Наши
сообщества

Тайный смысл российских гимнов

Просмотров

Источник: Русский Репортер

Гимн страны — это путь, которым она собирается идти в светлое завтра. В нем отражаются представления общества об идеальном устройстве государства и власти. Фактически это жизнь страны в миниатюре, со всеми ее проблемами, устремлениями, врагами, победами и поражениями. На территории современной России таких «стран» оказалось ровно десять: со времен Екатерины II путь, государственное устройство, общественная идеология и название нашей родины менялись постоянно. Даже гимн-долгожитель (вторая редакция «Боже, царя храни…») продержался всего 84 года — чуть дольше средней продолжительности жизни сейчас. Поиски национальной идеологии продолжаются и сегодня. Так кто мы такие и в какой стране живем?

1. Гимн военно-политической экспансии

Название
«Гром победы, раздавайся!» (1791–1816)

История создания
Текст написал первый поэт того времени Гавриил Державин, музыку — Осип Козловский. За основу взяли полонез, популярный тогда в Европе торжественный танец. В 1787 году Османская империя начала военные действия против России (бои велись с переменным успехом и в 1792 году закончились победой России). Одновременно в непосредственной близости от Санкт-Петербурга шла война со Швецией (1788–1790). К августу 1790 года российской армии, вернее, прежде всего флоту, удалось разбить шведов и принудить их к миру, а в декабре того же года Александр Суворов взял Измаил. Этой победе Державин и посвятил свои стихи: было чему радоваться!

Впервые прозвучал как гимн
28 апреля 1791 года в Таврическом дворце. Князь Григорий Потемкин, решив устроить Екатерине II приятный сюрприз, организовал в своем дворце грандиозный Таврический бал в ее честь. Гвоздем программы стал адресованный императрице гимн.

Образ страны
Главные атрибуты — военные победы, спокойствие внутри державы и зависть, которую испытывает к нам весь мир. Текст закреплял территориальные приобретения: «Воды быстрые Дуная // Уж в руках теперь у нас. <…> Тавр под нами и Кавказ». Весь первый куплет посвящен борьбе с мусульманами, которая в гимне изображена как одна из важнейших государственных задач: «Гром победы, раздавайся! // Веселися, храбрый Росс! // Звучной славой украшайся. // Магомета ты потрёс!» Россия из гимна — страна с экстенсивным путем развития: ее процветание обеспечивается через экспансию.

Образ народа
Главное качество — храбрость. Остановить русских не может ни Кавказ, ни Дунай, ни край света: «Мы ликуем славы звуки, // Чтоб враги могли узреть, // Что свои готовы руки // В край вселенной мы простреть».

Образ власти
Субъект и источник власти — императрица Екатерина II. Схема взаимоотношений власти и народа описана в припеве: «Славься, нежная к нам мать!» Подданные приходятся «детьми» императрице-матери и повинуются ей беспрекословно: «Твой взгляд, Твоя десница // Наш закон, душа одна». Екатерининская схема повторяла модель Петра I, которого сенаторы объявили «отцом Отечества». Впрочем, легитимность Екатерины базируется не только на ее роли «матери», но и на победах, то есть на той же экспансии. За «гром победы» и «потрясение мусульман» русские должны благодарить императрицу лично: «Славься сим, Екатерина!»

2. Гимн православному смирению

Название
«Боже, Царя храни» (1816–1833). Другое название — «Молитва русских»

История создания
После войны с Наполеоном стране нужен был гимн, в котором бы возносилась благодарность Богу за чудесное избавление и воспевался новый герой — император Александр I. Ему самому нравился гимн союзников-англичан «Боже, храни короля» (God Save the King), автором музыки к которому считается школьный учитель Генри Кэри. Русский текст написал новый первый поэт страны — Василий Жуковский.

Впервые прозвучал как гимн
16 мая 1816 года на военном параде в Варшаве в присутствии Александра I. Исполнить гимн велел брат царя, великий князь Константин Павлович. С этого момента «Боже, царя храни» должно было звучать везде, где появлялся царь.

Образ страны
Отличительные свойства — православная вера и миссия державы, поставленной Богом над остальными государствами: «Перводержавную// Русь Православную, // Боже, храни!» Вера спасла царя, страну и народ от Наполеона. Но мы помним, как тяжело далась эта победа, и готовы говорить о недостатках и проблемах: «Царство ей стройное, // В силе спокойное, // — Все ж недостойное // Прочь отжени!» Оттуда же берется и перводержавность — она завоевана в сражениях и заслужена жертвами.

Образ народа
Скромный проситель. Причем обращается народ не к правителю, как в гимне Екатерине, а к Богу, который спас страну в 1812 году. В последней строфе гимна описывается то, что народ просит «для себя»: «К благу стремление, // В счастье смирение, // В скорби терпение // Дай на земли!» Попросив за страну и правителя, обращающийся к Богу скромен в своих личных запросах: он жертвовал и продолжает жертвовать.

Образ власти
Основа легитимности власти — Божий промысел: «Боже, Царя храни! // Славному долги дни // Дай на земли!» Божий помазанник, правитель должен уметь смирять гордых, быть хранителем слабых и служить утешителем народу. То есть, по гимну, источник государственной власти — Бог, который доверяет императору править.

3. Гимн абсолютной власти

Название
«Боже, Царя храни» — 2 (1833–1917)

История создания
Что было хорошо Александру I, то не подходило его брату и преемнику Николаю I. С Британией уже дружили не так крепко, как в 1810−е годы, и царя начали раздражать английская мелодия и текст, в котором Богу уделялось больше внимания, чем императору. Музыку поручили написать флигель-адъютанту князю Алексею Львову, который учил музыке детей Николая. Текст должен был скорректировать тот же Василий Жуковский, а помогал ему очередной «первый поэт» эпохи — Александр Пушкин.

Впервые прозвучал как гимн
25 декабря 1833 года в Зимнем дворце на торжествах по случаю 21−й годовщины изгнания наполеоновских войск из России.

Образ страны
Новая Россия получила владыку, который спасал ее от всех невзгод лично. К моменту принятия гимна Николай уже дважды это сделал: в 1825 году, когда подавил восстание декабристов, и в 1831−м, когда смирил холерный бунт в Санкт-Петербурге. За таким правителем как за каменной стеной, поэтому страна просит у Бога, чтобы он, царь, просто был: «Царствуй на славу, на славу нам! Царствуй на страх врагам».

Образ народа
В новой версии гимна народ просит только за царя, который позаботится обо всем остальном. Николай хоть и называется в тексте «царь православный», все же предпочитает не делиться с Богом ни авторитетом, ни властью над подданными.

Образ власти
Александр I чудом выиграл войну, а царем стал в результате отцеубийства. Поэтому его легитимность была почти полностью в воле Божьей. Николай в законности своей власти не сомневается: он укрепил ее тем, что предотвратил смуту. Эпитеты, с помощью которых он описывается в гимне — «сильный, державный», — не источник власти, а ее признаки. Этой власти ничто не угрожает.

4. Гимн гражданской войне

Название
Марсельеза («Отречемся от старого мира…»), 1917

История создания
Изначально — французская революционная песня, написанная в 1792 году в Страсбурге военным инженером Клодом Жозефом Руже де Лилем. В Париж ее принес Марсельский добровольческий батальон. А поскольку Франция в XIX веке была одним из главных центров социалистического движения, а все вожди и теоретики левых грезили повторением Французской революции, Марсельеза — переводная или с оригинальными словами — стала гимном униженных и оскорбленных во многих странах. Русский текст песни был написан народником Петром Лавровым в 1875 году.

Впервые прозвучала как гимн в марте 1917 года: по всей России прошли «дни свободы» — народ отмечал свержение монархии.

Образ страны
Страна в состоянии войны: битва, отчаянная и беспощадная, идет между угнетенными и угнетателями. «Встанем, братья, повсюду зараз — // От Днепра и до Белого моря, // И Поволжье, и Дальний Кавказ // — На воров, на собак — на богатых // И на злого вампира-царя. // Бей, губи их, злодеев проклятых». Это гимн гражданской войне — песня одной части общества, которая должна уничтожить другую. Пока восставших объединяет лишь ненависть к богатым, но после победы над ними общество должны сплотить идеи справедливости и свободного труда: «И настанет година свободы: // Сгинет ложь, сгинет зло навсегда, // И сольются в одно все народы // В вольном царстве святого труда».

Образ народа
Впервые в государственном гимне народ не прославляет императора, не просит чего-то у Бога и не признается в верности правителю. Народ — это тот, кто «встает на борьбу», народ — это власть. Он больше не определяется по религиозному или национальному признаку: теперь от Белого моря до Кавказа все братья. Происходит перераспределение «народа» внутри страны: люди четко делятся на «своих» и «чужих». «Свои» — голодающие и страждущие («Вставай, подымайся, рабочий народ! // Иди на врага, люд голодный!»). «Чужие» — сытые, обеспеченные («Богачи-кулаки жадной сворой // Расхищают тяжелый твой труд») и «царь-вампир».

Образ власти
Источник власти в «Рабочей Марсельезе» — тот, кто ее поет. В отличие от предыдущих гимнов, в которых адресатами выступали Бог или царь, здесь призывы, приказы и просьбы поющий адресует сам себе или своему собрату. Это себя он призывает «отречься от старого мира», «идти на врага» и «бить, губить злодеев проклятых».

5. Гимн народной духовности

Название
«Коль славен наш Господь в Сионе» (был в ходу у белогвардейцев в 1918–1921)

История создания
Изначально это был духовный гимн времен Павла I. Текст сочинил Михаил Херасков, музыку — Дмитрий Бортнянский между 1790 и 1801 годом. «Коль славен…» исполнялся на всех официальных мероприятиях, а потом стал важным военным гимном: под него юнкеров принимали в офицеры. Впоследствии стал популярным гимном в Белой армии, у эмигрантов, а от них перешел к русским коллаборационистам в годы Второй мировой. Во все времена пользовался популярностью у русских масонов, что не удивительно: масонами были и Херасков, и Бортнянский.

Впервые исполнен как гимн
Белого движения в июне 1918 года в Новочеркасске — во время похорон одного из создателей Добровольческой армии генерала Сергея Маркова, погибшего в бою с красными. Для белогвардейцев (и впоследствии эмигрантов) Марков был одним из главных военных и политических деятелей всего Белого движения.

Образ страны
Страна живет смирением и верой в Бога. Все от Бога: «Ты солнцем смертных освещаешь, // Ты любишь, Боже, нас как чад, // Ты нас трапезой насыщаешь». Это сознательный отказ от разговора собственно про страну: основная идея гимна — что дело поющего правое, и он победит, потому что вовремя восхвалил Бога и призвал его на свою сторону.

Образ народа
Важна не национальность, а вера в Бога. «Псалтырью мы десятострунной // Тебе приносим фимиам. // Прими от нас благодаренье, // Как благовонное куренье». Христианство — мировая религия, не дифференцирующая людей по национальному признаку. Белогвардейцы, как и большевики, искали идеологию, которая позволила бы им объединиться с народом и повести его за собой. Большевики нашли эту идеологию в призывах к классовой борьбе из Интернационала, а белые посчитали, что с народом их объединяет вера, поскольку по классовому признаку объединиться с народом они не могли.

Образ власти
Источник власти — Бог. Он все видит и контролирует, он вездесущ: «Велик Он в небесах на троне, // В былинах на земли велик». Жизнь под его властью — идеальная и безгрешная. Но кому конкретно Бог препоручает власть на земле, не указано, поэтому песня легко могла стать гимном Павла I, одним из военных гимнов, послужить белогвардейцам и власовцам. Для белогвардейцев гимн подходил идеально: с одной стороны, речь в нем шла о дореволюционной России; с другой — в нем ни разу не упоминались император или императорская власть.

6. Гимн рабочей анархии

Название
Интернационал («Вставай, проклятьем заклейменный…»), 1918–1943

История создания
Интернационал был гимном международного рабочего движения. Слова в 1871 году придумал упаковщик и разрисовщик тканей Эжен Потье — поэт, анархист и член I Интернационала. Сначала текст пели на мотив Марсельезы. В 1888 году токарь и музыкант Пьер Дегейтер сочинил музыку, и песня быстро распространилась среди рабочих всего мира. Интернационал переведен на множество языков; русский перевод сделал в 1902 году социалист Аркадий Коц.

Впервые исполнен как гимн социалистического движения на конгрессе Интернационала в Копенгагене в 1910 году. В России после Октябрьской революции рабочие распевали его на площадях и митингах наравне с «Рабочей Марсельезой». Совет народных комиссаров утвердил Интернационал как гимн нового государства 23 января 1918 года, но этот шаг так и не нашел отражения в Конституции СССР (ни 1924, ни 1936 года): нигде не сказано, что государственным гимном является именно Интернационал.

Образ страны
Конкретной страны в Интернационале нет и быть не может, потому что песня обращена к рабочим всего мира. Это мир «насилья» и одновременно «голодных и рабов», его надо разрушить «до основанья», чтобы построить новый. Гимн фиксирует не статичное состояние общества, а процесс его перерождения. Конечная цель — фактически мировое господство. Считается, что это мировое господство справедливости, но по тексту — скорее рабочего класса: «кто был никем, тот станет всем», вся земля достанется «великой армии труда», и «гром великий грянет над сворой псов и палачей».

Образ народа
Он состоит из «голодных и рабов» и заклеймен проклятьем, поэтому испытывает исключительно негативные эмоции: у него кипит «разум возмущенный», он рвется в «смертный бой». Русский народ — часть «всемирной… армии труда», настроенной кровожадно. Гимн не ссылается на историческую память нации, не объединяет граждан по национальному признаку, зато разделяет по классовому: есть «рабочие», а есть «паразиты», «псы» и «палачи». То есть все остальные.

Образ власти
По-гречески hymnos — «хвалебная песнь в честь бога, царя, героя». Интернационал никого из них не хвалит, а, наоборот, отрицает: «Никто не даст нам избавленья: // Ни бог, ни царь и не герой. // Добьемся мы освобожденья // Своею собственной рукой». Кроме обобществления земли, никаких программных заявлений в гимне нет: что делать после разрушения всего, непонятно. В тексте нет ни намека на «власть рабочих», упоминавшуюся потом в советских лозунгах. Это неслучайно: текст писался в период, когда среди социалистов были распространены не только марксистские идеи, но и анархические теории Бакунина.

7. Гимн сплоченной нации

Название
«Союз нерушимый республик свободных…» Также известен как сталинский гимн СССР (1943–1977)

История создания
В 1943 году Сталин распустил Коминтерн, фактически передав его функции коммунистической партии; Интернационал стал гимном ВКП(б). В свою очередь, гимн ВКП(б) на музыку Александра Александрова («Страны небывалой свободные дети…»), прославляющий Сталина и Ленина, стал музыкальной основой для гимна СССР. Страна и партия как бы обменялись гимнами и ролями. Слова сочинили поэт Сергей Михалков и его друг — журналист Габриэль Эль-Регистан. Михалкову тогда было 30 лет, он уже прославился «Дядей Степой» и обратил на себя внимание Сталина, опубликовав в «Правде» лирическое стихотворение «Светлана», — у него началась карьера «первого поэта» страны.

Впервые исполнен как гимн СССР по радио в ночь на 1 января 1944. После разоблачения культа личности в 1955 году исполнялся без слов.

Образ страны
«Союз нерушимый республик свободных» — в этой формуле отражен тип государственного устройства (федерация), форма правления (республика), а также их противоречие. Республики вроде бы свободны в рамках союза, но выйти из федерации не могут: союз-то нерушимый. При этом скреплен он традицией и историей титульной нации: союз «сплотила навеки Великая Русь». В общественном сознании произошел важный сдвиг: граждане, певшие Интернационал, боролись с врагом внутренним и вербовали сторонников по всему миру, но в 1941−м у них появился враг внешний. Перед его лицом идея национального государства оказалась действеннее, чем интернациональный пафос социалистов.

Образ народа
Победоносный: «Знамя советское, знамя народное // Нас от победы к победе ведет». Последний куплет посвящен войне, но речь идет не об экспансии, как в дореволюционных гимнах, а о самозащите: «Мы армию нашу растили в сраженьях, // Захватчиков подлых с дороги сметем!» Критерий объединения народа уже не классовый, а снова национальный: СССР — «дружбы народов надежный оплот».

Образ власти
В 1936 году газета «Правда» назвала Сталина «отцом народов». Впервые после краха царской России источником власти снова стал правитель-батюшка: «Нас вырастил Сталин — на верность народу, // На труд и на подвиги нас вдохновил». Впрочем, за историческую преемственность тут отвечает другой «отец» — Ленин («Ленин великий нам путь озарил»). В этом гимне он становится практически мифическим персонажем, героем-полубогом в духе древних легенд, озаряющим путь своего народа к свету и счастью.

8. Гимн народной силе

Название
«Союз нерушимый республик свободных» — 2. Также известен как брежневский гимн СССР (1977–1991)

История создания
Из-за разоблачения культа личности гимн в 1955 году остался без слов. К вопросу о тексте вернулись лишь в 1977 году, когда приняли новую Конституцию. Соотнести старый текст с новыми реалиями поручили уже заматеревшему в качестве «первого поэта» Сергею Михалкову.

Впервые исполнен как гимн
1 сентября 1977 года — именно с этого дня указом Президиума Верховного Совета СССР от  27 мая 1977 года было предписано его «повсеместное исполнение».

Образ страны
Первый куплет остался нетронутым: с отменой культа личности принципы государственного устройства не изменились. А вместо последнего куплета, призывавшего сражаться с захватчиками, Михалков написал новый — про коммунизм: это слово в советском гимне впервые появилось именно в 1977 году. «В победе бессмертных идей коммунизма // Мы видим грядущее нашей страны». Военный конфликт сменился идеологической борьбой.

Образ народа
Исчезло стремление к победе над врагами, остались «труд» и «подвиги» — только вдохновляет на них теперь Ленин, а не Сталин. Прибавилась беззаветная преданность государственным символам: «И красному знамени славной Отчизны // Мы будем всегда беззаветно верны!» В гимне появился спокойный трудолюбивый народ, ни на кого не ополчающийся и уверенный в своей силе.

Образ власти
Компартия — именно ей дана власть вести народ к коммунизму. «Партия Ленина» приравнивается к «силе народной», то есть у нее почти демократическая легитимация: партия — это и есть народ, народ правит своей страной. Впрочем, не весь народ, а лишь наиболее «сильные» его представители.

9. Гимн индивидуализму

Название
«Патриотическая песня» (без слов), 1991–2000

История создания
23 ноября 1990 года гимном РСФСР стала «Патриотическая песня» Михаила Глинки. В 1991−м с распадом СССР автоматически упразднился и его гимн, и композиция Глинки осталась единственным гимном новой непонятной страны. В 1993−м президент Ельцин своим указом закрепил за ней статус российского гимна. Фанфарную оркестровку и название этот набросок получил в 1944 году стараниями советского композитора Александра Гаука, а в 1990−м его доработал Андрей Петров.

Образ страны
В 90−е активно обсуждалось как прошлое, так и настоящее и будущее новой России: в дискуссиях сталкивались самые разные идеологии и взгляды на государственное устройство — от крайне правых до крайне левых. Примирить эти разнородные и противоречивые представления страны о самой себе и своем месте в мире могла только музыка без слов — по сути, абстракция, в которой каждый слышал то, что ему близко. Этот гимн стал высшим выражением плюрализма и нового буржуазного идеализма: каждый сам за себя и со своей идеологией.

Образ народа
Глинка сочинил эту музыку в период, когда его увлекала идея создания русской оперы (примерно тогда же написаны «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила»). То есть гимн связан с идеей национального государства — впрочем, идеей довольно абстрактной, так что трактовать ее можно было опять-таки по-разному. Например, в «Патриотической песне» нет трагических мотивов, а есть скорее покой и воля — значит ли это, что народ доволен жизнью?

Образ власти
В оперу «Жизнь за царя» этот отрывок в свое время не вошел. По сравнению со знаменитым финалом — хором «Славься!», который стал неофициальным гимном Российской империи, — эта композиция значительно менее торжественна. Никакой сакрализации власти, просто констатация ее наличия.

10. Гимн компромисса

Название
«Россия — священная наша держава…» (2000–2009)

История создания
Разговоры о необходимости нового гимна начались довольно быстро: бессловесная «Патриотическая песня» допускала слишком много трактовок. Альтернативой было возвращение советского гимна, против чего возражали Ельцин и Чубайс, хотя, по опросам, народ снова хотел петь «Союз нерушимый». В результате споров на свет появился гибрид: 87−летний Сергей Михалков написал на музыку Александрова новый текст — по словам самого поэта, «гимн православной страны».

Впервые исполнен как гимн по телевизору в ночь на 1 января 2001 года. Интересно, что первым гимном, исполненным в новогоднюю ночь, был сталинский — призывавший сплотиться и дать отпор внешнему врагу. В 2001 году у новой России тоже был враг — чеченский терроризм, перед лицом которого стране снова предстояло сплотиться.

Образ страны
Новый гимн пытается примирить две традиции — советскую и дореволюционную. Преемственность в отношении советского прошлого подчеркивает знакомая всем музыка и единственная неизменившаяся строчка: «Славься, Отечество наше свободное». От дореволюционной традиции появился Господь — страна теперь «хранима Богом». Бог занял место, которое раньше занимали создатели державы Ленин и Сталин. Отныне история страны, которая в старых гимнах начиналась с образования СССР, включает в себя дореволюционный период.

Образ народа
Вместо «дружных народов» в новом гимне фигурируют «братские». Если страны Европы в массе своей моноэтничны, то титульная нация России состоит из внушительного количества этносов, обладающих разной культурой и традициями. По версии гимна, русских и татар, кавказские и финно-угорские народы, тюрков и коренных жителей Крайнего Севера объединяет братство, закрепленное «союзом вековым».

Образ власти
В старых гимнах власть доказывала свою легитимность при помощи религии или через «волю народов». Новый гимн пытается опереться сразу на обе традиции. С одной стороны, Россия — это «священная держава», «хранимая Богом». С другой — в каждом припеве речь идет про «свободное Отечество» и «мудрость народную». А чтобы никто ни в чем не усомнился, в конце гимна — заклинание, маскирующее внут­реннюю противоречивость советских и православных мотивов: «так было, так есть и так будет всегда!»

Фото: РИА НОВОСТИ (2); AKG/EAST NEWS (2); РИА НОВОСТИ; AKG/EAST NEWS (4); FINE ART IMAGES/EAST NEWS; LEEMAGE/FOTOLINK; CULTURE-IMAGES/EAST NEWS; FINE ART IMAGES/EAST NEWS; РИА НОВОСТИ (3); ИТАР-ТАСС (4)


СЮЖЕТ НА ТЕМУ: Российская попса - от "путаны" до Путина

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы