Время идет, а указы не исполняются

29 января Владимир Путин вновь вызывает министров "на ковер" для отчета по работе над «майскими указами». Во многом уже понятно, что он услышит от своих подчиненных. Министры расскажут ему, что предыдущий год закончился для экономики России крайне негативно, а «мегапроекты», которые должны стать основой для будущего роста экономики, требуют непомерно больших расходов, чтобы можно было говорить о выделении достаточных средств на исполнение «майских указов».

Напомним, что эти указы стали реализацией предвыборных обещаний и планов, описанных Владимиром Путины в нескольких предвыборных статьях - в отличие от непарламентской и части парламентской оппозиции, не предлагавшей какой-либо позитивной повестки кроме "сместить власть" и "поменять режим", в них были указаны цели, средства и пути решения социальных проблем, межнациональных вопросов, развития экономики, и т.д. Одновременно с этим несистемная оппозиция предпринимала беспрецедентные "уличные" и "медийные" меры для объявления выборов нелегитимными и срыва инаугурации 7 мая - глядя на новости, казалось, что страна стоит на пороге социальных потрясений. Сразу после инаугурации Путин подписал целую серию указов (названную позже "майскими указами"), касающихся развития и совершенствования практически всех сфер человеческой жизнедеятельности. С полной уверенностью можно сказать, что именно они стали новой стратегией развития России до 2018 года.

В случае безукоризненного исполнения каждый из указов способен вывести Россию на качественно новый уровень социально-экономического развития. Однако их воплощение в жизнь сопряжено с целым рядом проблем, как субъективного, так и объективного характера.

К объективным проблемам можно отнести мировой экономический кризис и неразвитое гражданское общество. Особенность наступающего кризиса такова, что он разворачивается независимо от воли нашего руководства, в частности стратегии социально-экономического развития регионов, где уже присутствовали «мегапроекты», были приняты в 2009 году, но тогда абсолютное большинство россиян, включая политиков, было убеждено, что кризис преодолен. Касательно гражданского общества нужно сказать, что с момента подписания «майских указов» непарламентская оппозиция с предвкушением ожидает их провала, а общество в целом как будто не понимает значимости этих указов и не подталкивает политические институты к их реализации.

К субъективным проблемам можно отнести слабую (по данным социологов и мнению СМИ) работу Правительства России, что уже вызвало серию отставок министров. Уже в 2012 году многие эксперты сомневались в возможности российской социально-экономической и политической системы сделать указанный президентом рывок, в то время как на протяжении всего 2013 года экономические показатели страны только и делали, что ухудшались. Однако вместо разработки социально-экономической программы на период кризиса, кабинет министров лишь заявлял о нехватке средств, о невозможности уложиться в поставленные сроки и так далее. В конце концов, это привело к тому, что из-за неслаженной работы министерств страна вступает в затяжной экономический кризис без четкого плана действий.

Дело доходило до того, что со сцены и в кулуарах "Гайдаровского форума" ряд министров высказались о необходимости корректировки "майских указов", так как реализовать их в исходном виде для них "крайне сложно" и стоило бы "подкорректировать указы, чтобы исполнять их было полегче" - правда, положить при этом заявление об отставке в связи с невозможностью выполнить поставленную задачу никто не решился. Понятно и то, что Владимир Путин на попятную и даже на корректировку стратегии развития страны не пойдет. Таким образом, правительство оказалось в сложной ситуации - отступать некуда, но и точных цифр и дат пока никто не представил.

Артур Аваков


Автор
Володин Олег