онкологический центр.

Значит ли это, что я не боюсь русского фашизма? Нет, не значит: я очень боюсь русского фашизма. И кавказского фашизма я тоже очень боюсь. Я вообще человек пугливый, меня не радуют никакие серьезные потрясения и особенно революции. Потому что любая революция сопровождается хаосом, а хаос - это когда к тебе в квартиру, на которую ты ишачил десять лет, вламывается крепкий человечек, передергивает затвор и говорит, что теперь здесь будет жить он, а у тебя есть час на сборы.

Но именно потому, что я очень боюсь такого развития событий, я очень не люблю тех, кто кричит: «Фашизм не пройдет!» Потому что вместо того чтобы демонизировать проблему, надо сесть и подумать, почему миллионы граждан России готовы кричать: «Е...ть Кавказ, е...ть!» И что они на самом деле имеют в виду, когда кричат это. Вчера голосовалка на «Русской службе новостей» в очередной раз объяснила нам объективную истину: 87% слушателей поддерживают митингующих на Манежке. Аудитория РСН - это тот самый экономически активный социальный слой, на котором держится страна. Проповедовать мысль о том, что весь этот слой заражен фашизмом и его надо немедленно в поликлинику для опытов, - верх кретинизма. Если адекватные люди в массовом порядке одобряют неадекватные действия, значит, проблему надо искать не в них, а в среде обитания. «Не назвав проблему, мы не найдем решения», - как сказал вчера либеральный-перелиберальный главред РСН Сергей Доренко.

Я вдохновился и вот прямо сейчас попытаюсь эту проблему озвучить во всей ее неполиткорректности. В Российской Федерации есть несколько республик, многие выходцы из которых живут по внесистемным понятиям. Они в большей степени лояльны своим традициями, нежели законам страны. Они опираются на свои диаспоры и считают излишним адаптироваться к нормам тех территорий, где живут. Они очень часто заражены бациллой реванша («Уважай Кавказ!»). Со многими из них опасно находиться рядом, поскольку у них совсем другие реакции на привычные ситуации. Они несут в себе совсем другую степень риска, поскольку не признают всех этих наших «давай по-честному один на один» и «бьемся без оружия». А это значит, что любой человек, читающий эти строки, может сегодня же в ответ на попытку объяснить своему смуглому соотечественнику, что он не прав, получить резиновую пулю в голову. Мы как-то к этому не привыкли, правда?

Ничего удивительного, что в результате эти замечательные и добрые люди навлекают на себя гнев условно-русских граждан, то есть тех, кто хочет жить и работать во вненациональной, атомизированной среде. Особую напряженность создает тот факт, что пассионарии с акцентом активно осваивают коридоры власти и кабинеты работников правоохранительных органов. В той же Головинской межрайонной прокуратуре мне приходилось бывать: ее немногочисленные работники русской национальности в неофициальных беседах тренируются, кто глубже вздохнет на тему «новых кадров». А это уже заставляет рядового гражданина без пистолета в кармане всерьез задумываться над будущим своих детей. Потому что этому постыдно слабому человеку почему-то мерещатся странные вещи. Он боится, что когда в ближайшем РОВД окончательно восторжествуют интересы той или иной нации, к нему в квартиру тоже может прийти добрый дядька, который согласится подождать целый час, пока ты соберешь свои вещички. И если я начну объяснять этому слабому гражданину, что его опасения параноидальны, он в ответ расскажет мне несколько поучительных историй. Например, о том, при каких обстоятельствах его знакомые или родственники покидали свои дома в республиках Северного Кавказа и думали ли они еще несколькими годами ранее, что так получится.

Да, наверное, мы ксенофобы, но «ксено» бывают разные - некоторых не грех и побояться. И если бы в стране действовали реальные инструменты волеизъявления, фобий, наверное, было бы поменьше, а во вчерашних событиях на Манежной площади просто не было бы надобности. Почему со своими полицейскими не бьются насмерть граждане Швейцарии, требуя запретить строительство минаретов? Потому что им дали провести референдум, они мирно сказали минаретам свое жесткое «нет», и этот запрет теперь неукоснительно выполняется. Решение дикое, нецивилизованное? Извините, демократия - это не механизм по обкатке правильных идей. Демократия - это строй, основанный на воле народа. Вам не нравится настроения этого народонаселения? Ищите другое.

А теперь вернемся к нашим «Ангелам ада». Книга, на самом деле, скучная и водянистая, а ее автор слишком покладист: он полностью солидарен со своими героями-отморозками. Он с большим возмущением описывает, как их чморят злобные американские полицейские, которым почему-то не нравилось, как «ангелы» во время своих покатушек наводят ужас на попавшиеся под руку провинциальные городки. Хантер Томпсон уверен, что в какой-то момент полиция США получила установку: каждый массовый выезд «Ангелов» сопровождать строжайшими юридическими зачистками. Чуть превысили скорость - останавливать и штрафовать по максимуму. Проверять документы до последней запятой. Цепляться к любой технической неисправности мотоцикла. Если есть хоть малейшая юридическая возможность изъять байк на штрафстоянку - изымать. Если есть хоть малейшая возможность посадить самого байкера за решетку или хотя бы задержать на несколько суток - сажать и задерживать.

И великий американский писатель очень скорбит по этому поводу и сокрушается.

А я ставлю себя на место жителя маленького провинциального городка и мысленно посылаю злобным американским полицейским через океан большое человеческое спасибо.

Потому что по отношению к людям, которые позиционируют себя как «outlaws» и гордятся этим, нужно применять принципиально иной режим юридического напряжения. Там, где законопослушному человеку достаточно погрозить пальчиком и он станет еще более законопослушным, с байкеров-беспредельщиков надо сдирать по три юридические шкуры, иначе они не почувствуют силу закона. И поступать с ними так до тех пор, пока им тоже не будет достаточно пальчика. В дальнейшем такая правоохранительная тактика получила название «нулевая терпимость» (zero tolerance) и в определенных обстоятельствах применялась не раз в самых демократичных государствах мира.

И вот теперь о главном. Я считаю, что молодые и пассионарные выходцы из кавказских республик, которые очень хотят, чтобы их уважали, но не совсем понимают, что такое уважать других, - это контингент, достойный точно такой же терапии. В этом смысле главный лозунг субботней Манежки «Е...ть Кавказ, е...ть!» заслуживает самого внимательного изучения на предмет применения на юридической практике.

Я уверен, что результат будет самый положительный.

Однажды я был свидетелем того, как этот метод взял на вооружение шериф Олег Занасия, глава РОВД города Олонец Республики Карелия. До него местную чеченскую диаспору страшно развратил бывший районный прокурор. В результате они чувствовали себя хозяевами не только в городе, но и в кабинете начальника милиции. Шериф Занасия не стал проводить разборок и зачисток. Самых буйных четверых он тут же посадил, благо было за что, а по отношению к рядовым чеченцам включил режим юридического террора. Превышение скорости - максимальный штраф, парковка в неположенном месте - максимальный штраф, выброшенный на землю бычок - максимальный штраф, неоплаченный вовремя штраф - 15 суток ареста.

За малейшей попыткой сопротивления следовал вызов специальной мобильной силовой группы, которая всем своим видом демонстрировала стопроцентную решительность действовать на поражение.

Полгода такой терапии - и чеченцы стали вполне себе русскими. Даже французами. Или англичанами.

И вот мне как-то очень хочется, чтобы этот режим нулевой терпимости был прописан вышеописанной социальной группе людей в масштабах всей страны. Чтобы за лезгинку со стрельбой в центре города штрафовали всех и по максимуму, а за повторную - сажали. Чтобы за езду на джипе по Александровскому саду ездоку так отмерили, что джип ему еще долго не понадобился бы. Чтобы когда один Аслан достает пистолет или нож, другие Асланы в страхе разбегались, потому что знали: они будут не свидетелями, а соучастниками по предварительному сговору и никакая диаспора не поможет. Чтобы нацквоты при поступлении в вузы были признаны дикостью, а за публичные объяснения, за кого должна или не должна выходить замуж женщина «моего народа», лидер этого народа подвергался политическому остракизму. Чтобы все эти показательно жесткие реакции властей были юридически чистыми и максимально публичными.

Чтобы те, кому они адресованы, почувствовали: им есть куда вписываться и есть кого уважать.

А потом, когда дрессировка возымеет нужный эффект, нужно обязательно развернуть все те же самые орудия против грозных фашистов. Вот только я уверен, что к этому моменту стрелять будет уже не в кого: от них не останется даже призрака. Потому что как массового явления русских фашистов нет и никогда не было. А есть просто большая страна, у которой есть большая проблема, которую надо срочно решить.

Александр Макаров: Что за бред???? Смотрите на вещи проще! Собралась толпа (на этот раз очень большая) ублюдков конченых, которым не хрен делать, залитые Ягуаром, как обычно. Всё! Как будто раньше этого не было? Ломать надо их на корню, без всякого сожаления!

Андрей Перла: Что произошло, почему оно произошло и что нам теперь с этим делать?

Ответить на вопрос "почему именно сейчас" проще всего: потому что, во-первых, мы слишком долго не считали нацизм опасным и расслабились (спасибо за это, в частности, Владимиру Вольфовичу, двадцать лет направлявшему этот пар в свисток), во-вторых, власти именно сейчас несколько отпустили вожжи. Добавим к этому не очень явное, но имеющееся кое у кого желание поиграть с национализмом, иметь возможность мобилизовать такую боевую публику, чтобы, возможно, использовать ее в каком-нибудь пиковом случае - получим нынешнюю картину.

Разговоры о том, что, мол, если бы кавказцы вели себя скромнее, так ничего такого и не произошло бы, пусть ведут нацисты между собой - это их традиционная аргументация. (Мы бы ничего не имели против евреев, если бы те не контролировали банки, и не ели бы мацу с кровью христианских младенцев, как-то так) Никакого отношения к подъему наци-настроений поведение мигрантов не имеет. Вели бы себя по-другому чеченцы - были бы главным объектом ненависти те же евреи, узбеки, китайцы, якуты или еще кто-нибудь. Тут совершенно не важно, против кого обратился нацизм в данный момент - он всегда найдет, против кого.

Хуже того. Если бы наци никто не помогал, никто карту национализма ни в какой колоде не держал бы и не пытался бы выложить на стол - этих настроений и тогда не стало бы меньше. Потому что причина конкретных выступлений может корениться в каких-то событиях и чьих-то рассчетах, но причина ксенофобии не в рассчетах и не в событиях. А в чем? А в том типе простонародной культуры, которая свойственна "слободке" и одна из главных черт которой - страх перед непохожими и чужими. Называются чужие при этом чеченцами или буржуями, студентами или просто "городскими" - вопрос последний по важности. Чтобы не ненавидеть чужих, чтобы априори считать их такими же людьми, не лучше и не хуже себя, чтобы не бояться чужих - нужен другой уровень социализации. Правда, нам всем было бы легче, если бы эта дрянь оставалась в потенциале.

Но в потенциале она может оставаться только под очень жестоким давлением. Не вчера сказано: стоит допустить "свободу" - и наци моментально окажутся у власти. Почему? Просто потому, что их сторонников - большинство. Потому, что чужие для этой публики - не только инородцы, но и люди иного уровня социализации - очкарики, буржуа, чиновники...

Потому он и национал-социализм, а не как-нибудь иначе: классовая ненависть - у них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает - очень легко скрещивается с ненавистью "крови и почвы". "Кровь и почва" - это ведь самое примитивное и самое понятное объяснение: почему они богаче, почему им лучше живется? Потому, что они из другого народа.
Умный Крупкин говорит по этому поводу "орда", глупый "фанат" говорит "даги" или "жиды" но имеют в виду они совершенно одно и то же.

Можно ли уменьшить в обществе уровень ксенофобии? Я убежден, что нет. В приемлемые сроки - нет. Пока есть слободки, пока есть люди, не умеющие связно говорить на родном языке, пока есть зависть к более успешным - никуда она не денется. Но вот сделать так, чтобы ксенофобия не прорывалась в актуальную реальность, оставалась под спудом - вполне возможно.

В короткой перспективе, никакого средства, кроме полицейских репрессий для этого нет. Очень тяжелых репрессий для всех, кто смеет выказывать нацистские настроения публично. И жесточайших - для тех, кто пытается "разыгрывать карту".
В длинной можно и нужно добавить к этому средству школу. Которая станет объяснять, что быть нацистом не только очень плохо - но еще и очень опасно для тебя же самого. "Жизнь сломают, мальчик".
Вот здесь невероятно пригодились бы уроки закона Божьего - потому, что по этому закону несть ни эллина, ни иудея. Но - см пост про Кураева..

Сергей Давидис: Неожиданные споры возникли по поводу того, как реагировать на беспорядки в субботу на Манежной и в метро.
То, что позицию поддержки погромщиков заняли многие вышедшие из "Солидарности" за последнее время, вроде бы и ожидаемо. Хотя высказывания наиболее одиозных персонажей (например тут и тут) заставляют удивляться, что мы вообще могли находиться с ними в одной организации. Но споры, повторюсь, возникли.
Предлагаются разные варианты реакции на произошедшее. С одной стороны, все согласны, что корень зла - коррумпированная и неэффективная власть. С другой, одни предлагают внятно осудить погромы, другие считают, что осуждать только одну сторону нельзя. Вы, говорят, заявлений про убийц Свиридова не принимали, как же можно про погромщиков принимать? Мне тут видится популистское желание понравиться "народу".
Сами же ситуации эти, по-моему, уравнивать нельзя. Никому не пришло в голову принимать заявление по поводу убийства потому, что само по себе убийство одного человека - трагедия для его родных, друзей и близких, но статистика для остальных. Увы, у нас в год убивают десятки тысяч человек (в 2009-м 21 тысячу человек). Убийство на Кронштадтском бульваре стало заметным общественным явлением только потому, что погибший играл значимую роль в фанатских кругах, организованных и склонных к прямому коллективному (или стадному, если хотите) действию.
По-моему, не может быть сомнений по поводу того, как относиться к лозунгу "Россия для русских" (особенно, когда русские противопоставляются другим коренным гражданам России), как относиться к насилию против людей другой национальности, вызванного исключительно их национальностью. Все это можно только жестко осудить независимо от причин и поводов таких действий.
Если и когда случаются ситуации такого же неспровоцированного насилия по национальному признаку в отношении русских, к ним, разумеется невозможно относиться иначе. Но все же такие действия со стороны национальных меньшинств не могут быть сколько-нибудь массовыми. Я, например, кроме громкого дела "Черных ястребов" других таких случаев не знаю.
Считать любое убийство лицом одной национальности лица другой убийством на национальной почве невозможно. Из того, что пишут об убийстве на Кронштадском бульваре, заключить, что оно имело национальный мотив пока нельзя. Больше это похоже на банальное хулиганство.

Есть, конечно,реальная проблема конфликта культур, но она ни в коей мере не может быть решена неизбирательным насилием в отношении представителей другой культуры. Решением может быть только неуклонное исполнение закона и неотвратимое наказание за любое его нарушение. Если бы фанаты вышли на улицу с этим требованием, их можно было бы только поддержать. Но теперь, после того как пролилась кровь, абсолютно необходимой реакцией государства является выявление и уголовное наказание участников нападений на граждан и зачинщиков беспорядков. В противном случае чувство безнаказанности у попробовавших вкус крови будет приводить к новому и новому насилию. Погромщики будут вполне резонно считать, что собравшись числом в пару тысяч, могут делать что угодно.
Впрочем, как уже было сказано, это необходимая борьба со следствием, а не с причиной. С причиной - тотальной коррупцией и неэффективностью государства нынешнее государство бороться не может.

malroc: О, интеллигенция по чудесному своему обычаю сокрушается о том, как она далека от народа. История выписывает потрясающе красивые фигуры.

Ирина Меньшикова: А почему вы вообще позволяете себе выделать "народ" и неких "нас" в разные слои. МЫ ВСЕ И ЕСТЬ НАРОД. мы единая масса, которой умело управляют. тот факт, что вы выделяете себя в "нас" - говорит о том, что вы считаете себя "белой костью". интересно с какой стати такое разделение или вы просто не понимаете или не хотите верить, что вы и я и есть НАРОД. почитайте учебник социологии, прежде чем делить общество на себя и народ

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы