Наши
сообщества

Джеймс Курт: Почему "шатается" Европа

Просмотров

Автор этих строк в начале девяностых написал статью, в которой утверждал, что Европа в целом, а Германия в частности доказали возможность существования альтернативной модели капитализма - некоего социального капитализма, альтернативы американской модели. Но тому, что казалось тогда крайне вероятным, не суждено было сбыться. Сейчас европейская модель не только избегается другими странами - она просто складывается как карточный домик.

В то, что Европа способна развить новую модель, некую модель социального рынка и социального капитализма, в начале девяностых верило великое множество других людей. Но у Европы так и не появилось новой модели развития по нескольким важным причинам. Во-первых (и это очень важно, поскольку такая же проблема стоит перед Россией и, конечно же, перед Японией) - Европа испытывает демографический спад.

Стремительное падение уровня рождаемости и, следовательно, резкое уменьшение числа молодых работников, которые необходимы для поддержания все растущего числа пенсионеров, проходило на фоне увеличения численности последних. При условиях социального рынка или социальной капиталистической модели пожилые люди и пенсионеры получают от государства крупные пособия и пенсии. Демографический спад - это проблема, с которой сталкиваются многие страны, но именно европейская модель развития предполагала наибольшую зависимость людей от государственного социального обеспечения и самые различные социальные льготы пенсионерам. В странах Европы увлеклись этим процессом сильнее, чем в других странах. Их экономическая база, обеспечивавших пожилых людей, просто "треснула".

Это, в свою очередь, очень тесно переплетается с культурными изменениями. Исторически так сложилось, что в странах с большим числом верующих, особенно христиан различных конфессий и, конечно же, мусульман, уровень рождаемости зачастую выше, чем в странах с небольшим числом верующих. По очевидным причинам религия поощряет семейные ценности, и в семьях появляются дети.
Когда Европа утратила свою религиозную идентичность и веру, она утратила и стремление создавать семьи. Повышение уровня рождаемости также наблюдается в странах с активной социальной или патриотической идентичностью. При активной национальной идентичности у людей появляется общее стремление к улучшению будущего своей нации.

При отказе от религиозной и от национальной идентичности человек остается только с собственной индивидуальной идентичностью, выстроенной вокруг него самого, дети, в особенности в чрезвычайно урбанизированных обществах, уже не приносят экономической выгоды, превращаясь в обузу, в том числе и финансовую. В городских высокообразованных и высокопрофессиональных обществах, которые помимо этого являются секулярными и пост-национальными, практически ничто не поощряет людей на то, чтобы завести ребенка. Результат - демографический "провал" Европы.

Конечно же, с исторической точки зрения взаимоотношения европейских и российских ценностей остаются двойственными и даже диалектическими. С одной стороны, очевидно, что на развитие российских ценностей в течение многих веков оказывали европейские ценности.

Россия была ведущей страной Восточного Православия, а большая часть Европы верила в латинскую, римско-католическую, версию христианства. И, конечно же, в России не было Ренессанса, Реформации и Просвещения в европейском понимании этих терминов. Но помимо существенных различий существовали и многочисленные сходства. Это справедливо и на сегодняшний день. Если бы автору предложили ответить на вопрос, какая страна имеет ценности, наиболее схожие с европейскими, то, по очевидным причинам не называя такие страны как США, Канада или Австралия, Россия заняла бы в этом списке первое место. России следует сохранять свою идентичность, Европе - свою, но при этом необходимо помнить, что часть этих обеих идентичностей имеет общие христианские корни и общую классическую культуру, эллинистическую и римскую. И Европе сейчас об этом наследии стоит думать не в меньшей степени, чем России, если она хочет влиять на происходящие в мире глобальные процессы.

Полностью интервью с американским политологом, специалистом в области международной политики, главным редактором журнала Orbis, участником "Коалиции за реалистичную внешнюю политику" США
Джеймсом Куртом можно прочитать на сайте Мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности"

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы