Наши
сообщества

Либерализм - орудие пролетариата?

Просмотров

Глобальная демократия может стать идеологической платформой, на основе которой недемократический капитализм, может быть заменен иным типом социальных отношений, считает профессор мировой политики Тейво Тейвайнен.

Традиционные споры представителей левых и правых идеологий о наиболее предпочтительной, с их точки зрения, модели экономического развития, в условиях современности являются, по сути, профанацией. По мнению профессора мировой политики и директор по науке Центра по совершенству в исследовании глобального управления Хельсинского университета Тейво Тейвайнена, многие люди пребывают в иллюзии, что либеральные идеи являются идеологической основной капитализма, в то время как большая часть настоящего капитализма базируется на нелиберальных идеях.

Например, "свободная торговля" подразумевает собой сделки, которые заключаются внутри могущественных корпораций. "Это называется межфирменной торговлей, которая, по оценкам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. - Прим. ред.), составляет более 50% всей международной торговли. Цены часто определяются в результате решений, которые принимаются в отделах стратегического планирования этих корпораций, а не регулируются "невидимой рукой рынка", как гласят классические трактаты об экономических законах. Этот феномен называется трансфертным ценообразованием, и он имеет любопытное сходство с административным регулированием цен в Советском Союзе", - поясняет Т. Тейвайнен.

Таким образом, нельзя сказать, что "либерализация" торговли предполагает переход процессов принятия решений в отношении торговли товарами из сферы политического планирования в сферу экономической свободы. И это обстоятельство, по мнению эксперта, сбивает с толку многие левые силы, которые использует термин "неолиберализм" с целью критики капитализма, помогая тем самым укорениться идее о взаимосвязи капитализма и либеральных свобод. "Левые до сих пор не догадываются, что они тоже могли бы использовать либеральные идеи о свободе, но с другой целью - для критики капиталистической действительности", - считает политолог.

Тейвайнен проводит аналогию с советским прошлым, когда наблюдалось "несоответствие между учебниками марксизма-ленинизма, провозглашавшими правление рабочих, и иерархически организованной системой социалистической номенклатуры". "В той же мере сегодня мы наблюдаем несоответствие между идеалистической картиной мира неоклассической школы, предусматривающей существование либеральных свободных рынков, и реальным иерархически организованным капитализмом, который во многих отношениях является плановой экономикой. Если левые силы это осознают, то глобальная демократия может стать идеологической платформой, на основе которой недемократический капитализм, может быть заменен иным типом социальных отношений, основанным на демократии и свободе", - утверждает учёный.

Тейво Тейвайнен также доказывает зависимость между геополитическим положением государства и его отношениям к современным проблемам.

Например, в Финляндии критический анализ капитализма исчез после распада СССР, поскольку радикальные левые в Финляндии были идеологически очень связаны с Советским Союзом.  В отличие от ситуации в ряде других европейских стран, где ультралевое движение имело различные течения, образованные на основе идей Грамши, Троцкого, Мао и различных мыслителей анархистской традиции. "Геополитическая близость между Финляндией и Россией являлась ключевым фактором исчезновения критического анализа капитализма в Финляндии после распада СССР", - утверждает учёный. Он также приводит и другие примеры, когда географическое положение влияло бы на доминирующие в стране убеждения. "Возьмем, к примеру, Тайвань или Республику Корея, которые стали стремиться к индустриализации после того, как столкнулись с могущественными соседями. Мексиканцы постоянно говорят о том, что они очень далеко от Бога, но зато близки к Соединенным Штатам - и это повлияло на их взгляды на различные проблемы, включая, из наиболее недавних примеров, политику в отношении наркотиков", - поясняет он.

Одним из важных факторов, способным предопределить дальнейшее развитие мировой цивилизации Тейво Тейвайнен считает транснациональные общественные движения, которые "могут быть полезными для глобализации демократической модели". "В некоторой степени такие движения могут ослаблять суверенитет национальных государств и способствовать формированию наднациональных центров власти и принятия решений", - говорит эксперт, затрудняясь оценить, насколько это будет хорошо или плохо для демократии.

"Общественное движение, как правило, направлено на борьбу с чем-либо негативным или достижение определенных изменений. Однако такая борьба по своей природе может быть различной. Исследователи и СМИ часто не сомневаются, что общественные движениям направлены на демократические преобразования или обеспечение большего объема прав человека. Тем не менее, существуют и такие общественные движения, которые заинтересованы в принятии политических решений авторитарного толка", - считает он.

Эти и другие проблемы будут обсуждаться на одной из секций Мирового политического форума в Ярославле, в работе которого планирует принять участие и Тейво Тейвайнен.

Учёный рассказал, что если сначала он опасался, что Форум "будет встречей лишь официальных элит", то после разговора с Иммануилом Валлерстайном, изменил свою точку зрения. "Насколько я успел понять, на Форум приедет достаточно широкий круг лиц с различными идеологическими убеждениями", - рассказывает он.

"Поэтому я ожидаю интересных дискуссий, в которых будет место для противоположных мнений. Я также надеюсь узнать больше о России и о том, каким образом проблемы демократии и капитализма обсуждаются в ней сегодня", - резюмирует он.

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...