Наши
сообщества

Р.Дмитриев: Твиттер - мыльный пузырь

Просмотров

Твиттер появился в 2006 году и достаточно быстро для молодого стартапа стал набирать популярность [1]. К осени 2010 было заявлено о 145 млн. зарегистрированных пользователях. Причины такого успеха кроются в вовлеченности и заинтересованности ряда слоев интернет сообщества в росте Твиттера:

1) Активные пользователи интернетом через мобильные телефоны. В России костяк этой группы на Твиттере состоит из людей, работа которых состоит в написании обзоров различных технических новинок и так называемых «техногиков». Им приходится много ездить по выставкам, много тестировать и тут же писать отзывы на устройство. Для большинства россиян, если есть sms или icq, то твиттер не нужен. Это обусловлено тем, что стоимость интернета через мобильный телефон в России высока и качество не на высоте.

2) Спамеры. Воспользовавшись тем, что все ссылки с Твиттера заменяются сокращателем ссылок, когда пользователь не знает на какой сайт ведет ссылка, нехорошие люди начали активно пользоваться Твиттером как средством распространения вирусов и нежелательных сообщений.

3) Пиарщики брендов и менеджеры рекламных агентств. Подхватив моду с запада, российские компании начали предлагать своим клиентам различные услуги по продвижению и раскрутке в Твиттере. Рынок услуг молодой, никто не знает о реальной цене продукта, поэтому можно просить много и не отвечать за последствия. Единственной метрикой качества, доступной для рекламодателя, является число переходов по ссылке. Это оказалось и просто и удобно. В России прошли мероприятия целиком и полностью посвященные рекламе в Твиттере. Основной мыслью стало то, что если бренд был популярен без Твиттера, то тогда имеет смысл создавать аккаунт бренда, а сам по себе Твиттер не может создать популярность бренду [2].

4) И последняя группа – обыватели. После того, как в Твиттер пришли бренды и кумиры, то за ними подтянулись обыватели. И оказалось, что у среднестатистического человека в жизни ничего интересного не происходит, о чем он мог бы часто делиться со всеми. Либо это поездка на отдых, в результате которой появляется набор фотографий для загрузки в фотохостинг, либо разговор с соседом Петей о непонятных и ненужных вещах. Написать большой и связный рассказ могут немногие. Когда это стало очевидным, в российском интернете предприняли попытки скопировать успех Твиттера, но безрезультатно [3].

В отличие от других социальных сетей, Твиттер сделал максимально удобным заведение связей между пользователями (followers). Это оказалось то, чего хотят большинство активных пользователей в соц. сети – чтобы их кто-то читал. Читаемость никто не гарантировал, а вот легко создаваемое большое значение на счетчике числа читателей – запросто. В первоначальной версии сайта при открытии страницы пользователя была всего одна кнопка – follow. Ее нажимали уже потому, что ничего другого на странице пользователя сделать было нельзя. Второй важный шаг – удобное открытое API, сделавшее процесс создания друзей автоматическим. В Живом Журнале ограничение на заведение связей друзей равно 100 в день, то Твиттере оно составляет 150 операций в час. «Пузырь большого числа последователей» мог надуваться в 36 раз быстрее, чем в ЖЖ. И он надувался, так как рынок рекламных услуг в Твиттере формировался, рекламным агентствам нужно было показывать хорошие отчеты, объяснять, чем они лучше конкурентов. Аргументом шло число подписчиков у аккаунта бренда. Для обывателя следование за кем-то было скорее похожим на занесение какой-то страницы в интернете в заметки. Чтобы не потерять и иногда открыть почитать. Читать всех на кого ты подписался одной «френдлентой» было сложно, а порой и невозможно из-за обилия бесполезных перемешанных сообщений. Не разобрать, кто с кем общается, и кто кому отвечает, и не прочитать всю дискуссию. На помощь пришли хештэги, ретвиты и прямые сообщения. Это увеличило роль механизма поиска по тэгу и еще больше сделало незначимым операцию френдования (follow). Какая разница, следуешь ли ты за кем-то или нет, если все равно читаешь только личные сообщения или «по хештэгу».

Пузырь был создан и продолжал расти. Твиттер пытался продаться Facebook’у, но либо много попросил, либо соц. сеть номер один решила, что проще самой создать механизм коротких сообщений, нежели исправлять проблемы, сопутствующие Твиттеру. К ним относятся постоянные перебои в работе сайта [4], когда посетителю показывается знаменитый синий кит и сообщение о недоступности. А также ежемесячные ошибки в безопасности сервиса, которые часто приводят к краже сотням тысяч аккаунтов [5].

Сделка с Facebook’ом не состоялась, рекламная модель для Twitter’a до сих пор не работает, сервис не приносит прибылей и работает только по двум причинам. Инвесторы имеют какие-то планы, о которых нам неизвестно, возможно просто верят в светлое будущее, а во-вторых, Твиттер «слишком крупный сервис, чтобы перестать работать», но это не значит, что так будет всегда. Не смотря на то, что рост посещений сайта практически прекратился [1], а большинство пользователей не заходят на сам сайт, а пользуется Твиттером через сторонние приложения [6], Твиттер продолжает делать все, чтобы пользователи активнее фолловили (follow) друг друга. Из последних нововведений добавление во все почтовые уведомления, приходящие с Твиттера, раздела со списком пользователей, которых вы возможно знаете. Такой же блок (Who to follow) помещен на персональной странице каждого твитерянина.

И так как мало кто читал свои «френдленты» были добавлены «списки». Теперь пользователь, когда хотел читать кого из всех тех, кого он занес в закладки (стал последователем), перемещает пользователя в определенную группу. Таким образом, считается весьма показательным оценка числа реальных читателей у аккаунта по числу занесений в различные списки. По этому критерию нашего президента в Твиттере читают 3 тысячи человек, Тину Канделаки – тысяча, Тинькова – 700. Получается заметно меньше, чем эти же люди имеют подписчиков в других социальных сетях, таких как Живой Журнал. Достоверно никто не знает, сколько русскоязычных пользователей в Твиттере. По оценке Яндекса это 350тыс. [6]. Но, если открыть последние страницы списка, то он обрывается намного раньше, чем Яндекс нам покажет 350 тысячного твиттерянина. Другая нижняя оценка по сумме ретвитов сообщений основных русскоязычных твитерян дает лишь 20тыс. человек. Пока ведутся споры о целесообразности открытия аккаунта на твиттере, крупные социальные сети уже повторили функционал Твиттера, назвав короткие сообщения «статусами» (Вконтакт). А число русскоязычных пользователей в сети Facebook превысило 300 тысяч человек и никто не сомневается в необходимости для каждого бренда или знаменитости заводить свою страницу в сети Facebook. Некоторые бросают ради этого Живой Журнал[8].

Полезные ссылки

1. Статистика посещений сайта http://www.alexa.com/siteinfo/twitter.com#
2. Конференция посвященная Твиттеру http://i-community2010.ru/
3. История создания российских аналогов Твиттера http://ru.wikipedia.org/wiki/Микроблогинг
4. http://www.google.ru/search?tbs=blg%3A1&q=twitter+is+down
5. Свежая ошибка в Твиттере от 7 сентября 2010 года http://www.securelist.com/ru/blog/32908/Novyy_XSS_eksployt_dlya_Twitter
6. Никто не знает, сколько реально людей пользуется Твиттером, можно только верить тем данным, что они публикуют, но по моей оценке не более 10млн. http://thenextweb.com/socialmedia/2010/09/03/how-many-people-are-actually-using-twitter/
7. http://blogs.yandex.ru/top/twitter

 

Ростислав Дмитриев (автор t30p.ru)

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы