Наши
сообщества

Подробности: Политдебаты Хинштейн против Канаева

Просмотров

Предлагаем расшифровку основной части дебатов между известным журналистом, депутатом Госдумы Александром Хинштейном и организатором общероссийской акции протеста автомобилистов Сергеем Канаевым. Дискуссия по поводу повышения пошлин на подерджанные иномарки и акций протеста была весьма острой...

Фотографии с дебатов Politonline.ru

Александр Хинштейн: -  Инициатор этого решения - Путин Владимир Владимирович. Ну, понятно. Итак, получается следующая логика. Уже более года это не «Северсталь-авто», а «Соллерс». Итак, все же про логику: итак, «Соллерс» проплатил правительству, Владимиру Владимировичу Путину, для того чтобы Путин увеличил пошлины и поддержал наших?

Сергей Канаев: - Я сказал: «Кто заинтересован».

Александр Хинштейн: - Нет, вы сказали: «Кто был инициатором; кто пролоббировал». Позвольте, лоббизм - это совершенно конкретное действие. Либо Путин до такой степени не понимает, что происходит в стране и идет просто тупо у конкретно взятого, названного вами олигарха.

Сергей Канаев: - Я этого не говорил.

Александр Хинштейн: - Секунду. Два варианта есть логического вывода из вашего тезиса. Либо Путин не понимает, что он делает, либо Путин понимает, что он делает и тогда: а) он действует прямо в интересах «Соллерса», исходя из коммерческой выгоды, и б) исходя из альтруистического к нему отношения, бескорыстной любви. Так получается?

Сергей Канаев: - Я сказал о лоббировании интересов и тех, кто противодействует как раз отечественному автопрому.

Александр Хинштейн: - Какая связь между правительством Путина, группой «Соллерс», Владимиром Аркадьевичем Швецовым и принятым решением об увеличении пошлин?

Сергей Канаев: - Я думаю, что связь здесь есть.

Александр Хинштейн: - А на чем основывается ваше утверждение, что они лоббируют? Как это выглядело.

Сергей Канаев: - Об этом говорит решение правительства.

Александр Хинштейн: - А почему «Соллерс»? Почему не Дерипаска? Какое отношение к проведению последних акций протеста на Дальнем Востоке имели люди, которые занимаются перегонкой иномарок, мне понятно. Среди организаторов этого митинга были заявлены те люди, кто возглавляет компании, небольшие фирмы, на этом живущие. Здесь прямая причинно-следственная связь. В Интернете можно спокойно найти список участников; это не секрет, они сами этого не отрицают. И основным организатором там выступал господин Пенязь, который является лидером «Общества защиты автомобилистов Приморского края», и одновременно возглавляет там лидерскую структуру; здесь все понятно.

Реплика из зала: - Люди отстаивают свои интересы.

Александр Хинштейн: - А почему люди должны отстаивать свои коммерческие интересы?

Реплика из зала: - Автодилеры вынуждены защищать свои интересы, так как это те люди, которые построили свой бизнес вопреки тому, что не давал государство. Пошлины поднимались также в 2003-ом году, когда Касьянов заявлял, что в течение семи лет они будут только опускаться; дилеры работали в ожидании того, что было обещано правительством. Когда, в очередной раз правительство пошло на повышение таможенных пошлин, было понятно, что дальше бизнес просто существовать не может. Это про бизнес. Что касаемо конкретных господ - прошу прощения: я не готов обсуждать вопрос, кто стоит за этим.  

Александр Хинштейн: - Давайте так зафиксируем. Тезис о том, что постановление правительства о внесении таможенных тарифов было инициировано крупными олигархами и, в частности, названным вами господином Швецовым - значит, это тезис вы снимаете?

Реплика из зала: - Этот вопрос мы снимаем.

Александр Хинштейн: - Отлично. Второе. Информирую вас о том, что пошлина у нас увеличилась не только на подержанные иномарки. У нас пошлина увеличилась и на таможенное оформление и новых иномарок.

Реплика из зала: - Это смешно. Когда евро-составляющая поднимается от 0.85 до 2.5 - это серьезно; когда ставка от 25 до 35 - это просто смешно.

Александр Хинштейн: - Вы сказали о том, что поднимаются тарифы только на подержанные машины. Мне, наверное, в этой ситуации было бы выгоднее с вами согласиться и промолчать. Для чистоты я фиксирую, здесь у меня четко записано, что на новые легковые автомобили увеличивается действующая ставка от 25-ти до 30%; на автомобили, бывшие в эксплуатации от 3 до 5 лет - до 35%. Пошлина увеличивается в два раза: от двух доходит до четырех. Но это не означает, что стоимость машины после увеличения пошлины увеличивается в два раза. Таможенная стоимость не составляет 100%. Сколько она составляет на сегодняшний момент?

Реплика из зала: - 35%, но поднимается евро-составляющая. Если мы увеличиваем от двух до четырех, то в рамках 35%  эта сумма увеличивается.

Сергей Канаев: - Таможенная ставка, и евро-составляющая - это разные вещи. Если сегодня вы платите за растаможку примерно 5000, то сейчас вы будете платить 9000 евро. 5000 евро и 9000 евро - разница есть?  Если брать самый продаваемый автомобиль, что за 250000, то сейчас его цена будет 400000. Вот так, конкретно.

Александр Хинштейн: - В первую очередь, по вашей версии, это ударит по тем людям, кто покупал машины за 250000?

Сергей Канаев: - Это сегмент рынка, который составляет основу бизнеса.

Александр Хинштейн: - Помните, что было пару лет назад? Когда весь Калининградский регион жил на перегоне автомобилей. Почему сегодня там нет таких бурных событий? Да потому что там построено предприятие машинное.

Сергей Канаев: - Давайте сначала строить, а потом запрещать. Для того чтобы строить, нужно симулировать.

Александр Хинштейн: - Вы мне скажите, сколько за момент прихода к власти Путина было предприятий построено?

Реплика из зала: - Но почему они не строились на Дальнем Востоке? Почему их субсидировали не в том регионе, почему не создали рабочие места?

Александр Хинштейн: - Правильно ли я понимаю, что наш диалог идет на тему «Дальний Восток против Российской Федерации»?

Сергей Ильин (модератор): - Конкретизируйте.

Александр Хинштейн: - А почему, тогда, мы с вами все время про Дальний Восток говорим? В чем проблема?

Сергей Канаев: - Безработица.

Александр Хинштейн: - Вы сказали: 200000 человек вовлечены в этот бизнес напрямую. Таким образом, кризис - это всегда необходимость выбора. Это всегда определенные издержки, от них никуда не деться. Необходимо затянуть пояса потуже. Мы стоим перед выбором: 200000 людей, которые живут за счет того, что гоняют машины, не вкладывая ничего в экономику России, и пять миллионов человек, за счет которых существуют целые регионы, и за счет работы которых формируется экономика страны. Что выбирать между этими двумя явлениями? Когда вы говорите о том, что 25% экономики Дальнего Востока существует за счет банальной перегонки машин, б/у-шных, это лукавство. Это не так. Посмотрите параметры бюджета Приморского края, основной регион Дальнего Востока. Давайте возьмем валовой региональный продукт: как он формируется? Я говорю вам сейчас с полной ответственностью, что 25% за счет перегонки машин - при том, что кроме таможенной очистки дилеры больше ничего не платят, и кроме того, что они все работают по упрощенке, а упрощенка есть и составляет 15%. Это малый бизнес, это не крупное предприятие.

Сергей Ильин (модератор): - Но при этом не платят таможенные пошлины.

Александр Хинштейн: - Таможенные пошлины, Сергей, напоминаю вам - это федеральные налоги, которые поступают напрямую в бюджет федеральный. Дальний Восток за счет таможенных отчислений не может существовать! А с чего НДС?

Сергей Канаев: - Машина ввезена, машина растаможена, продается на территории России.

Александр Хинштейн: - Значит, НДС у нас из трех частей состоит. Не будем сейчас входить в налоговую составляющую. Не думаю, что всем вам это интересно. Вы говорите: кого мы поддерживаем? Надо развивать регионы, людям надо кормить семьи. Да, надо развивать регионы, но регион не может развиваться за счет банальной спекуляции, за счет банальной перегонки. Это то же самое как если бы мы сегодня говорили: «вот 10-15 лет назад у нас многие люди жили за счет того, что они челноками ездили, покупали вещи и потом их на рынках продавали. За счет этого кормились». Давайте мы скажем: «А не надо увеличивать пошлины текстиля! Давайте не будем развивать отечественную текстильную промышленность». Огромное количество людей на Дальнем Востоке, в том числе в Калининграде, жили за счет того, что они привозили сюда это барахло. Правильно? Нет, неправильно. Нельзя развивать экономику страны, нельзя думать о завтрашнем дне такого региона, как Дальний Восток, за счет банальной перепродажи. За счет тех операций, которые никак не формируют экономику страны, которые никак не формируют бюджет, которые не создают рабочие места. Вы говорите, что люди, которые работают на предприятиях автопрома от того, что увеличились пошлины, ничего не получат. Это не так, потому что сегодня на всех предприятиях автопрома - это пять миллионов человек - работодатели вынуждены их до середины января отправить в неоплачиваемые отпуска.

Реплика из зала: - Александр, я вынужден вас сейчас прервать. Что мы получаем на выходе? Давайте оставим на время социалку - мы к ней еще вернемся - потому, что социальный момент не так критичен, как экономический. Аргумент, что спекуляция не может быть объектом экономического развития. С одной стороны - да, аргумент. С другой стороны, был я летом в Литве. У меня две японских машины с левым рулем. Одна из них - старенькая «Мазда». В Москве таких я видел штуки две. В Вильнюсе они попадаются на каждом шагу. Что это значит? Может, у них это каким-то образом двигает экономику? Является ли бизнес, связанный с импортом автомобилей вообще, и подержанных в частности, столь чудовищным ударом по экономике страны, как это вытекает из всего вашего выступления?

Сергей Канаев: - Александр, если бы сейчас Дальний Восток - понижение пошлин, я бы с вами согласился. Тогда бы было - да, Дальний Восток хотел бы поднять свой регион за счет тех предприятий наших, отечественных, на которые мы в настоящий момент работаем. Дальний Восток - не просто понижение пошлин. Он сейчас говорит, что в условиях мирового кризиса этого делать нельзя.

Александр Хинштейн: - Что такое «Дальний Восток»? Можно уточнить?

Сергей Канаев: - Ну, на улицу выходят 5-6 тысяч человек.

Александр Хинштейн: - А если у нас, в Нижнем Новгороде, тоже на улицу вышло бы 5-6 тысяч человек со словами «мы поддержим ввоз»? Сергей, давайте мы не будем на себя брать больше, чем того можно.

Сергей Канаев: - Наша организация добивается отмены повышения таможенных пошлин. Мы говорим о том, что на сегодняшний момент это несправедливо. Если мы хотим убрать спекуляцию, то мы должны это сделать нормальными, не запретительными - экономическими способами. Давайте построим предприятие, и тогда Дальний Восток будет обеспечен теми автомобилями, которые они хотят, и тогда мы будем уже разговаривать об этом.

Реплика из зала: - Правильно ли я понимаю, что на сегодняшний день продажи отечественных марок скоро начнут уступать продажам иномарок, собранных в России, качество которых не вызывает нареканий - так?

Сергей Канаев: - Конечно, уступает. На сегодняшний момент мы имеем в этом году миллион семьсот автомобилей именно импортированных. И отверточную сборку в том числе. Автомобили от нуля до года - те автомобили, на которые таможенная пошлина поднимается только на 5%.

Александр Хинштейн: - Сергей, вы лукавите опять. Машина, собираемая в России на совместных предприятиях - это, по нашему законодательству, российский автомобиль. И на них ставки по кредитам распространяются.

Сергей Канаев: - Я говорю сейчас о другом. Доля автомобилей, которая сейчас конкурирует с отечественным автопромом, равна одному миллиону семьсот в этом году. Я не говорю, на что поднимается именно.

Александр Хинштейн: - Что такое «миллион семьсот»?

Сергей Канаев: - Миллион семьсот иномарок в год поставляют в Россию, в том числе - отверточной сборки. Импортные автомобили, доля на рынке повышается их с 27% до 55% и выше.

Александр Хинштейн: - Чтобы не быть голословным. Я вам сейчас называю социальную цифру, вот у меня данные таможенной службы - я специально запросил. Значит, по 2007-му году: количество автомобилей легковых и прочих моторных, ввезенных на территорию Российской Федерации, составило 1.601.006 машин. За январь-сентябрь текущего года, за 9 месяцев, это количество составило 1.545.284 машины. Какое количество машин собрано в России методом отверточной сборки?

Сергей Канаев: - На сегодняшний день у нас количество автомобилей, которые поставляются, составляет более 55,6%. Импортируется и собирается с отверточной сборкой тех автомобилей иностранного производства.

Александр Хинштейн: - Мы говорим об отечественном автопроме?

Сергей Канаев: - О том, который собирает машины на территории России, платит налоги и платит зарплаты российским гражданам.

Александр Хинштейн: - Тогда кого мы поднимаем? Мы поднимаем российскую экономику; мы поднимаем российскую промышленность. Вне зависимости от того, кому принадлежит предприятие, совместное ли это предприятие, какая марка, мировой бренд или чисто российский бренд - если машина собирается в России, то налоги остаются в России; рабочие места остаются в России. Люди живут в России, прибавочная стоимость - в России, рост ВВП - в России. Когда вы говорите, что не видите принципиальной разницы между тем машинами, которые завозятся сюда, и теми машинами, которые производятся здесь - это просто дикость какая-то. Это означает, что вас вообще не интересует, что сегодня происходит в стране. Вы сейчас непонятно от чьего лица выступаете. Вы говорите «Дальний Восток», но при этом, по сути дела, речь идет только о двухстах тысячах людей. Мы поддерживаем 5 миллионов человек, работающих на автопроме - раз. Мы поддерживаем семьи - два. Мы поддерживаем всех граждан страны - три, потому что за счет этого формируются налоги. В завершение хочу сказать, что у нас многие российские предприятия, выпускающие чисто российские бренды, имеют в числе собственников и иностранцев. Например, «КамАз», «АвтоВАЗ» - 10% его купило «Рено». Следуя вашей логике, машина «Жигули» или машина «Лада» не являются российской машиной, потому что выпускается на 10% французами. И еще, вы не услышали мой посыл, и на него не ответили. «Несвоевременно, жестко, репрессивно»... Как с Китаем быть? Который для нас всех примером должен быть, как надо относиться к собственному производителю. В Китае вообще запрещен ввоз подержанных иномарок. Это плохо для Китая? В Китае экономика загибается от этого? Как быть с Южной Кореей, где 100% пошлина на ввоз подержанных иномарок? То есть китайцы неправы, что ли?

Сергей Канаев: - В данном случае можно привести в пример другие страны. Нет еще в российском законодательстве запрещающего акта.

Александр Хинштейн: - А вот после того, как Китай ввел эти запретительные меры, и после того как Китай... Сергей, вы опять лукавите.

Вопрос из зала: - Считаете ли вы, что единственный путь развития - это авточелночный бизнес, и что больше этот край ничего сделать не может?

Александр Хинштейн: - Российский автопром требует... До сих пор он находился в более жесткой конкурентной среде, и ничего не делал, чтобы это совершенствовать. Я не встречал еще человека, который бы в здравом уме предпочитал российскую машину японской, или германской. Не кажется ли вам, что если ужесточить ценовую политику, то российский автопром оценит это?

Сергей Канаев: - Нет, я не считаю, что челночный бизнес - это единственный возможный путь развития Дальнего Востока. Я назвал то, что может поднять Дальний Восток. Во-первых, это экономические санкции, когда должны строиться заводы, когда должен развиваться сам регион и развиваться экономика региона - а потом уже нужно вводить какие-то меры. Бизнесмены очень быстро зашевелятся, если правительство примет меры какие-то, будет строить заводы на Дальнем Востоке. Если это проще на сегодня, они это и делают. Создайте экономическую выгоду, чтобы они продавали те автомобили, которые там делают. Они будут по-другому перестраивать свой бизнес. Должна же быть экономическая заинтересованность, Юрий! Зачем мы опять хотим все запретить? Челночный бизнес тоже уйдет.

Реплика из зала, перебивая: - Он остался в результате протекционистской госполитики.

Александр Хинштейн: - Отсутствие конкуренции не приводит к улучшению продукции. Не буду от вас скрывать, такая опасность существует. То, что качество нашего автопрома, если мы говорим о традиционных производителях, оставляет желать лучшего. Это не вызывает сомнений. Тут есть обратная конструкция. Дело в том, что когда Россия собиралась вступать в ВТО, и когда мы говорили о снижении пошлин - а я напоминаю, что у нас пошлины на новые иномарки должны были вырасти до 15% - это означало, что эти предприятия должны были встать. Сегодня вопрос формулируется по-другому: если государство не примет протекционистских мер по защите автопрома отечественного, то его не будет. Некому и нечего будет собирать. Самым главным рычагом влияния на автопром является рынок. Уверяю вас, какие бы протекционистские меры ни были приняты, если продукция нашего производителя будет плохая по качеству, как сейчас... Хотя, к чести нашего автопрома, должен заметить, что оно улучшилось за последнее время. С того момента, как государство пришло на «АвтоВАЗ», с 2006-го года он впервые за всю свою новейшую историю стал прибыльным. У нас тарифы не повышались в 2006-ом - наоборот, шла речь о снижении. У нас тариф 25%. Без мер протекционистской политики у нас нечего будет реанимировать, нечего будет восстанавливать. Короткая ремарка: мой оппонент говорит «нужно строить, нужно поднимать». Вы сначала постройте, а потом запретите. А вам не приходят в голову странные вещи? Ведь у нас, сегодня, в России, есть предприятия, собирающие машины южно-корейского, японского происхождения. Вы хотите меня удивить тем, что с точки зрения логистики выгоднее «Тойоту» собирать в Питере, нежели чем на Дальнем Востоке? Вы хотите меня убедить, что «Хендэ» проще собирать в Таганроге? Нет, потому что под лежачий камень вода не течет. Потому что те люди, чьи интересы представляет Сергей, те люди, которые сегодня выходят на связь - вместо того, чтобы придти и предложить какой-то нормальный вариант, конструктивный - им это не надо. Ведь если бы эти перегонщики, те, кто, как вы говорите, на 25% - а это, повторяюсь, чистое лукавство - формируют экономику Дальнего Востока, если бы люди пришли к государству и сказали, что всё понимают, и что они готовы сейчас вложиться и построить на Дальнем Востоке завод по производству тех же самых «Тойот»... Был Питерский экономический форум, после которого Сергей Борисович подписал несколько контрактов. Почему в Калуге начали строить «Фольксваген»? Потому что губернатор Калужской области начал активно работать в этом направлении. Если бы со стороны местного бизнеса на Дальнем Востоке была бы реальная инициатива по строительству такого предприятия - будьте уверены, эту инициативу бы услышали и поддержали. Но сегодня те, кто зарабатывает на обычных торговых операциях «купи - продай», не заинтересованы в том, чтобы создавать предприятия. Конечно, там надо вкладываться, и отдача будет не сегодня, а завтра; а торговая операция выгоднее: купил за рубль - продал за два. Второе: это надолго. Надо на четыре, на пять лет загадывать рентабельность, что сложно. Это определенные риски. «А зачем это надо? Сегодня нас все устраивает? Мы продаем? Продаем. Покупаем? Покупаем и продаем».

Вопрос из зала: - Я понимаю, что бурный рост автомобильной промышленности в питерском районе...

Александр Хинштейн: - Ну, не только в Питере, почему? Маленькая Калуга, извините - там два завода...

Сергей Ильин (модератор): - В обоих случаях это инициатива была со стороны местного бизнеса?

Александр Хинштейн: - И бизнеса, и власти. Бизнес без власти, как власть без бизнеса, бесперспективны. Была инициатива власти и бизнеса в этом направлении.

Реплика из зала, перебивая: - То есть, виноваты обе стороны: бизнес и губернатор.

Александр Хинштейн: - Безусловно. Неслучайно ведь после событий на Дальнем Востоке мы об этом не говорили. Если будет интересно - поговорим. Здесь свое видение. Неслучайно у нас секретарь регионального политсовета дальневосточного был освобожден от занимаемой должности. Ушел по... по обоюдоострому желанию.

Сергей Канаев: - Протекционистские меры уже были приняты государством в 2003-м году, так что здесь не нужно лукавить.

Александр Хинштейн: - После того как они были приняты, уже было построено двадцать заводов.

Сергей Канаев: - Бизнес не только должен вносить свои предложения, это должно исходить и...

Александр Хинштейн: - Вы дурачите людей. Вы говорите неправду по обоим позициям, Сергей. Первое: после того как были приняты протекционистские политические меры, все предприятия, о которых мы говорим - 20 штук - и появились в России, т. н. «отверточной сборки». Второе,  вы говорите, что это должно идти сверху, а не снизу.

Сергей Канаев: - Я сказал, что инициатива должна быть обоюдной.

Александр Хинштейн: - Правильно. А кто конкретно из дальневосточных бизнесменов, предложил построить завод? Конкретно. Назовите мне фамилию, название фирмы - кто предложил? Я прямо завтра свяжусь с дальневосточными властями и спрошу, почему эти предложения не были услышаны.

Сергей Канаев: - На Дальнем Востоке нет тех олигархов, у которых есть возможность заниматься именно этим.

Александр Хинштейн: - Вы хотите сказать, что экономическое состояние Калуги, или экономическое состояние...

Сергей Канаев: - Я имею в виду, что это те люди, которые имеют состояние, которые готовы построить эти заводы.

Александр Хинштейн: - А какой бизнес вы защищаете? На Д. В. нет никого?

Роман Могучий: - Я пришел сюда поддержать вашего оппонента, так как я недавно остался без работы. Я окончательно убедился, что надо, чтобы все чиновники пересели на отечественные автомобили.

Александр Хинштейн: - От того, что чиновники на них пересядут, на российские машины, конкретно Ваше благосостояние изменится?

Роман Могучий: - Моими интересами можно пренебречь ради интересов России. Я хочу чтобы, депутаты и чиновники делали так же.

Александр Хинштейн: - Я не говорю о том, что нужно пренебречь интересами конкретного человека и вас, в частности, в интересах России. Я вам благодарен за откровенность, что вы пришли в поддержку моего оппонента. Понятна некая сверхзаданность вашего вопроса. Еще раз повторяю, что праворульные машины покупают люди с невысоким уровнем обеспеченности; с низким достатком. Семилетняя машина с правым рулем, даже если это «Лексус», сколько она стоит?

Реплика из зала: - Порядка 350000 рублей.

Александр Хинштейн: - 350000 рублей. Понятно. Именно «Лексус». За эти деньги человек может купить новый «Форд Фокус». Мы с вами согласились, да? Что машины с правым рулем покупают люди низкого достатка.

Сергей Канаев: - У людей есть выбор: они могут покупать с правым рулем, с левым. Не обязательно, что это люди с низким достатком.

 Александр Хинштейн: - Итак, коллеги, вопрос следующего характера: у вас есть 450000 рублей наличными. У вас есть выбор: купить за 450000 что-то новое. Например, «Ниссан Альмера». Кто из вас купит ее новую, с гарантией, или кто из вас купит машину с правым рулем? Я сказал, с правым рулем в первую очередь покупают люди с низким достатком. Вы на это сказали «нет».

Сергей Канаев: - Можно купить «Лексус», можно купить «Prado». Можно купить «Ланд Ровер». Его можно купить и пяти лет.

Александр Хинштейн: - Хорошо. «Ниссан» новый за 450000, или праворульный пятилетний. Кто что покупает?

Сергей Канаев: - Давайте по-другому вопрос поставим.

Александр Хинштейн: - Нет, давайте покупаем автомобиль Б/У, или покупаем новый автомобиль.

Сергей Канаев: - С левым рулем будет дороже, сравнение будет некорректным.

Александр Хинштейн: - Итак, кто ратует за новую машину, давайте посчитаем.  Мы все время говорим про правый руль. Итак, мы установили путем соцопроса соотношением 1 к 9, что люди предпочитают покупать новые машины. Таким образом, машина с правым рулем ориентирована на людей невысокого достатка, и моя теория подтверждается. Мы говорим сейчас о том, что государство понимает сложность людей и понимает, что введение этой меры запретительной - введение пошлин - оно по определенной категории вот этих социально незащищенных людей ударяет. И поэтому государство субсидирует, кредитные ставки...

Сергей Канаев: - Теперь я не могу купить себе праворульный автомобиль.

Александр Хинштейн: - Купите себе леворульную машину русской сборки - раз. Вы знаете, что из-за вмешательства «Единой России», сегодня «Сбербанк» приостанавливает изъятие кредитов у людей, потерявших работу. Мораторий на год. И сейчас мы готовимся подписывать с крупнейшими российскими банками соглашение о том, что они не изымают у этих людей кредиты, в том числе на покупку автомобиля. Я, например, не говорю о том, что я, В. В. Путин, Д. А. Медведев, члены правительства, мои коллеги из Госдумы являемся социально незащищенными и низкообеспеченными слоями населения. По нам, как раз, это не ударит. Если вам лично, чтобы вам было приятно от того, что вы сокращены, если вам будет приятно от того, что мы сели на машины отечественной сборки - я готов. Я готов по территории Нижегородской области, где я бываю чаще, чем в Москве, ездить на наших нижегородских машинах. Вас устроит такой ответ?

Сергей Канаев: - Устроит.

Александр Хинштейн: - Здорово. А я начну ездить, как только у нас завод «ГАЗ» обратно заработает; это случится после 17-го января. Если не Дальний Восток - о котором вы так любите говорить - а все перегонщики, которые выводят людей на улицы, все-таки разум у них возобладает, и они перестанут ставить людей перед выбором, тогда, наши предприятия снова заработают. Ведь понимаете, что происходит: эта история - вот мы сейчас говорим со стороны олигархов, что они плохие. С другой стороны, говорим, что люди несчастные, их надо защитить. А что олигархи, что перегонщики действуют по одному принципу: они - и те, и другие - шантажируют нас. Олигархи что делают? Говорят: «Дайте нам денег. Дайте нам деньги и кредиты погасите,  иначе мы людей на улицы выгоним и не будем зарплату платить». И эти приходят, и говорят: «Отмените пошлины. Если пошлины не отмените, то мы выведем людей на улицы».

Вопрос аудитории: - По поводу правого и левого руля: российская дорожная система ведь ориентирована на левый руль...

Сергей Канаев: - По статистике нет такого, что праворульные превышают по опасности. Когда аварии с летальным исходом, праворульные автомобили как раз безопаснее. Никто же не заставляет садиться на праворульные автомобили. Те, кто сейчас ездят, они выбрали свой автомобиль, и они не пересядут на отечественный автомобиль. Пример: когда вы взяли «Ниссан Премьера» за 450000 - этот автомобиль тоже японский; а давайте возьмем по-другому?

Александр Хинштейн: - Нет. Сергей, прекратите лукавить.

Сергей Канаев: - Мы не раз обращались к властям и говорим о том, что нужно как-то реагировать на те выступления, которые имеют места. Никаких на сегодняшний момент сил, причастных к каким-то политическим структурам, с нами нету. Никаких бунтов не планируется.

Вопрос из Интернета, задает один из организаторов: - Мы не планировали задавать вопросы из Интернета, но на номер телефона, указанный для аккредитации прессы пришло несколько СМС. Участники готовы ответить на вопросы Интернет-аудитории? Нет возражений?

Сергей Канаев: Возражений нет.

Александр Хинштейн: Задавайте, конечно:

Вопрос Интернет-аудитории: Скажите, считаете ли вы праворульные машины источником повышенной опасности, снова вопрос. И еще один - как вы относитесь к тому, что некоторые политические силы хотят воспользоваться «протестным настроением» приморцев, автомобилистов?

Сергей Канаев: - Отрицательно. Хотелось бы, чтобы шел конструктивный диалог, в том числе с властью, и все было организовано санкционированно и проходило в мирном русле. Есть определенные интересы людей, есть определенные интересы бизнеса и с той, и с другой стороны. В данном  случае мы отстаиваем не интересы бизнеса, а в том числе интересы бизнеса. Мы отстаиваем выбор людей, которые хотят ездить на тех автомобилях, которые они считают для себя более удобными.

Сергей Ильин (модератор): - Сергей, правильно ли я понимаю, что Вы сейчас сказали? Как глава Федерации, организовавшей протестные акции? Вы сказали о том, что вы не поддерживаете присоединения к вашему чисто человеческому протесту каких-то политических сил?

Александр Хинштейн: - Дополню: вы показываете свою лояльность, но с некоторыми поправками

Сергей Канаев: - Вы знаете, мы не против политических партий, которые поддерживают нас в данном вопросе. Мы - против использования политическими партиями наших акций в своих политических интересах, против получения кем бы то ни было политических дивидендов от этих акций.

Александр Хинштейн: - Машина с правым рулем является источником повышенной опасности, это очевидно. Потому что участник дорожного движения, который управляет машиной с правым рулем... У нас вся система дорожного движения построена по принципу левого руля. Это то же самое, как ехать с левым рулем в Великобритании, в Таиланде или в Австралии. Английские власти поощряют у себя развитие и увеличение объемов продаж машин с левым рулем. Теперь, что касается политики. Безусловно, политические силы пытаются и будут пытаться использовать эту ситуацию в своих целях. Это очевидно. Более того, эти акты уже используют. Люди, я допускаю, действительно выходили с точки зрения защиты интересов, чтобы им разрешили перегонять машины. Они на этом живут, это их хлеб; их мотивация понятна. Но когда там появляются плакаты «Банду Путина - под суд!»... Политические силы, в том числе оппозиционные, будут использовать эту позицию для раскачивания. Это понятно, и это совершенно с их точки зрения оправданно, потому что любая оппозиция заинтересована в том, чтобы максимально пропагандировать свои идеи и убеждения на каких-то проблемах и на сложностях людей. Это вполне естественно. Если бы мы находились в оппозиции, «Единая Россия», мы бы точно так же это использовали. Вопрос только - какими методами? Неслучайно на этих митингах, на этих пикетах появлялись плакаты откровенной антиправительственной направленности. Мой оппонент говорит, что это не они их поднимали. Понятно, что как организаторы не вы эти плакаты поднимали. Но кто-то там поднимал. Люди, приходившие туда, их поднимали; это были политические лозунги. Очевидно, что кто-то пытался использовать это в политических целях. Два коротких момента: то, о чем вы все время пытаетесь уйти в сторону. Вы говорите: «Ниссан» - не российская машина». Нет, это российская машина. Если японец родился в России, живет там, у него паспорт гражданина РФ, то он - россиянин. А если русский родился и живет в Японии, он японец по своему гражданству; он налоги платит в Японии. Машины, собранные в России руками русских рабочих, налоги от которых поступили в российский бюджет, является российской машиной. Это принципиально важная вещь, и никто не говорит, что ограничивает свободный выбор. Никто не говорит, что покупать надо только «Ладу Калину». Не нравится? Покупайте «Ниссан», покупайте «Тойоту», покупайте «Форд», покупайте «Шкоду», но только собранную в России. Государство вам поможет, даст субсидированный кредит, обеспечит. В чем проблема, в чем сложность? В том, что есть какое-то количество людей, которое на этом крупно зарабатывает и не хотят терять вот этот свой бизнес? Вы меня извините, Сергей, но когда мы в самом начале обсуждали, вы ведь согласились, что защищаете свой бизнес. А сейчас вы говорите: «мы - за водителя, мы - за автолюбителя!» Странная история.

Сергей Канаев: - А чем это противоречит?

Александр Хинштейн: - Вот, нет противоречия. Практически каждый взрослый, совершеннолетний гражданин России является также автолюбителем. И я являюсь автолюбителем, и вы, и В. В. Путин. Мы все - автолюбители. Противопоставлять людей по принципу «кто - автолюбитель, а кто - государство» - такой же абсурд, как противопоставлять тех, кто ест мясо, или тех, кто пьет воду негазированную, и государство. Нет жесткого противопоставления, а есть попытка раскачать эту ситуацию. Если бы в ответ на митинги, в ответ на акции людей государство сделало вид, что их не слышит, государство бы на это - извините - забило «болт с большой гайкой», были бы основания государство обвинять в глухоте, в немоте, в слепоте. Говорить, что государство у нас - никакое. Еще раз повторяю: люди вышли, сказали, что не могут покупать за эти деньги. «Хорошо», - сказало правительство - «мы вам будем тарифы за счет бюджета субсидировать бесплатно». Если вы говорите, что дорого стоит отправить машину, бесплатно будет перевозка. Мы «РЖД» компенсируем за счет бюджета, 2/3 вам кредитной ставки полностью закрывает за счет бюджета. Что еще нужно? Чем вас не устраивает?

Сергей Канаев: - Опять же, говорю о том, что мы не противопоставляем отечественный автопром!

Александр Хинштейн: - Хорошо

Сергей Канаев: - Мы - за то, чтобы все развивалось в совершенной конкурентной среде. Хватит протекционистских мер.

Александр Хинштейн: - А двадцать заводов куда девать?

Сергей Канаев: - Двадцать заводов - это хорошо...


Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы