Наши
сообщества

Рунет - он чей?

Просмотров

Фонд развития гражданского общества обнародовал доклад "Рунет сегодня", в котором отражены не только результаты исследования абсолютных и качественных параметров российского сегмента Интернета (и его аудитории), но и ряд серьезных прикладных моментов. Среди них - аргументированные прогнозы относительно «политического» использования Сети в уже ближайших федеральных избирательных кампаниях и т. д. В частности, авторы доклада считают, что интернет станет базовым источником информации для россиян уже через несколько лет и, скорее всего, выборы депутатов Госдумы в 2016 г. и выборы президента России в 2018 г. пройдут в условиях, где главная роль будет принадлежать Сети. При этом большая часть Рунета к тому моменту будет контролироваться иностранными сервисами, расположенными на серверах за пределами страны и зарегистрированными в зарубежных доменных зонах. То есть популярные площадки (Facebook, Twitter и YouTube) к тому моменту могуть стать центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил.
Такие прогнозы обосновываются, прежде всего, на изменении показателей по охвату россиян «точками доступа» (в широком смысле) в интернет и ростом доверия аудитории к информации, размещенной в Сети.
По «охвату» граждан интернетом Россия выбилась в европейские лидеры - 52,9 млн. человек (46% населения страны старше 18 лет). При этом важно, за счет кого происходит прирост - 93% граждан из тех, кто начал пользоваться Сетью за последние полтора-два года, не жители Москвы и Петербурга. Не менее важно и то, что заметно возросла доля россиян, ежедневно выходящих в Сеть - только за прошедший год эта доля выросла с 33% до 38%. Вместе с тем, отмечается и рост доли мобильного доступ в интернет - планшеты и смартфоны в ближайшие годы станут столь же распространенными инструментами для доступа в Сеть, как и персональные компьютеры.
С точки зрения «доверия» к интернету как источнику информации (в сравнении с «традиционными» СМИ), ситуация также весьма быстро и характерно меняется. На сегодня, согласно опросу ВЦИОМ, среди своих источников информации интернет называют уже 59% россиян. Однако он при этом пока находится лишь на третьем месте по популярности, уступая центральному ТВ (98%), прессе (70%), но обгоняя радио. Примерно та же картина и с собственно доверием к получаемой в Сети информации - оно (для политического воздействия) уже достаточно велико (64%), но гораздо ниже, чем к информации центрального и регионального ТВ (по 78%), прессы (70%) и радио (72%). Впрочем, цитируются и данные Synovate Comcon, согласно которым в прошлом году о доверии тому, «что пишет интернет», заявили лишь 40% (что для полит-технологов все равно очень существенно). Однако, независимо от темпов роста, уровень доверия к информации из Интернета, в отличие от традиционных медиа, все же стремительно растет. И потому в ближайшие годы Сеть имеет шансы стать для россиян основным источником получения информации.

В докладе также весьма подробно отражен и весьма существенный момент - посредством каких интернет-ресурсов и платформ россияне предпочитают получать и передавать информацию. И здесь исследователями были отмечены следующие тенденции.

- Почти все активные пользователи Рунета зарегистрированы в социальных сетях, активность в которых занимает более половины от общего времени, проводимого в Сети ... "Исходя из того, что в настоящее время Vk.com опережает Facebook почти в 8 раз по посещаемости, пока именно эта сеть сохраняет свое доминирующее положение на российском рынке, однако, слабо контролируемый ресурс "ВКонтакте", также представляет определённую угрозу информационной безопасности;

- Снижается роль крупных медийных порталов. Mail.ru рискует повторить судьбу "Рамблера", который ранее уже потерял большую часть своей аудитории;

- Массовые пользователи перестают вести классические блоги, уходя в Twitter и социальные сети, однако "большие" блоги профессионализируются, конкурируя по качеству, уникальности контента и размеру аудитории с Интернет-СМИ;

- Существенно изменилась система распространения информации в Сети. Важную роль в формировании "информационных волн" стал играть Twitter. Видеохостинги и блоги потеснили традиционные и Интернет-СМИ в качестве площадок публикации контента.... При этом сами блогеры не стеснены различными ограничениями и стремятся зарабатывать финансовый и политический капитал на своих журналах, участвуя в различных информационных кампаниях, в том числе, политического характера;

-YouTube фактически занял монопольное положение среди видеохостингов. Видеозаписи, размещенные на нем, все чаще вызывают широкий резонанс в блогосфере и СМИ. В ряде случаев, они становятся самостоятельными информационными поводами. Администрация YouTube порой принимает весьма спорные решения в области модерирования контента, что заставляет усомниться в ее нейтральности.

- Новостные агрегаторы по-прежнему является одним из системообразующих элементов информационного пространства. Однако в ряде случаев отображаемые пользователям материалы "носят необъективный характер, а пользователям зачастую предлагаться преимущественно политически-ангажированный контент".

При такой популярности (и иногда политической ангажированности ресурсов) а также все более серьезной роли интернета как поставщика информации, весьма большое значение уже имеет то, под чьим контролем находится тот или иной информационный канал. Этот вопрос также рассмотрен в докладе весьма подробно.

Прежде всего там отмечается, что вопреки всем разговорам о непривлекательности российских активов, несовершенстве законодательства и т. д. различные американские фонды и корпорации забывают об этом, если речь идет об интернет-компаниях - «Из 15 российских сайтов из топ-20 большая часть имеет значительную долю иностранного капитала, которая с течением времени возрастает". При этом в качестве примера приводится «Mail.ru Group" (которая контролирует Mail.ru, «Одноклассники», крупный пакет «Вконтакте»), в структуре которой южноафриканский холдинг Naspers владеет 29% акций, китайский Tencent - 7,8% и еще 30% акций находится в руках владельцев GDR, размещенных на британской бирже LSE. Кстати и другая крупнейшая российская компания в этом секторе - «Яндекс» также упоминается в этой связи с указанием, что там "похожая ситуация".
Впрочем сложность ситуации определяется не только структурой акционерной собственности. В докладе отмечается, что многие российские популярные сервисы уже находятся вне российской юрисдикции. Тот же "Яндекс" официально зарегистрирован в Нидерландах, а "Вконтакте" переехала с российского домена Vkontakte.ru на международный домен Vk.com.
Однако, как было указано, российские (с оговорками) ресурсы и платформы - не чемпионы по популярности у российских пользователей интернета. И авторы доклада обратили внимание на тот факт, что настоящему моменту пять из двадцати лидеров Рунета по объему среднедневной аудитории являются не российскими по своему происхождению (Google, Youtube, Wikipedia, Facebook, Twitter)." А это, в свою очередь, приведет к тому, что "при сохранении данной тенденции, уже через несколько лет может сложиться ситуация, когда большая часть Рунета будет контролироваться иностранными сервисами, расположенными на серверах за пределами России и зарегистрированными в зарубежных доменных зонах". Последнее, безусловно, весьма серьезно с точки зрения сохранения контроля над ситуацией в государстве, и авторы доклада подробно разъяснили, почему:
«Сами глобальные социальные сервисы - Facebook, Twitter и YouTube - становятся центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил. В период зимы 2011 - весны 2012 года на пространстве Рунета также были "протестированы" многие сетевые технологии, ранее использовавшиеся в арабских странах. В частности, речь идет о мобилизации людей на оппозиционные акции через массовую рассылку приглашений в социальных сетях, массовая скупка развлекательных сообществ с целью превращения их в протестно-политические, рассылка политического спама".

Следует отметить, что структура доклада неизбежно логичнее и сложнее, чем у его краткого изложения. И в рамках отдельных главок там раскрыты несколько неожиданные для широкой публики «прикладные» моменты якобы «специальных» проблем. В качестве примера можно указать отмеченный в докладе тренд «ручной модерации» новостей новостными агергаторами - тем же «Яндексом» или «Mail.ru". То есть при отмечаемой для Рунета системообразующей роли агрегаторов последние предлагают (и будут предлагать в еще большей степени) продукт, «политически ангкажированный» и т. д. Похожей проблеме, кстати, посвящена и еще одна главка - «Политическая радикализация новостных порталов». При этом в докладе нашли отражение и другие вопросы - от конкуренции мессенджеров и интернет-браузеров (которые давно превратились, как и соцсети, в инструмент сбора информации о пользователях) до проблемы отсутствия национальной операционной системы (эту проблему называют надуманной лишь нечувствительные к вопросам национальной безопасности журналисты).

 

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы