Наши
сообщества

Кругом сюрпризы

Просмотров

Ничто так волновало информационную среду в эту среду, как конституционные изменения, предложенные президентом Дмитрием Медведевым. Вечером в среду президентская инициатива, озвученная в послании Федеральному собранию, приобрела вид трех законопроектов, внесенных в Государственную думу.

Президентские законопроекты предполагают увеличение сроков полномочий президента и Госдумы до 6 и 5 лет соответственно. Вопреки предположениям некоторых парламентариев, распространяться на нынешний депутатский корпус и действующего президента новация не будет. В проекте сказано: «Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации применяется в отношении Президента Российской Федерации и Государственной Думы, которые избраны после его вступления в силу».

К законопроекту приложена справка с официальной мотивацией изменений. В ней сказано: «Увеличение срока полномочий позволит Президенту Российской Федерации и Государственной Думе не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности».

То, что депутатам «накинули» всего год, а президенту сразу два, объяснено стремлением развести во времени парламентские и президентские выборы. В интересах «обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики». 

Еще два законопроекта внесены в порядке демократии - «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Правительству вменяются в обязанности ежегодные отчеты перед парламентом, «в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой». Делается это, как говорится в справке к проекту, «в целях повышения в государственной и общественной жизни страны роли демократических институтов, важнейшим из которых является российский парламент».

«Ответственные работники» парламента уже заверили, что тянуть с принятием поправок не будут. Ожидается, что в пятницу Дума проголосует весь пакет сразу в трех чтениях. А в СМИ гадают, зачем нужны эти изменения. Самое ходовое объяснение – чтобы подготовить возвращение Путина на президентский пост в 2012 году, а то и раньше. Предсказание досрочных выборов – любимая забава российских экспертов (хотя ни одно из подобных предсказаний еще ни разу не сбылось).

Ради получения подтверждения этой версии Владимиру Путину во время его совместной пресс-конференции с главой правительства Финляндии был задан вопрос об изменениях в Конституции. Премьер-министр ответил: «Я поддерживаю предложения президента Медведева. Предложения, связанные с поправками в конституцию, не имеют личного измерения. Как известно, они сделаны в рамках целого пакета по совершенствованию структуры государственного управления. Что касается того, кто и когда мог бы баллотироваться на следующий срок, говорить об этом пока преждевременно».

Путин, по сути, посоветовал не торопиться с прогнозами, но после такого ответа можно не сомневаться, что разговоры о досрочной отставке Медведева, «третьем сроке» и т.п. зазвучат с новой силой. Таким образом, президент и премьер надолго обеспечили журналистов и экспертов занятием, не менее увлекательным, чем игра в угадывание преемника в прошлом году.

Вот нашим соседям на Украине ничего придумывать не надо. У них опять все весело. Во вторник зампред Центризбиркома Украины Андрей Магера объяснил агентству «РБК-Украина», что внеочередные парламентские выборы в 2008 г. состояться не могут, так как по Конституции выборы проводятся не позднее чем через 60 дней со дня объявления выборов. Так что, никак не успеть.

И президенту Украины Виктору Ющенко, который прилагал все силы, чтобы переизбрать Раду в этом году, пришлось признать: до конца текущего года досрочных парламентских выборов не будет. Об этом он заявил во вторник в Варшаве «небольшой группе журналистов» во время празднования 90-летия польской независимости, а сообщило в среду Агентство France Press.

«Украинский президент во вторник объявил, что он полностью отказался от досрочных парламентских выборов в декабре из-за экономического кризиса и приписывает все просчеты своему оппоненту - премьер-министру Юлии Тимошенко», - отмечает AFP. На радостях депутаты Верховной рады сняли с должности своего спикера Арсения Яценюка, который тут же сообщил, что тем самым нанесен удар по демократии…

Украинский «политикум» продолжает идти вразнос, и говорить о сколько-нибудь внятной политической линии этого государства говорить не приходится. В другой бывшей советской республике – Узбекистане – с предсказуемостью все в порядке, но и она преподносит сюрпризы. В среду «Независимая газета» сообщила, что Узбекистан подал заявку на выход из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Источник в МИД РФ рассказал газете, что официальная нота в секретариат организации уже поступила и на днях, членство Узбекистана в ЕврАзЭС будет приостановлено. 

«Выход из ЕврАзЭС Узбекистан объясняет неэффективной деятельностью организации, и, как следствие, бессмысленностью пребывания в ней... По мнению руководства республики, на пространстве СНГ параллельно функционируют две организации - ЕврАзЭС и ОДКБ, и было бы рационально объединить эти структуры», - пишет газета. Мотивация сомнительная, поскольку первая организация – экономическая, а вторая – военно-политическая. 

Эксперт по Центральной Азии Юрий Солозобов, которого цитирует «НГ», объясняет действия Ташкента иначе: «Выход из ЕврАзЭС не объясняется ни логически, ни экономической политикой республики, ни ее внешней политикой… корень решения президента Ислама Каримова следует искать в желании наладить крепкие связи с новой администрацией США… Для завоевания симпатии Вашингтона Ташкент мог принести такую своеобразную жертву». 

Предположение вполне логичное – до начала периода «оранжевых революций» Каримов маневрировал между Москвой и Вашингтоном с не меньшей выгодой для себя, что Леонид Кучма или Эдуард Шеварднадзе. И лишь когда западные «партнеры» взяли курс на «политическую зачистку» пост-советского пространства, узбекские власти пошли на сближение с Россией. Теперь угроза миновала – можно вернуться к прежним маневрам…

Что ж, спасибо Исламу Каримова за напоминание «правила Пальмерстона»: в политике нет вечных друзей, есть только постоянные интересы. Или, как говорил император Александр III, «у России только два союзника: ее армия и ее флот». В наше время можно сказать «ее нефть и ее газ».


Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы