Наши
сообщества

Как Вселенский Патриархат дал отпор президенту Порошенко

Просмотров

На новый виток вышла бесконечная украинская эпопея с попытками создания своей, независимой от Московского Патриархата, но каноничной Церкви. В последние несколько лет такой привилегии официальный Киев пытается добиться от Константинопольской Церкви. Впрочем, патриарх Варфоломей, когда вежливо, а когда и не очень, отклоняет эти попытки.

Здесь стоит вникнуть в историю вопроса, чтобы была понятна суть происходящего. Дело в том, что «независимая церковь» прямо в головах евроинтегрированных и либеральных украинских элит связана с тотальной независимостью от России всей Украины в целом. Украинская же Церковь Московского Патриархата является самой большой и единственной каноничной православной деноминацией в этой стране. Все остальное - или раскольники самого разного толка, или не имеющие отношения к Православию религиозные структуры.

При этом религиозные вопросы для украинского политикума в данном случае являются глубоко третьестепенными. На чем, собственно, все эти милые люди регулярно и терпят фиаско. Забегая вперед, скажем, что примерно тем же самым, с практически стопроцентной вероятностью, закончится и эта история.

Попыткам организовать свое «православие» на Украине уже много лет. И сначала на эту роль прочили украинскую церковь Филарета Денисенко, раскольника, ушедшего из-под омофора Москвы в девяностые, когда его не избрали на Соборе Патриархом Всея Руси. Тогда он организовал на Украине свою «церковь», а его последователи принялись активно захватывать православные храмы.

Потом был период некоторого затишья, а дальше на Украине в ходе оранжевой революции к власти пришел Ющенко, который решил устроить повторный заход с организацией независимой украинской церкви. У него это, впрочем, тоже не получилось. Дальше был Янукович, а потом наступил «Майдан». И нынешние украинские власти - это прямо чемпионы по количеству попыток реализации «церковного проекта».

Здесь, кстати, необходимо понимать, что вся риторика о «единой украинской православной церкви» - она не о единстве, а скорее, наоборот. Для того, чтобы ослабить, расколоть, а в идеале - и попросту раздробить Украинскую Церковь Московского Патриархата.

Потому, собственно, всякая «новая украинская власть» начинает с заигрывание с «филаретовцами», с униатами, да с кем угодно, против УПЦ МП. Ярчайший пример - попытка принять Радой закон о фактической постановке УПЦ МП под государственный контроль в прошлом году. Тогда дело закончилось массовым стоянием и молебном православных под стенами Верховной Рады.

Тот же Порошенко, изначально в роли объединителя всех православных Украины видел именно Филарета и именно его пытался продвигать. А путь «легализации», который был избран - это Вселенский Патриархат. Попыток было несколько. Например, чтобы Патриарх Варфоломей восстановил в сущем сане Филарета. Но так у православных не делается. Согласно каноническому праву, кто клятвы на человека наложил, тот их снимать и будет.

Тем не менее, проект «незалежной украинской церкви» продолжает будоражить умы политиков Украины. И вот, от лица уже Рады было направлено обращение к Константинополю по поводу «незаконности» перехода Киевской митрополии Константинополя под управление Москвы.

Проблема только в том, что, ссылаясь на «незаконность», украинские парламентарии косвенно обвинили Вселенский Патриархат, хоть и в прошлом, в симонии. То есть, в «церковном взяточничестве». А потому ответ Фанары тогда был максимально резким, с настоятельной рекомендацией политикам не лезть в дела Церкви.

Затем была очень странная попытка «покаяния Филарета перед Москвой». Впрочем, там сами «филаретовцы» очень быстро включили задний ход. Потому что «все сферы влияния» уже поделены, да и верующие, среди которых много радикальных украинских «патриотов», не поняли бы. А если учесть, что свое непонимание эти патриоты привыкли выражать методом куска арматуры и дымовых шашек, то...

В этом году попытки добить Константинополь повторяются. По сообщениям ряда СМИ, еще в начале апреля «президент Украины Петр Порошенко во время посещения Фанара обратился к вселенскому патриарху Варфоломею I с просьбой сделать Украинскую православную церковь Киевского патриархата автономной или автокефальной».

То есть, снова Филарет. И тут то ли Петр Алексеевич оказался таким упорным человеком, то ли ему текст с неправильным названием религиозной организации подсунули, то ли такие вот суровые украинские реалии. Потому что просить легализовать православного патриарха филаретовский раскол - ну, это как признать, например, Свидетелей Иеговы православными старообрядцами.

Тем не менее, в дальнейшем Порошенко несколько подправил риторику и уже в конце апреля заговорил о некоей абстрактной «независимой церкви», а судя по ответу Фанары, к которому мы и перейдем, все же там фигурировала именно УПЦ МП. Именно её хотят сделать автокефальной.

В итоге по поводу последнего обращения пресс-служба Вселенского Патриархата все же ответила. Но трактовки этого ответа с украинской стороны выглядят, как всегда, весьма своеобразно. Петр Порошенко, к примеру, прямо пишет, что Вселенский Патриархат инициирует процедуры для наделения автокефалией Украинской Православной Церкви. Но проблема в том, что «процедуры начинать» можно совсем по-разному.

И на это намекает тот самый ответ Константинополя, в котором, в частности, говорится: «Синод решил быть в тесном общении с другими сестринскими православными церквями для их информирования и координации». 

С какими Церквями будет Синод Вселенской Церкви в самом тесном общении? Правильно, с Русской и с Украинской Московского Патриархата. Потому что в первую очередь этот вопрос касается именно их. Но уж если Киев так хочет видеть Фанару в роли некоего организатора процесса, то почему бы и нет? Тем более, понятно, что решат и московский Патриарх, и Киевский Митрополит. И это совсем не то, о чем как о свершившемся факте у себя в ФБ пишет Порошенко. А скорее, нечто прямо противоположное.

Более того, думается, что постоянные попытки Киева решить свои проблемы за их счет Вселенскому Патриархату крайне надоели. Ведь с точки зрения каноники Киев постоянно провоцирует Фанару на вмешательство в чужую каноническую территорию, в чужие церковно-административные дела. И делает это с завидным постоянством.

Видимо, чтобы окончательно прекратить эти попытки, Синод Вселенской Церкви и решил организовать некую процедуру «тесного общения», чтобы потом ссылаться на неё, как на железобетонный прецедент в случае дальнейших поползновений киевских «церковных реформаторов».

Александр Чаусов

 

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...

Читайте также

Популярные темы