Наши
сообщества

Правый распил. Как Навальный СПС к успеху привел

Просмотров

Совсем скоро думские выборы, и сегодня мы вспомним одну интересную историю, имеющую отношение к позапрошлой избирательной кампании 2007 года.

Речь пойдет об уголовном деле, которое пока не доведено до суда, но и не прекращено: дело о ста миллионах партии «Союз правых сил».

Напомню, что избирательный блок «Союз правых сил» (СПС) был формально учрежден 24 августа 1999 года несколькими «младореформаторами» - Немцовым, Гайдаром и другими. В 1999 году СПС прошел в Госдуму, набрав 8,5 % голосов.

14 декабря 2001 года на съезде было принято решение о преобразовании в политическую партию «Союз правых сил». В 2003 году, несмотря на все привлеченные финансовые ресурсы, концерты для молодежи и обилие рекламы, партия с треском провалилась на очередных выборах в российский парламент.

На выборах 2007 года одним из основных подрядчиков СПС в части предвыборных технологий стал Алексей Навальный, который уже тогда был знаком с Никитой Белых, руководившим партией с 2005 года. По итогам успешно проведенной кампании партия СПС набрала 0,96 % голосов проголосовавших избирателей, что стало абсолютным антирекордом для правых.

Как это было?

Перед выборами СПС решает провести рекламную кампанию, проведение которой предсказуемо доверил фирме Навального ООО «Аллект». С «Аллектом» были заключены 3 договора - на изготовление, размещение и распространение плакатов, и договор на передачу права на заключение договоров аренды рекламных конструкций с третьими лицами.

Согласно отчетности СПС в ЦИК по трем этим договорам за период с 11.05.2007 по 19.09.2007 партия перевела на счета ООО «Аллект» почти сто миллионов рублей:

При этом сама фирма «Аллект» (как и впоследствии «Главподписка» по делу Ив Роше, человек верен себе) не обладала собственным штатом и иными ресурсами для выполнения договора, и никогда не вела экономической деятельности.

Спрашивается, зачем было привлекать бесполезного подрядчика, когда размещением рекламы мог заниматься с тем же успехом сам штаб СПС? Полученные деньги перечислялись другим фирмам с признаками однодневок (они, по странному стечению обстоятельств, были ликвидированы вместе с ООО «Аллект»).

Как следует из переписки Навального, к этой работе он привлек родственников:

Оценить, по каким основаниям перечислялись деньги от ООО «Аллект» контрагентам, можно по этому счету:

Ни ссылок на договор, ни на иной оправдательный бухгалтерский документ. Просто - «за рекламные услуги». При этом в почте Навального имеется еще один документ, который он в октябре 2007 года отправлял Марии Гайдар.

Это отчет за сентябрь - таблица с указанием расходов на кампанию, но она почему-то представлена в двух экземплярах. В одном варианте расходы больше, в другом - меньше:

И это не комиссия за услуги, которая должна была составлять, со слов Навального, 5% от перечисленных сумм.

Это завышение стоимости услуг, которое обычно называют «распилом». Несмотря на все перечисленные доказательства, руководство СПС в лице Никиты Белых отрицало, что фирме Навального переводились какие-то деньги.

Вот содержание диалога телеведущего Владимира Соловьева и Никиты Белых в твиттере за пару лет до того, как последний угодил за решетку:

Белых: а что тебя по деньгам интересует? Спроси у меня

Соловьев: Навального ты нанимал? На какую работу? Сколько денег? на что потрачены?

Белых: Володя. Еще раз. Это были мои деньги. Кампания по наружке была свернута. Никаких денег через Навального не шло. В чем вопрос?

Соловьев: а был ли перевод фирме Навального ООО Аллект?

Белых: Нет

Соловьев: а проводка осталась. Не понятно. Если верить публикациям.

Белых: ок. Удачи тебе.

Сам Навальный не отрицал факт получения денег, а упирал на то, что потерпевших нет, а стало быть, не может быть и дела о мошенничестве. Отсутствие потерпевших с учетом позиции Белых неудивительно, однако, в соответствии с нормами УПК РФ, запрещается возбуждение дела без заявления потерпевшего только в том случае, если потерпевшим является коммерческая организация.

Партия - организация некоммерческая, а стало быть под эту норму не подпадает. Любопытно отметить, что Навальный вел рекламную кампанию СПС, на тот момент входя в партию «Яблоко» (из нее он был исключен в декабре 2007 года).

Согласно уставу «Яблока», член партии обязан "Ставить в известность руководящие органы регионального отделения либо Партии о своем участии в работе других политических партий, создаваемых (учреждаемых) ими или их структурными подразделениями средств массовой информации, организаций и предприятий, а также предвыборных штабов кандидатов от других политических партий."

Навальный нарушал принятые на себя обязательства и работал на прямого конкурента своей партии - причем работа эта вызывает массу вопросов по линии финансов.

В пользу версии о распиле свидетельствует тот факт, что после кампании у Навального внезапно появились свободные деньги - в 2010 году он планировал вложить в проект в Черногории 300-350 тысяч евро.

Откуда еще несчастный функционер московского «Яблока», который вел передачу на «Эхо Москвы» про лужковскую застройку Москвы, мог взять такие деньги?

Может быть Навальный оказал СПС какие-то особо креативные услуги, придумывал удачные агитационные плакаты?

Полюбуйтесь на примеры визуальной пропаганды СПС:

Шедевром творчества пиарщиков СПС стал фильм Марии Гайдар под названием «Путин-дявол».

 Неудивительно, что с такими горе-технологами, как Навальный, и «бьющей в точку» агитацией СПС набрал на выборах-2007 менее 1% голосов, фирма «Аллект» была спешно ликвидирована, как и сам СПС, а финансовая отчетность - уничтожена.

Этим и объясняется тот факт, что объявление до сих пор никому не предъявлено. Однако, учитывая недавний арест Никиты Белых по обвинению во взятке, не исключен вариант, что дело о «деньгах СПС» получит ключевого свидетеля и закончится обвинительным приговором.

Илья Ремесло

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...

Читайте также