Наши
сообщества

О популярности ТВ и интернета

Просмотров

Продолжая давнюю дискуссию о влиянии телесмотрения и пользования интернетом на электоральные предпочтения общества, газета "Ведомости" сообщила читателям, что "телевидение теряет политический и коммерческий потенциал". Добавим, что тезис о потере телевидением влияния на аудиторию и падении телесмотрения активно используется несистемной оппозицией и ее сторонниками - дескать, начавший пользоваться интернетом человек обязательно станет "контадминистративно настроенным" и чуть ли не "заядлым несогласным".

Давайте посмотрим, на основании чего СМИ делает подобный вывод. Издание приводит исследование TNS, в котором говоритсяя о том, что "В сентябре 2010 г. - июне 2011 г. российский зритель старше 4 лет в среднем смотрел ТВ 229 минут в день - ровно столько же, сколько в сентябре 2007 г. - июне 2008 г.". При этом официальный представитель TNS заявил "Ведомостям" о стабильности объема телесмотрения. А дальше называются "страшные цифры" - выяснилось, что количество проведенного перед телевизиром времени уменьшилось на 5 (минимум) и 20 минут (максимум) за год.

Правда, тут же сообщается, что ведущий федеральный канал ("Первый") для привлечения и удержания молодой аудитории меняет контент своих передач - причем довольно эффективно, потому как свой интерес к "новой аудитории" канала проявляют такие корпорации как "МТС" и "Билайн". Аналогичная ситуация со "второй кнопкой" - "Ведомости" констатируют, что ВГТРК стартовало и новостной канал "Россия 24", и популярные интернет-проекты, и переформатировало "Россия 2". Кроме того, СМИ приводит мнение аналитика «Тройки диалог» о том, что "альтернативы крупнейшим каналам по охвату нет". Согласитесь, с заголовком о потере ТВ политического влияния это коррелируется мало. Точнее - никак.

Не обошлось издание без "политической" составляющей, "столкнув" на своей странице два противоположных экспертных мнения - по одному из них "недалекая" власть рассчитывает на ТВ, по другому - видя якобы имеющуюся тенденцию оттока в интернет власть проводит активную работу в блогосфере и социальных сетях. Но почему-то журналисты забывают, что безо всякого "падения телесмотрения" о необходимости контакта политиков, депутатов, губернаторов и прочих "представителей органов власти" с интернет-аудиторией говорил президент Дмитрий Медведев. Причем глава государства замечал, что в нынешнем обществе с высоким уровнем проникновения информационных технологий партии, не умеющие "работать с интернетом" будут обречены - вне зависимости от их идеологии.

Вернемся к стереотипу "интернет-пользователь становится оппозиционером". Увы для "несогласных" - ведущие российские социологи, включая оппозиционно настроенных (от ВЦИОМ до "Левада-центра") констатируют, что от 60% до 90% интернета не принимают участия в политических дискуссиях. Они используют интернет не для выражения политических пристрастий или получения политической информации, а как инструмент коммуникации, поиска нужного товара, услуги, музыки, кино, и т.п. Политизированной и "активно бурлящей на политические темы" стабильно является лишь весьма узкая прослойка, названная социологами "политтусовкой" - представляющая активистов разных политических сил (от "несогласных" разной направленности до "лоялистов", включая "политизированных обывателей").

Кроме того, социологические замеры (ВЦИОМ, Левада) показывают, что подавляющее большинство россиян (87%) узнает о происходящем в стране и мире из новостных телепрограмм, считая их наиболее заслуживающими доверие. Блогам доверяет около 1% человек, интернет-СМИ - около 4% населения. Причем картина эта не является, как могут предположить оппозиционно настроенные граждане, российским исключением. Так, например, телепрофессионал, гендиректор СТС Вячеслав Муругов некогда заявил в своем блоге о том, что "вопреки прогнозам «отмирания» эфирного ТВ и потери его привлекательности для аудитории, эксперты отмечают обратные тенденции". По его словам "в мире, вопреки всем пессимистическим прогнозам, помогают повысить просмотр так называемого линейного телевидения", причем телесмотрение растет всей Европе, Северной Америке и Австралии (добавим, что там доверие информации "из телевизора" в отдельных случаях составляет 96%). Стоит, кстати, отметить - по статистике, более 55% самых популярных видеороликов РУНЕТа являются... да-да, видеозаписями ТВ-передач.

Впрочем, любящим разглагольствовать о "зомбоящиках" оппозиционерам не стоит забывать, когда медиасреда стала активно использоваться как инструмент политического влияния. Совершенно верно - это случилось в "демократические" 90-ые годы. Это подтверждает и "либеральных" телережиссер Леонид Парфенов - возмутившись откровенностью дочери Ельцина. "В 90-е годы несколько раз журналистика с властью, если называть вещи своими именами, заключали союз против общества",- констатировал он. И это - если умалчивать о том, что телевидение девяностых годов (по мнению и обывателей, и экспертов) было оружием борьбы одних олигархических кланов с другими и с государством, причем без каких-то моральных рамок.

Впрочем, в обсуждении "телевидения и интернета" есть и здравое зерно. Экспертные исследования показывают - для того, чтобы приспособиться к "новой информационной эпохе", должно состояться "взаимопроникновение" ТВ и интернет - начиная от трансляций в сети, "интернет-телевизиров с обратной связью" и заканчивая формированием "новой медиасреды со смешанным контентом".

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы