Наши
сообщества

Про то, какое место РФ занимает в рейтинге 'смертности' журналистов

Просмотров

Российские СМИ сегодня обратили внимание на некий доклад расположенного в Нью-Йорке Комитета защиты журналистов (Committee to Protect Journalists).

Сам по себе доклад вещь весьма специфическая. Однако публикующие его данные российские СМИ (особенно из известного «либерального» пула) акцентируют внимание не на этом, а на двух обстоятельствах:

Россия на одном из худших мест (ее де обгоняют по печальному показателю лишь немногие страны)

В прошлом году впервые в стране не было ни одного убийства журналистов

Об этих обстоятельствах немного позже. Сначала о том, как получается «рейтинг» (организация этого не скрывает). Берется количество нераскрытых убийств журналистов за 10 лет, и делится на численность населения страны. Вот это и дает «индекс», величина которого определяет «место» страны. Почему нераскрытые убийства не соотносятся, например, с общей численностью журналистов, почему за 10 лет и т. д. вопросов ни у кого не возникает.

Что реально показывает этот рейтинг, нужно очень долго разбираться. Но это совершенно не нужно российским энтузиастам, для которых главная ценность очередного доклада, пожалуй, только в «негативе», который можно использовать в пропагандистских целях.

Такие рейтинги составляют  многие организации, причем по странному стечению обстоятельств их штаб-квартиры расположены в основном в Нью-Йорке или Вашингтоне. Нужны эти рейтинги для того, чтобы использовать их в качестве «аргументов» или «доказательств» обоснованности ведения той или иной политики в отношении «плохих» государств. Зачастую госдеп США даже прямо указывает, что отдельные его решения основаны на таких докладах, а потому, получается, сами эти доклады - вовсе не «разводка» и подтасовка.

Что касается указанной организации ("Комитета"), она надо отметить, заходит в своих манипуляциях с цифрами даже не так далеко, как большинство остальных. То есть не пытается откровенно выдавать любое убийство журналиста за убийство в связи с профессиональной деятельностью. Ограничивается лишь «вашингтонским» минимумом: выдает за журналистов тех, кто ими не являлся, «учитывает» случаи, когда не ясно, имело ли место убийство, и в ряде случаев сама методом дедукции определяет, была ли смерть связана с профессиональной деятельностью.

Если не делать даже этого,  не то что ужасающих (укоризненных) цифр не получится, а окажется, что являются обычной ложью и подтасовкой в том числе и тезисы, которые сегодня с удовольствием цитируют «либеральные» и непрофессиональные российские СМИ. В частности придется признать, что:

-Россия по части смертей журналистов в связи с профессиональной деятельностью находится вовсе не на худших местах, особенно учитывая, что на ее территории имеются «горячие точки», любовно пестуемые из «центров демократии»

-Прошедший год был далеко не первым, когда в РФ не было убито ни одного журналиста - чтобы «закрыть» (увеличить) показатель «экспертам» приходилось заниматься небольшими подтасовочками

 

Разного рода «Фридом хаусы» (как и «Комитет защиты») регулярно приводят данные по числу убиваемых за год журналистов. В Азиатском и некоторых других регионах счет иногда идет на десятки - на страну. (Особое внимание - Ираку, где, как говорится, все в руках известных ревнителей демократических свобод.) России же обычно «рисуют» 2-3 человека.

Из них (уже такое бывало) оказывается 0 (ноль) человек, подобных, например, Дмитрию Холодову, т. е. профессиональных журналистов: людей для которых работа в СМИ была единственным занятием, источником дохода, и для гибели которых практически невозможно выдумать иных причин, кроме профессиональной деятельности.

Учитывая весьма специфический характер рейтинга Комитета защиты журналистов, посмотрим с указанной точки зрения его на данные, на которых он основывает свои выводы (убийства журналистов в связи с профессиональной деятельностью, которые до сих пор не раскрыты.) Итак:

2001 г.

Эдуард Маркевич, Свердловская область, редактор регионального издания (убит выстрелом в спину, разоблачал местных правоохранителей).

2002г.

Наталья Скрыль, корреспондент, Ростов-на Дону, Таганрог (убита в ходе нападения с неизвестной целью, занималась проблемами взаимоотношений в региональном металлургическом бизнесе)

Валерий Иванов, Тоьятти (застрелен, газета публиковала разоблачительные материалы в т.ч. о местном бизнесе)

2003г.

Юрий Щекочихин, Москва Не был убит, причину смерти (якобы отравление) и ее связь с профессиональной деятельностью «эксперты» определили сами.

Алексей Сидоров, Тольятти (убит - преемник В. Иванова)

2004 г.

Пол Хлебников, редактор, Москва (убит, автор расследований в т.ч о Чечне)

2005г.

Павел Макеев, оператор Азов. Судя по всему, сбит машиной в ходе заездов драг-рейсеров. Связь с профессиональной деятельностью установлена «экспертами» самостоятельно. Версия оконченного следствия и вывод - несчастный случай, их не устраивают.

Магомед Варизов, руководитель республиканского Центра Стратегических инициатив и т. д. Иногда писал колонки в одну из махачкалинских газет. Застрелен в ходе покушения. Не дружил с местной как выражаются эксперты «оппозицией».

2006г.

Вагиф Кочетков, Тула, корреспондент. Умер от травм, полученных в ходе нападения (и вероятно ограбления) Автор статей для федеральных изданий - в т.ч. о наркомафии.

Анна Политковская

Максим Максимов, Петербург, журналист. Пропал без вести. Занимался расследованием коррупции в рядах МВД. Источники утверждали, что убит из-за профессиональной деятельности.

2007г.

Иван Сафонов, Москва, военный корреспондент. Выбросился из окна. «Эксперты» заключают, что он был убит, потому что у него не было причин для самоцубийства.

2008г.

Магомед Евлоев, Назрань, владелец оппозиционного СМИ. Застрелен в ходе задержания сотрудниками МВД.

Тельман Алишаев, Махачкала, редактор, продюссер (автор антивахабитских фильмов и передач) Погиб от ран. Полученных в ходе покушения.

2009г.

Анастасия Бабурова, Москва, корреспондент-фрилансер. Убита как свидетель преступления.

Наталья Эстемирова, адвокат, правозащитница, написала несколько заметок. Убита в ходе похищения

2010г.

------

Учитывая все этические ограничения, приходится все же отметить, что по ряду годов данные явно «притянуты».
2003г. - один из двух погибших явно назван жертвой с большой натяжкой (не доказано, что отравлен и т. д.).
2005г - один из погибших не журналист (в точном смысле слова), по второму, мягко говоря, есть сосмнения, что он был убит для пресечения его профессиональной деятельности.
2007г.
- единственный случай, и тот явно не вписывается в рамки убийства, имеющего целью прервать профессиональную деятельность.
2008г.- один из погибших (см. выше подобный случай) погиб в результате покушения по политическим мотивам, но не был журналистом в точном смысле этого слова.
2009г.- два случая: в одном погибла журналистка, но мотив убийства не был связан с профессиональной деятельностью погибшей, в другом - погибшая не была (в указанном смысле) журналисткой, т. е. речь может идти об убийстве политического или общественного деятеля.

Самое время ставить вопрос об этике. Имея в виду не тех, кто сочиняет такие рейтинги (там давно все ясно), а тех, кто их препечатывает.

 

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы