Наши
сообщества

Место смерти сдали в политическую аренду

Просмотров

С местом смерти Немцова, которое оппозиционеры, навалив туда кучу цветов, заставив фотографиями, и повесив самодельную табличку «Немцов мост», гордо окрестили мемориалом, все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Пару дней назад, некие «неизвестные», этот самый мемориал демонтировали. Убрали все цветы, фотографии и таблички. И тут же поднялась волна оппозиционного гнева. На первой линии обороны, внезапно, выступил муниципальный депутат и урбанист всея Москвы, Максим Кац. Естественно, он и иже с ним уже второй день рассказывают о том, что «неизвестные» - какие-то подозрительные, и уж не по заказу ли режима учиняют такой вандализм?

Кто-то там уже увидел машину ГИБДД, которая помогала этим людям убирать все мемориальные фетиши с моста, отгоняла наблюдателей и не позволяла снимать происшествие. Правда, по словам того же Каца, кроме одного человека, этого дорожного патруля больше никто не видел.

В принципе, этими людьми, могли оказаться активисты НОД или «Антимайдана», на которых так усиленно намекают оппозиционеры. Но в политической реальности нашей, да и любой другой страны так дела не делаются. В случае таких анонимных политических акций первый вопрос всегда должен быть один и тот же: «кому и зачем это выгодно?».

В случае с Немцовым, чтобы ответить, нужно несколько отмотать события назад. До первых часов с момента убийства политика. Кто и как использовал его смерть, помните? Сразу же начались оппозиционные пляски, разговоры про «московский майдан» и гражданские беспорядки. Про то, что режим слаб, если кроме политических убийств у него не осталось никаких иных инструментов. А убил-то несомненно режим и прочая «атмосфера ненависти».

И в первые же часы начался неприкрытый усиленный самопиар лидеров и активистов РПР-Парнас, да и всей оппозиционной тусовки. Все эти «после Немцова - я следующий» от Собчак, Коха и Ашуркова.

То есть, в принципе, в медийном плане, в плане саморекламы и героизации оппозиционного движения, вот, смотрите, и у нас есть мученики, выиграла несомненно несистемная оппозиция.

Но вот в чем нюанс, буквально через пару недель Немцов и его убийство стали забываться широкой общественностью. Это, к сожалению, особенность информационного общества. Информации настолько много, она идет нескончаемым потоком, и поэтому даже самые ужасные события довольно быстро стираются из массового сознания и общественной памяти. А уж убийство оппозиционного политика с практически нулевым, собственно, политическим весом - и подавно.

Понятно, что пресловутые оппозиционеры ничего не забыли. И исправно носили цветы и ставили свечи на этот мост, под стены Кремля. Но их абсолютное меньшинство. И какой-то резонанс, больше чем на две недели они поддержать не смогли. В общем, погиб Борис, ну и Бог с ним.

Политический мученик от всей несистемной оппозиции, а именно такой образ стали старательно лепить из покойного, так быстро забыться не может. Из смерти оппозиционера явно можно и нужно было выжать что-нибудь еще. И тут аккурат через месяц, практически ровно день в день, происходит демонтаж «мемориала». По-моему, как-то все слишком символично опять.

Потом с колоссальной оперативностью в медийном пространстве нарисовался Кац. С праведным гневом, с комплексом мер, по защите места памяти Немцова на мосту. С какими-то деньгами за букеты и фотографу, который теперь должен фотографировать каждый принесенный букет. С фотографом, правда, вышла промашка. Оказывается, Кац ему не платил, по его же признанию, он «напутал». И с рекламой «удобной логистической опции», то есть ближайшей цветочной торговой точки.

Сама по себе акция с демонтажом "мемориала", возмущает не только оппозицию. Сколько бы не писали наши охранители «ребята, идите на кладбище, возлагайте цветы на могилу, не нужно этого делать на мосту, там люди ходят», сочувствие у простых граждан прах Немцова таки заслужил. И некоторое возмущение такой кардинальной уборкой всех этих цветов и фотографий. Есть такая традиция в нашей стране, носить цветы не только на место захоронения, но и на место насильственной смерти. Вспомните все эти крестики и веночки по обочинам трасс, на местах ДТП с летальным исходом. Здесь аналогия примерно такая же.

Но еще раз давайте спросим себя, кто бы покусился на память об убитом человеке? Кем бы этот человек ни был при жизни. Насквозь консервативный «Антимайдан» или такой же НОД? Даже "крестоносцы" Энтео, помнится, просто постояли рядом с местом убийства Бориса Ефимовича с дурацкими плакатиками. Тем более, что память и об убийстве, да и о самом покойном из массового сознания уже стала стираться со стремительной неотвратимостью. Тот же поток цветов от самих оппозиционеров в последние недели как-то, мягко говоря, иссяк.

Или же на такой демонтаж «мемориала» могли пойти политические провокаторы, для которых традиции, даже такие, неформальные, явно ничего не значат, и для которых политический пиар куда важнее, чем чья-то там смерть?

Ответ, думается, очевиден.

Александр Самойлов

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы