Европу накрыло радиацией: Аварийная боеголовка, реактор или подлодка?

ЕС в последние недели беспокоится по поводу повышенного уровня радиоактивного изотопа йода-131 на довольно обширных территориях Северной и Западной Европы.

Ученые установили, что в регионе повышен уровня изотопа йода-131. Период его полураспада  длится всего 8 дней, так что речь идет о событии, которое произошло совершенно недавно. При этом, где находится конкретный источник распространения изотопа,  установить пока не удалось, сообщил французский Институт радиационной защиты и ядерной безопасности (IRSN).

Отметим, что повышение уровня изотопа йода-131 во вторую неделю января первой зафиксировала исследовательская станция Сванховд в Северной Норвегии. Затем повышение было отмечено в Рованиеми, в Северной Финляндии. В течение следующих двух недель, пусть и в небольших количествах, оно фиксировалось в Польше, Чехии, Германии, Франции и Испании.

Французский Институт радиационной защиты и ядерной безопасности (IRSN) выпустил пресс-релиз с соответствующей информацией. А Астрид Лиланд, координатор проекта "Готовность к чрезвычайным ситуациям на национальном и местном уровне" в Норвежском управлении по радиационной защите, чтобы смягчить ряд проблем, связанных с этой ситуацией, заявила, что зафиксированные уровни изотопа не несут опасности для здоровья населения.

Позже Центр радиационной и ядерной безопасности Финляндии (STUK) добавил что замеренные уровни далеки от объема концентраций, которые могут оказать влияние на здоровье человека.

По мнению Лиланд, источник изотопа йода-131 расположен где-то в Восточной Европе. Как отметило норвежское издание Barents Observers, источником изотопа йода-131 могут быть ядерные установки в Северо-Восточной Европе, где и был впервые зафиксирован уровень повышения радиоактивности, атомные электростанции в Финляндии, Швеции и России, атомные подводные лодки в районе Кольского полуострова и в Белом море.

Такжеученые добавили, что в Великобританию на авиабазу Миденхолл прибыл самолет ВВС США WC-135 Constant Phoeniх. Как объяснило издание The Aviationist, самолеты такого типа обычно используются для замеров уровня радиоактивности в том или ином районе.

Как заявил бывший член экипажа WC-135 Дарин П. Плафф, на борту самолета имеются два больших пакета фильтров с активированным углем, а также фильтры HEPA/ULPA.

"Как только приборы фиксируют повышенный уровень радиации, экипаж кабины снижает воздушный поток для поддержания повышенного давления, а весь персонал на борту надевает кислородные маски, которые позволяют потреблять до 100% кислорода. Экипаж остается в масках, до тех пор пока датчики не зафиксируют снижение радиоактивности до безопасных уровней. При этом у каждого члена экипажа есть дозиметр", - отметил Плафф.

Таким образом, уровень изотопа может свидетельствовать о радиационном инциденте на атомном реакторе или ином объекте ядерно-топливного цикла, в исследовательской лаборатории или о происшествии с ядерным боеприпасом.

Напомним, шесть лет назад в Норвегии, Швеции, Финляндии, Германии, Австрии и Польше также было зафиксировано превышение концентрации йода-131. Выяснилось, что причиной стала халатность сотрудников венгерского Изотопного института. Организация производила радиоактивные изотопы в медицинских и промышленных целях и допустила ряд ошибок в контроле за технологическими процессами.

В этот раз следы йода-131 были зафиксированы в Польше, Чехии, Германии, Испании и Франции. Как сообщил портал "Царьград", причиной аварии с весьма высокой вероятностью "может оказаться авария на одной из украинских АЭС, которые запущены на полную мощность".

Издание (впрочем, не указавшее источник своей уверенности) напоминает - из-за сбоев в работе реактора был остановлен третий энергоблок Ровенской АЭС. Также на днях в режиме аварийной остановке был заглушен третий энергоблок Южно-Украинской АЭС. Вполне вероятно,что источник проблем находится именно там.


Автор
Редакция