Наши
сообщества

Левада-центр: Об 'оппозиционной' Москве, митинге Навального и ожиданиях революции

Просмотров

Комментируя последние события в Грузии, заявления блогера Алексея Навального и данные социологических опросов замдиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин объяснил Politonline.ru, сколько москвичей можно ожидать на протестных акциях, почему "борец с коррупцией" не соберет митинг на 800 000 человек и стоит ли ожидать оранжевых или иных революций. По мнению одного из руководителей социологической службы (называемой СМИ "наиболее оппозиционной") российская политическая система и власть обладает огромным запасом политической прочности.

Напомним, что на основании данных майского опроса "Левада-центра" пресса сделала вывод - жители Москвы более оппозиционно настроены, нежели жители остальных регионов. При этом "Левада-центр" (и традиционно "запускающие" его данные в информационное поле "Ведомости") не удержались от стандартной манипуляции (о которое неоднократно писал Politonline.ru) - включив в список реально действующих парламентских партий незарегистрированное движение ПАРНАС. Добавим, что ранее эксперты оценивали подобный трюк как попытку влияния на общественное мнение с целью напоминания о существовании движения и создания у общества ощущения, что оно представляет собой реальную политическую силу (тогда как данные социологических опросов говорят обратное).

"То, что граждане заявляют о своей готовности к протестам или поддержке оппозиционных сил не означает, что это (поддержка или выход протестовать) произойдет в реальности",- заявил социолог. "Это обыкновенная ситуация, когда из выразивших намерения лишь процент его реализует",- пояснил Гражданкин, приведя в пример предвыборные социологические опросы. В них, по словам специалиста, о своем желании придти на избирательные участки и проголосовать за ту или иную политическую силу говорят до 86% человек, однако в день голосования на участки приходит от 30% до 70% из "желавших". Такая же ситуация и с протестами - несмотря на то, что о поддержке протестующих или собственном желании присоединиться к протестам, подждержать какие-либо оппозиционные силы могут заявлять до четверти населения (в США недовольство властью выражают более 2/3), "на Триумфальной, Пушкинской и прочих площадях стоят малолюдные митинги и пикеты",- считает представитель "Левады".

НА ТЕМУ: Левада-центр: Между готовностью протестовать и протестом - огромная пропасть

Он также объяснил, что "есть такой психологический момент, что присоединиться к многотысячному митингу, какие были в конце 80-ых, например, гораздо легче, чем к небольшим" (которые собирают активисты существующих оппозиционных движений и партий). И впрямь - если учесть хорошо известный в мировой политологии принцип "невыход протестовать означает молчаливую поддержку, при этом невыход поддерживать не означает протеста". Верно - вспомним собравший несколько тысяч участников митинг-концерт на Пушкинской плозади за Химкинский лес, когда не менее трети (а то и половина) собравшихся пришла не столько "за лес", сколько "на живого Шевчука".

НА ТЕМУ: 'Узок их круг' или не путайте Рунет с 'политтусовкой'

Как "присущую всем ведущим политическую деятельность особенность - желание преувеличить, прихвастнуть, подать себя в выгодном свете" оценил Алексей Гражданкин и слова блогера Навального, в интервью "Эхо Москвы" заявившего, что обладает около 5 000 000 сторонников и может вывести на улицы Москвы до 800 000 протестующих. По мнению замглавы "Левада-центра", максимальная "планка" Навального вряд ли превысит стандартное количество участников согласованного митинга "несогласных" - и то, "если будет серьезный повод и не будут "пугать",- добавил он. Больше того, заявления Алексея Навального о столь значительной поддержке в интернете кажутся эксперту некорректными.

НА ТЕМУ: Вне интернета Навального нет

"Мы проводили опросы общественного мнения о Навальном не только вообще в России (где его знает часть от статистической погрешности), но и оценку его поддержки среди интернет-аудитории, она совсем не так велика",- поделился Гражданкин. "Политически активны и вообще интересуются политикой лишь 10% интернет-пользователей максимум",- подчеркнул он, в очередной раз подтвердив позицию ведущих российских и европейских социологических служб о том, что нельзя путать "интернет-политтусовку" и реальное общество (и тем более делать экстраполяции на все общество по "срезу мнений" в этой среде). "В Москве 800 000 человек - это каждый десятый человек, если принять население столицы за 10 миллионов и вычесть количество детей, это абсолютно нереально",- считает специалист.

Кстати, знакомая Алексея Навального из столичной "медиаполитической тусовки" на условиях конфиденциальности сообщил Politonline.ru, что "Алексей не будет сейчас призывать к выходу на площадь никого, потому, что если он позовет, а выйдут опять 1000 человек, то это будет финал его политической карьеры". "Он будет до последнего нервы власти щекотать, но не позовет. Сколько выйдут? Ну, тысячи полторы, как всегда. Одно дело - сидеть на попе ровно и отсылать копейку и перепостить, а другое - пойти на митинг",- считает она. "Скорее всего, Лёша попробует примкнуть к какой-то заведомо многолюдной акции, чтобы не стыдно было, но и то это под вопросом", - пояснила журналист и предложила "спросить у самого Навального". Вот только Алексей Навальный не отвечает даже на неоднократно задавашиеся ему в ЖЖ и твиттере "три вопроса начистоту" - что уж здесь ждать откровенности.

НА ТЕМУ: Про 'массы', которые не 'сметут'

А вот предпосылки ситуации в Грузии, где в начале недели прошли массовые выступления оппозиции, закончившиеся жестоким разгоном протестующих с помощью резиновых пуль, газа и звукового оружия Алексей Гражданкин оценивать не стал - сославшись на то, что "Левада-центр" не проводил там значимых социологических исследований. Однако на просьбу оценить вероятность подобного в России известный социолог согласился - по его мнению, подобных протестов "можно не ожидать". "Я не знаю, насколько революционной и напряженной была ситуация там [в Грузии- прим.ред.], но в России нет революционной ситуации. Да и даже в конце 90-ых, когда население было тотально недовольно и экономической, и внутренней, и внешней политикой власти и то не было революции",- поделился Гражданкин. "Сейчас же благодаря и ценам на нефть, и существующим управленческим и финансовым ресурсам власть может снизить и погасить социальное напряжение",- считает он. "У политической системы и власти сейчас очень большой запас прочности и устойчивости", - констатировал социолог.

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы