Наши
сообщества

Хотите дороги как в Европе? Работайте по-европейски!

Просмотров

С 15 ноября вводится новый порядок налогообложения на транспортные средства. Особенно это касается грузовых автомобилей, перевозящих тяжелые грузы. Теперь дополнительная плата вводится для машин весом 12 тонн и выше. Однако до 29 февраля эта пата будет в два раза меньше, чем планировалось изначально, по полтора рубля за километр федеральной трассы. С 1 марта и до конца 2018 года плата составит 3 рубля и 6 копеек за километр.

Понятно, что решение о повышении дорожного налога компаниями грузоперевозок и дальнобойщиками было воспринято без особого восторга. Но в данном случае наша страна следует европейским и американским практикам, где уже давно за разрушение полотна платит пользователь этого полотна, то есть водитель. При этом основное бремя ложится именно на водителей грузовиков и компании дальнобойных перевозок. Грузовики весом от 12 тонн и выше в той же Германии платят от14 до 29 евроцентов за километр, во Франции - от 11 до 15,5 евроцентов и это заметно выше уровня, который вводится в России.

При этом важно понимать, что основной урон дорожному покрытию наносят именно тяжелые грузовые фуры. Проезд одного такого автомобиля для дорожного полотна равносилен нескольким тысячам проездов легковой машины. В российском автопарке в общих пропорциях, грузовых фур зарегистрировано менее 4% от всех автомобилей. И именно на эти 4% приходится порядка 56% всех разрушений дорожного полотна.

Закон о плате за разбитые дороги был принят ещё 4 года назад, но в реальную практику он вступает только сейчас. За 4 года все как-то забыли о существовании этих фискальных норм, отсюда и неприятное удивление, а где-то и возмущение взиманием дополнительной платы. По словам министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова, «конечно же, все профессионалы, а большегрузные автомобили - это бизнес, который осуществляет перевозки по федеральным трассам, знали об этой мере и готовились к ней. Но как всегда у нас снег выпадает неожиданно. Так и здесь получилось».

Нужно сказать, что представители транспортных компаний заговорили о повышении цен на конечный продукт, который они перевозят. Например, на продукты питания.

Однако, по подсчётам экспертов, повышение составит сотые, в крайнем случае - десятые доли процента.

Во-первых, потому, что доля перевозок такой продукции сравнительно мала, менее 10 процентов от всех автомобильных грузоперевозок по стране. Во-вторых, сами автомобильные перевозки оптовых партий какой бы то ни было продукции - не на первом месте. Наши бизнесмены в деле транспортировки товара предпочитают пользоваться услугами РЖД.

Плюсов же для страны в целом от дополнительного налога куда больше. По словам руководителя Федерального транспортного агентства Романа Старовойта, «правительство Российской Федерации рассчитывает за счет введения данной системы получить в бюджет дорожный фонд, в бюджет Российской Федерации в следующем году почти 40 млрд. рублей. Эти средства являются окрашенными, потому что деньги с дорожного фонда ни на какие другие цели невозможно истратить».

Понятно, что у большинства автомобилистов есть серьёзные претензии к качеству дорожных ремонтных работ. Но думается, что и до порядка проведения «дорожных тендеров» и мониторинга качества дело дойдет в ближайшем будущем. На общей волне кризиса и борьбы с коррупцией государство все более тщательно проверяет куда и на что идут бюджетные деньги. И ремонт дорог может стать одним из таких приоритетных пунктов, поскольку в правительстве понимают, что дополнительный налог, вызвавший определенное недовольство, должен быть реализован на практике с максимальной эффективностью. Иначе, что называется, электорат не поймёт.

Есть и еще один немаловажный момент: новый подход к фискальным практикам в сфере грузовых автоперевозок позволит сократить «серый» сектор грузоперевозок. Сейчас, по оценкам экспертов, едва ли не каждая пятая фура на дорогах России работает в обход налогов и нарушает установленные нормы по весу. Платежи и штрафы помогут легализовать рынок.

Кстати, о штрафах. Теперь они стали весьма существенными. По новой тарифной сетке они составят 450 тысяч рублей за первое нарушение для компаний-перевозчиков и 40 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей. В случае рецидива ставки будут подняты. Причем и здесь власти идут на уступки - взимать штрафы с 15 ноября начнут только в Московской области. Для остальных регионов России сроки сдвинуты на май следующего года.

При этом параллельно с повышением тарифов государство озаботилось и системой адекватного консультирования населения по новым законодательным нормам. Уже задействовано свыше 130 центров поддержки пользователей. Заработали и терминалы самообслуживания. Система «Платон» заранее начала регистрацию водителей 12-тонников и раздачу бортовых устройств и уже готова действовать в назначенный срок.

В общем, есть мнение, что все далеко не так страшно, как показалось компаниям-грузоперевозчикам на первый взгляд. К тому же избавление от «серого» сектора грузоперевозок - это благо само по себе. Поскольку это ликвидация еще одного сегмента коррупции, которая стала одной из главных проблем нашей политической и экономической системы.

Редакция

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...

Читайте также

Популярные темы