Болтанка или теракт: пилот раскрыл причину гибели АН-148?

Российские следователи работают на месте крушения самолета в Раменском районе, катастрофа которого унесла жизни более 70 человек.

В настоящее время спасатели МЧС продолжают разбирать обломки. Погибли все 65 пассажиров, в том числе и несколько детей, а также шесть членов экипажа.

Вариантами версий являются ошибка экипажа в сложных метеоусловиях, техническая неисправность Ан-148, а также обледенение. Напомним, самолёт Ан-148 с бортовым номером RA-61704, который выполнял регулярный рейс 6В-703 Москва - Орск, должен был вылететь из столичного аэропорта Домодедово в 14:00.

 По данным диспетчеров, в 14:27 Ан-148 внезапно пропал с экранов радаров. Оперативные службы сразу же забили тревогу.  По данным диспетчеров, самолёт в последние минуты вёл себя очень странно: он поднимался до высоты 1800 метров, затем упал до 1500, затем вновь поднялся до 1800 и резко пошёл к земле.

Как пояснил очевидец, "сперва что-то взорвалось под крылом, и оно загорелось. После этого была ещё одна вспышка - и самолёт резко упал вниз. Вспышку видели все. Всё было так быстро".

По поводу самолета сообщается, что Ан-148 был выпущен на ПАО "Воронежское акционерное самолётостроительное общество" (ВАСО) в 2010 году по лицензии украинского конструкторского бюро "Антонов".

Ранее - с 2010 по 2015 год - лайнер RA-61704 эксплуатировался авиакомпанией "Россия", которая пускала его на зарубежные рейсы. Владельцы самолета в ходе эксплуатации выяснили, что борт имеет ряд дефектов, устранить которые в рабочем порядке так и не удалось.

Инциденты с этим типом лайнеров были и раньше - в 2010-м у разбившегося в Подмосковье борта отказал правый двигатель, и он вынужден был вернуться в аэропорт вылета Пулково.

Позже на рейсе из Калининграда в Санкт-Петербург при заходе на посадку у него самопроизвольно увеличилась тяга двигателей, и пилотам пришлось уводить машину на второй круг.

Вывод комиссий гласил, что в обоих случаях причиной инцидентов стали недостатки конструкции. Конкретно этот борт в 2016 году авиакомпания "Россия" передала "Саратовским авиалиниям" в рамках подписанного в 2015 году соглашения о сублизинге четырёх самолётов этого типа.

Согласно предварительным данным экспертов,  многое говорит о том, что двигатель разрушился в воздухе. Не исключено, что возгорание в одном из двигателей могло спровоцировать взрыв крыла и самолёта. Есть еще одна версия, согласно которой на  самолёте обледенел датчик скорости, который стал некорректно отображать данные.

Из-за этого приборы, в свою очередь, могли показывать неверную скорость, а пилоты увеличили тягу двигателя, ошибочно полагая, что скорость падает. Это и привело к дополнительной нагрузке на двигатель и возможному разрушению деталей.

На данный момент известно, что самолет Ан-148 после крушения в Подмосковье оставил воронку глубиной порядка 2 метров. По всей видимости, он взорвался при ударе о землю.

"На месте крушения самолета образовалась воронка глубиной 2,5 и диаметром порядка 17 метров. Внутри воронки разбросаны мелкие обломки самолета, часть из которых сплавилась между собой", - сообщили очевидцы.

По данным некоторых свидетелей, самолет при падении горел, "были видны искры и пламя". По словам других, "огня не было, был виден только дым". 12 февраля утром пресс-служба МЧС доложила о завершении спасательной операции.

Таким образом, окончательно подтверждена гибель всех людей на борту разбившегося самолета. Уже известно, что среди них были граждане Азербайджана и Швейцарии.

"Представьте себе провинциальную российскую авиакомпанию. Рейсов почти нет, местных нет совсем. Счета заблокированы ФНС.Долги по зарплате перед сотрудниками (в том числе летчиками) под 40 млн, из которых 1.4 млн - ещё за август.Долги перед ПФР сопоставимых размеров. У директора два вялотекущих уголовных дела, у коммерческого - судебный запрет занимать руководящие должности. Один свой борт и один в лизинге (для рейсов нужно минимум три). Вышку для обработки бортов антиобледенителем иногда удаётся одолжить у соседей-вояк, оставив им в залог трап. Могут ли нарушаться правила пассажирских перевозок? Может ли это привести к чему-то плохому? Да ну, бред какой-то",- рассуждает в своем телеграм-канале Жилинский.

В частности, заслуженный пилот России, член комиссии при призиденте России по развитию авиации гражданского назначения Юрий Сытник в интервью Pravda.ru заявил - версии одна за другой отсеиваются.

"Cтолкновение здесь вряд ли возможно, потому что в облаках это все случилось, на высоте около двух тысяч метров - там вертолеты в облаках не летают в московской зоне, бесплотники и дроны тоже в такую погоду там не летают. А то, что фактически явно было - это очень большая болтанка, перегрузки на борту, то есть, была переменная перегрузка, и вероятнее попал в «хороший» восходящий поток, и его просто из-за болтанки сбросило вниз, потом подхватило, так называемый подхват есть, а далее идет необратимый процесс@?- считает пилот.

"Если вовремя не парировать этот бросок восходящего потока, то угол атаки становится закритическим, происходит срыв потока, самолет вдоль продольной оси поворачивается, и идет на снижение с разгоном скорости. После достижения определенной скорости, скорости разрушения - в воздухе могут отлетать какие-то лючки, какие-то люки, щитки, и это могло привести к эллипсовидному разбросу деталей",- добавил он.

"Пожар двигателя не приводит к такому падению самолета. Обледенение тоже вряд ли - там скорость большая, там уже не так влияет  обледеневшее крыло или стабилизатор. То есть, тут потихонечку все вычеркивается, и остается самое страшное - это подхват самолета, сваливание в пикировании и все. А дальше необратимые последствия. Пилот пытался бороться, но рулей уже не хватает, затенение идет руля высоты, и самолет из этой ситуации не выходит",- считает эксперт.

"Я не хочу обвинять ни экипаж, ни пилотов, пока рано это говорить. Летчики, скорее всего до конца боролись за жизнь пассажиров, самолет, свою жизнь. В московской зоне, увы, часты такие броски по высоте. Против этой версии может служить еще один фактор, и причем очень серьезный - обычно в болтанку экипаж докладывает диспетчеру, что встретился с очень интенсивной болтанкой, высокой турбулентностью. Здесь ничего сказано не было, скорее всего, этого могло не быть. Тогда остается только взрыв на борту. Ждем данных с самописцев",- заключил он.

Понедельник объявлен траурным днем в Оренбургской области. Свои соболезнования принесли руководители Армении, Грузии, Литвы, Молдовы, Эстонии, Украины, ЕС, Казахстана, Киргизии и США. Международный олимпийский комитет выделил зону траура в олимпийской деревне на зимних играх в Пхёнчхане.  


Автор
Редакция