Наши
сообщества

Владимир Бурматов

Просмотров

Не ругайте погоду.
Если бы не она, людям не о чем было бы говорить друг с другом.

О кризисе, хорошо это или плохо, начали говорить как о погоде. То есть все знают, какая она, эта погода. Все помнят, какой она была вчера, и все читали прогноз на неделю. Но все равно говорят. В тренажерных залах, в очередях в поликлинике, в метро, на работе, дома.

Что удивительно, по популярности тема кризиса погоду уже и обошла, даже не смотря на все старания совсем не зимнего декабря. Чтобы поддержать беседу теперь нужно разбираться в колебаниях курса доллара, индекса РТС и цен на элитную московскую недвижимость. И конечно иметь про запас историю про уволенного знакомого. Пересказываемые друг другу на миллион раз эти истории, курсы, индексы и цены образуют совершенно невероятный информационный шум и делают из кризиса уже не экономическое, а вполне социальное явление. Причем самостоятельное, существующее само по себе, порожденное экономикой, но живущее уже еще в одном, параллельном, совершенно человеческом измерении. Что, кстати, накладывает отпечаток и на методы борьбы с ним: недостаточно будет искоренить его причины и исправить последствия. От этого кризис не умрет как явление. Его не станет лишь тогда, когда о нем прекратят говорить. Не когда с ним справится экономика, а когда от него устанут люди. Точно также как они устали от стабильности «нулевых» годов. Когда он станет скучен. Но до этого еще далеко. Кризис обсуждаем и даже моден. А раз моден - значит продаваем.

Оглянитесь вокруг. Кризисом торгуют направо и налево как каким-нибудь чемпионатом мира по футболу, Олимпиадой, «Евровидением» или солнечным затмением. «Антикризисные» товары, «антикризисные» распродажи, «антикризисные» бизнес-ланчи, скидки, товары, вклады, тарифы и много чего еще ставшего вдруг из совершенно обычного и особо никому не нужного «антикризисным» и оттого необходимым, важным и... продаваемым. Ушлые рекламщики (кто там говорил, что их всех посократили?) сделали кризис маркетинговым ходом, торговой маркой, брендом. Если бы его не было, им бы пришлось его придумать.

Дальше других в этом деле пошли СМИ. Здесь никому ничего рассказывать не надо. Посмотрите на баннеры, которыми они обмениваются друг с другом. Почитайте заголовки. Материал про кризис? Ставим! Не про кризис? Придумываем заголовок про кризис и тогда ставим! И не стоит пенять им на сознательное «нагнетание истерии», «сгущение красок» и прочие непотребства. Они лишь реагируют на спрос, который мы сами создаем. И до тех пор пока мы не раздумывая будем жать курсором на баннер «Как уберечься от дефолта?», который, разумеется, ведет на статью, рекламирующую какие-нибудь тапочки, такие баннеры будут появляться и множится. Усиливая кризис. Потому что о его динамике мы пока, к счастью, судим большей частью именно по ним. Мы воспринимаем кризис глазами и ушами, то есть читая, смотря и слушая, а не ощущая его на собственной шкуре.

Поэтому, отвечая на резонное предложение попробовать рассказать, что кризис - это хорошо продаваемый бренд сталевару, вчера уволенному с завода, я отвечу: сталевара это не касается. Потому что сталевар о кризисе не болтает. Ему некогда. Он работу ищет. Пока же подавляющее большинство именно болтает о кризисе - он существует скорее на словах, чем на деле. А значит все не так уж плохо.

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы