Госдума ограничит губернаторов в сроках пребывания у власти

В Государственной Думе прошло первое чтение законопроекта «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в целях уточнения порядка определения сроков полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации). Если проще, то о сроках пребывания у власти губернаторов РФ. Теперь главы областей могут руководить регионом только два срока. Но отсчет срока их полномочий будет вестись с 2012 года.

Законопроект был внесён на рассмотрение депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, Г. А. Зюгановым, В. В. Жириновским, В .А. Васильевым. То есть, перед нами тот случай, когда в Государственной Думе имеет место быть практически полное единство по данному вопросу.

Александр Бурков, депутат от «Справедливой России» и первый зампред комитета по федеративному устройству заявил в связи с принятием закона в первом чтении: «Ограничить губернаторство двумя сроками - очень разумное решение, и, уверен, эта поправка будет обсуждаться. Также из закона необходимо убрать «президентский фильтр», пусть народ сам избирает губернатора без лишних консультаций, и если народ его избрал, то логично было бы убрать и положение о недоверии президента».

Зампред комитета Думы по конституционному законодательству и госстроительству, член КПРФ Вадим Соловьев практически полностью соглашается с Бурковым: «Конечно, срок пребывания губернатора на посту должен быть ограничен. Предел в два срока был в предыдущей редакции, и разумно, если он появится в новой».

ЛДПР также поддерживают законопроект. Владимир Жириновский ещё в 2010 году предлагал ограничить срок пребывания губернатора на посту десятью годами: «Надо ограничить срок пребывания любого руководителя на руководящем посту на 10 лет: два по пять лет, или три по три... Более 10 лет человек не должен находиться на одном руководящем посту...».

Владмимр Плигин, депутат «Единой России», глава думского комитета по конституционному законодательству, куда более сдержан в оценках, но, тем не менее, в целом поддерживает инициативу: «Как я понимаю, здесь есть предложение той кальки, которая действует по конституции применительно к институту президентства в Российской Федерации. Но все ж таки президент страны и губернатор - это принципиально различные должностные лица».

Видимо, такие законодательные ограничения, которые некоторые представители Думы хотели законодательно ввести уже давно, связаны с последними скандалами и арестами глав регионов Российской Федерации. Суда по всему, неограниченное пребывание во главе региональной власти может не очень хорошо сказаться на поведении чиновника. Историю с сахалинским губернатором Хорошавиным, его ручкой за 36 миллионов и миллиардом рублей наличных, думается, ещё никто не забыл.

При этом, однако, закон не будет ограничивать избрание губернатором человека, который уже отработал два срока в другом регионе. То есть, отсидев два срока, губернатор может баллотироваться в другой области, там избраться на срок или два, а потом вернуться в свой прежний регион.

По мнению главы фракции «Справедливая Россия» Сергея Миронова, «в России хороших губернаторов всегда перемещали с территории на территорию, и это считалось оправданным. Например, Столыпин работал губернатором Саратовской области, после чего пришел во власть в федеральном центре. Страна очень большая и сложная, посмотреть разные территории - это хороший опыт для управленца».

В целом, такая ротация кадров внесет новую динамику в региональные выборы. Плюс наглядно покажет, каким региональным главам действительно верят избиратели. Переизбраться в прежнем регионе после перерыва в срок или два - это совсем не то же самое, что бесконечная череда переизбраний, когда жители региона просто не видят иных альтернатив и поэтому голосуют за действующего главу региона.

В целом для российской политической системы такая ротация кадров будет скорее полезной. Ну и опыт регионального управленца, который теперь может распространяться на разные территории, обогатит методологический багаж чиновников.


Автор
Ларин Сергей А.