Widgets Magazine

Яндекс наконец-то станет СМИ. Вот только каким?

В ноябре "Яндекс" собирается открыть информационное агентство, информация для которого будет полностью автоматизирована. Это значит, что самые топовые сообщения в поисковой строке будут отбираться с помощью компьютерных алгоритмов. Об этом рассказала газете "Ведомости" руководитель проекта "Яндекс для медиа" Мария Петрова.

В первую очередь будет вестись подборка новостей о погоде и пробках, далее - выставляться дайджест популярных событий. Для телеканалов будет автоматически сформирован график новостей, для радиостанций- текстовый интерфейс, интернет-СМИ же получат готовую ленту уведомлений.

Значит ли это, что подборка материалов для "Яндекс. Новости" станет более беспристрастной? В предыдущие годы доказательства вмешательства человека в работу" автоматических алгоритмов сортировки тем" неоднократно появлялись в СМИ. Хотя в "Яндексе" настаивали на том, что их редакторы не принимают участия в статистике "отсеивания" новостей.

Ранее эксперты приходили к выводу, что "Яндекс" (обладая монопольным положением на рынке поиска в России), создает иную медийную реальность - формируя новостные сюжеты из сообщений ресурсов, большинство из которых СМИ не являются и политически весьма ангажированы.

В такую ситуацию попадала и Правда.Ру. Председатель совета директоров Pravda.ru Вадим Горшенин объяснял, как это отразилось на работе сайта.

"Проблемы у нашего портала начались давно - мы практически не попадали в поисковую выдачу "Яндекс.Новостей". Я писал письма в компанию, но ситуация не менялась. Последней каплей стала ситуация с резонансной статьей американского сенатора Джона Маккейна, которую он написал эксклюзивно для нашего сайта в феврале этого года. Оказалось, что поиск "Яндекса" приводил читателя на дубликат этой статьи, перепечатанной какой-то татарской газетой. Мы, как первоисточник, не получили ни одного перехода от поисковика. И после этого прервали всякое сотрудничество с компанией "Яндекс"", - отмечал он.

"Имея под рукой мощный механизм контроля новостной среды, сложно удержаться от соблазна осуществить тонкую наладку механизма поиска, акцентировать внимание населения на определенных проблемах общества, придать работе алгоритмов некоторую политизированность",- писал журнал "Эксперт".

"Яндекс начнет рассылать в СМИ сообщения агентств, подрывая экономическую основу их существования. Ведь понятно, что тот это может резко сократить у ИА количество подписчиков среди СМИ. И если для "России сегодня" это не так страшно с их финансированием, то для того же "Интерфакса" это может оказаться крайне губительным...",- также считает Вадим Горшенин.

"Среди менеджеров и программистов достаточно сильны псевдолиберальные, протестные идеи. Многие из них остаются активными участниками «белоленточного» движения. Имея под рукой мощный механизм контроля новостной среды, сложно удержаться от соблазна осуществить тонкую наладку механизма поиска, акцентировать внимание населения на определенных проблемах общества, придать работе алгоритмов некоторую политизированность",- отмечали журналисты.

Кроме того, ранее поисковик - не обращая внимание на решение Генпрокуратуры и указание Роскомнадзора - проводит полнотекстовую трансляцию заблокированных ресурсов. Также во время событий на Майдане, в Крыму и украинского кризиса в целом, действия Яндекса вызывали негативную оценку экспертного сообщества. Мало того, многие блогеры и ряд экспертов обращали внимание, как Яндекс.Новости создавали "нужную" информповестку для своих читателей. Некоторые издания и пользователи, в том числе, цитировали заголовки "независимого новостного агрегатора" времен кризиса вокруг Абхазии и Южной Осетии и заголовки сюжетов в период крымского референдума.

Сможет ли новый проект "Яндекса" избежать любого человеческого давления и автоматизировать свою систему так, чтобы представить пользователю достойную информацию беспристрастно? Покажет время. И желание стоящих за этим проектом людей.

Читайте также

Система Orphus