Наши
сообщества

Ясен Засурский: Иностранные СМИ отнимают рынок у нашей прессы

Просмотров

Ведущие СМИ Запада в последние месяцы фактически демонизируют Россию, идет информационная война. Многие убеждены в необходимости  усиления мер по защите национальных интересов в медиа-сфере. Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект об ограничении участия иностранных собственников в российской прессе. При этом отечественный медиа-рынок - один из наиболее крупных и богатых в мире - учитывая особую привлекательность для бизнеса неполитических развлекательных медиа (ТК СТС, «Домашний»,  Disney,  Discovery).

Politonline.ru расспросил почетного президента журфака МГУ Ясена Засурского о том, нужно ли защищать российские СМИ от иностранного влияния и оффшорной коммерции.

Как вы считаете иностранные игроки предпочтут осуществить требуемые законом изменения и скорее полностью уйдут с рынка?

- Я не думаю, что они полностью уйдут с рынка. Они приспособятся к этим требованиям, но... посмотрим, как это будет. Такие издания в РФ есть - например, "Ведомости" издают совместно с Financial Times. Но ,я думаю, они приспособятся к этому. Существует же такая практика во многих странах мира! Отмечу, что такие издания как "Ведомости" играют достаточно важную роль - но они, в какой-то момент, монополизировали всю деловую прессу, хотя грех молчать, что они достаточно много и объективной информации дают.

Уже появились домыслы политизированной публики, что законопроект затронет издания, симпатизирующие "белоленточной оппозиции". Ваше мнение - направлен ли закон специально против отечественной либеральной прессы или скорее заставят платить налоги и вывести из оффшоров иностранных юридических лиц-владельцев аполитичных СМИ наподобие телеканалов СТС, «Домашний»,  Discovery, печатных изданий домов  Burdaи  CondeNast?

Есть Forbes - это международный журнал, который  дает возможность нашим богачам узнать, сколько у них денег. Они, может быть и не нарочно, но дают нам представление о том, как действует иностранный капитал в рамках нашего государства. Мне кажется, здесь есть свои плюсы, свои минусы. Минусы в том, что они, конечно, не входят в рамки нашей культуры полностью, хотя и дополняют ее. И в том, что не прямо, но косвенно могут поддерживать разные тенденции таких активных действий со стороны, влияния, давления.

Forbes, обозначая олигархов, грубо говоря, показывает пальцем на наших богачей. В этом смысле, конечно, влияние прессы достаточно полезно, но и очень опасно. Таким образом очень легко манипулировать общественным мнением, если ты монополист и ты обвиняешь или выставляешь человека в каком-то свете.

Крайне важно понимать, что иностранные СМИ отнимают не только налоги, но и рынок у наших газет, журналов, нанося пусть не критический, но все же ущерб. Тем не менее, в телевизионной сфере это сказывается - и тут есть основания иностранное присутствие ограничить. Кроме того, здесь имеются важные финансовые вопросы - та же  реклама. Причем не только в коммерческом, но и этическом смысле. У нас самый главный момент проникновения  зарубежных образов, это играет не пресса, не содержание прессы , а реклама. Это реклама создает образ западного мира, под который подстраивает общество.

Понимаете, наша страна - увы - пока не имеет своей мирового уровня качественной газеты, которая принадлежала бы россиянину. И вот здесь, я думаю, главное не столько "прижать" иностранные СМИ, и собрать с них лишние деньги, заставить их платить за то, что они здесь. Важно сделать нашу журналистику очень эффективной - в частности, журналистику печатную. Одним словом, профессиональные качества российской журналистики нуждаются в усовершенствовании. Пока что все материалы, которые печатаются в наших деловых газетах, основываются на информации и на концепциях этих западных журналистов. А значит, нужно развитие нашего журналистского и аналитического корпуса.

 

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы