О швейцарском ноже

Десятого мая в Волгограде было найдено тело молодого мужчины, убитого самым изуверским способом. В прессе это событие наделало много шуму, потому что вначале все полагали, будто расправа произошла из-за нетрадиционной сексуальной ориентации потерпевшего. Сегодня дело с ориентацией окончательно запуталось, но первоначально бурю возмущения со стороны правозащитников, журналистов прогрессивных изданий и ЛГБТ-сообщества вызвало именно сообщение об очередном убийстве на почве ненависти. Сразу же были сделаны далеко идущие выводы. Церковь и власть активно насаждают в обществе гомофобию, принимают различные законы и уложения - что ж, полюбуйтесь теперь на плоды.

Убийства подобного рода, на какой бы почве они не произошли, преступно оправдывать хотя бы единым словом. И этим, надо сказать, активно пользуются. В литературе такой прием называется «синекдоха». Перенос значения с одного явления на другое по принципу количественного отношения между ними. Хотя, казалось бы, вот только недавно наша оппозиция горячо протестовала против этого приема, когда один из гражданских активистов убил и расчленил свою жену. Тогда говорилось, что нельзя по одной паршивой овце судить обо всем стаде. В обратную сторону это правило, конечно, не действует. И тут уже не о какой-то части общества идет речь, а обо всем обществе в целом.

Особенно удивительно было увидеть подобные рассуждения не где-нибудь, а на портале «Православие и мир». Публицист и писатель Елена Зелинская написала целую колонку по поводу волгоградского убийства. И в этой колонке мы можем обнаружить все прогрессивные штампы последнего времени. Иногда кажется, что они кочуют из статьи в статью, от автора к автору, вообще не претерпевая никаких изменений. Так, Зелинская указывает: «В нашем обществе, зараженном злобой, перенасыщенном ненавистью, как соляной раствор, надо сто раз подумать, прежде чем натравливать население на какую-либо группу по любому признаку». Такие слова говорятся постоянно, как аксиома, которая вообще не требует никаких доказательств. На улицу выйти страшно! Всюду ходят люди с лицами, искаженными ненавистью, растравленные, точно бультерьеры с плохой родословной, смотрят по сторонам маленькими глазками и ищут, на кого бы кинуться. На гея, на еврея, на либерала. На человека в причудливой одежде. В общем, на любого «не такого». Жуть.

Был бы совсем кромешный мрак, если бы над всем этим кошмаром не парила святая Зелинская в своих белых одеждах , распевая свою вечную песню: «Господа, вы - звери». Она, верно, тот самый праведник, который спасет город. Она лучше остальных, чище остальных, нравственнее остальных... Стоп, стоп, стоп. Это где-то мы слышали. Не сейчас, а много раньше. Был такой культурный народ с Бетховеном и Вагнером в анамнезе, которому пришлось взять на себя тяжелую миссию, чтобы разъяснить этим недочеловекам, почти зверям, что такое европейская культура и толерантность.

Увы, не получилось. Звери оказались сильнее. Победили, ничему не научились, и вот теперь несчастной Зелинской вновь и вновь приходится указывать на этот прискорбный факт. У себя в блоге, в своих статьях и материалах. С удовольствием перепечатывая фотографии послевоенных лет, на которых изображено, как американские солдаты заставляют рядовых немцев голыми руками перезахоранивать жертв нацистов, Зелинская восклицает: «Нам бы даже это не помогло!» В Интернете на такое говорят: «Это такое «мы», куда автор себя, конечно, не включает». Зачем помощь Зелинской? Она разве собирается хоронить кости жертв репрессий под дулами иноземных автоматов? О, нет. Она собирается стоять рядом с автоматчиками и смотреть, как заставляют нас, «хотя и это не поможет».

Читаем колонку дальше: «...наше общество только на посторонний взгляд кажется разрозненным. Население безукоризненно точно считывает сигналы, которые, как дельфины, посылают ему начальники». Это не просто уничижительное отношение ко всему народу, ошеломительное в устах христианки, это бездарный прием, который известен даже школьникам. Называется «взять на слабо». Ты тоже серый и тупой? Ты тоже скот? Ты тоже бежишь в общем стаде? Ты трус? Ха-ха.

Любой, кто пытался отстаивать свои ценности в сети, если они идут вразрез со мнением нашей творческой интеллигенции и либеральной общественности, рано или поздно сталкивается с этим. В комментарии приходят люди и говорят именно так: «А слабо тебе что-нибудь против власти написать? Слабо? Слабо?»

Нет, не слабо. Глупо писать что-нибудь против власти, если ты с ней согласен. Глупо писать что-нибудь за власть, если не согласен. Надо высказывать свое собственное мнение. Да только вот собственного мнения весь круг публициста Зелинской терпеть и выносить не может. Вчерашние друзья подвергаются масштабной травле, стоит им сделать шаг в сторону от генеральной линии.

В свободном обществе никто не мешает гражданам искать единомышленников, возводить вокруг этих единомышленников виртуальную казарму и словесно пороть каждого, кто пытается потом из этой казармы выйти. «Каждый правый имеет право». Зелинская может обличать общество, «не замечая», как ее сторонники поклоняются Гитлеру, призывают к массовым казням и расстрелам, учат той самой ненависти, которая вроде бы Зелинскую ужасает. Ах, нет. Не той же самой. Эта ненависть правильная: к гомофобам, к ксенофобам, к мракобесам всех мастей и... к православным.

Но ведь Зелинскую не тронут, верно? Она же никакого отношения не имеет к рядовому пользователю Фейсбука Михаилу Генину, который писал: «Романова - мой идеал политика. Придет к власти - будет расстреливать с легким сердцем». Не о ее Церкви говорил Владимир Познер, публично сожалевший о том, что Россия приняла Православие. Или Станислав Белковский, который тоже называет себя православным, призывая при этом к упразднению РПЦ и считая "нормальным" отделение Кавказа.

Собственно, здесь корень проблем. Словесную кашу из репрессий, напрасной победы, будущих люстраций и расстрелов нам подают к столу постоянно. Год от года все чаще и настойчивее. Поэтому в тупик ставит только вероисповедание Зелинской, а не ее слова.

У себя в колонке она пишет: «Никто в истории цивилизации не сделал так много для пропаганды однополых отношений, сколько борцы с ними». Это она о ком? О Господе нашем? Или о Святых Отцах? Увы, но все они осуждали грех однополой любви, о чем автор почему-то ни словом не упоминает. Да, христианство отделяет грех от грешника. Грех осуждается всегда, а грешника всегда пытаются спасти. Да, мы-то с нашими грехами ничем геев не лучше. Пьяницы, прелюбодеи, мздоимцы, лгуны... Однако для христиан во всем этом есть принципиальный момент. Потому что только с однополой любовью на наших глазах грех пытаются превратить в добродетель, в отличительную особенность, в инаковость. Когда это делают люди, от Бога отказавшиеся, вопросов особых нет. Когда это делают люди, декларирующие свою христианскую веру, вопросы возникают.

Впрочем, есть и ответы. Христиане, подобные Зелинской - полезные субъекты актуальной политики. Всякий раз, когда надо подкрепить свое мнение мнением христианина, их призывают на помощь. «Вот смотрите, есть же хорошие христиане, настоящие христиане. Ах, если бы из таких состояла вся Церковь, я бы и сам крестился! Они бы там и геев венчали, и о грехах не говорили. Это же так неприятно, когда говорят о грехах».

Существуют и не только христиане. Когда нужно опорочить спецслужбы, находится соответствующий человек из спецслужб. Есть «поющие десантники», кающиеся судьи, ветераны, проклинающие праздник Победы. Все, как в швейцарском ноже - удобные инструменты на все случаи жизни.

Вот этим ножичком они по нашей ниточке и пилят. Ниточка крепкая, ножичек хлипкий, но дайте время... Дайте им только время.

Ольга Туханина


Автор
Володин Олег