Расшифровка "черных ящиков": Что убило Ту-154

Результаты расшифровки параметрического самописца  Ту-154Б2 Минобороны РФ, рухнувшего в минувшее воскресенье в Черное море показали, что развитие нештатной ситуации на борту могло начаться с не убравшихся закрылков.

По данным экспертов, пытаясь компенсировать возникший из-за этого пикирующий момент, пилоты усугубили ситуацию до критической, чрезмерно задрав нос самолета. Напомним, 27 декабря водолазам удалось обнаружить и поднять на поверхность самый большой за все время поисковой операции фрагмент самолета - четырехметровый кусок хвостовой части Ту-154Б2, находившийся на 30-метровой глубине.

Обнаруженный в нем параметрический самописец, регистрирующий параметры полеты и работу всех систем лайнера немедленно отправили в Центральный научно-исследовательский институт ВВС в подмосковных Люберцах. Как пишет Коммерсант, итоговую расшифровку «черного ящика» военное ведомство пока не обнародовало, отметив лишь, что «окончательные выводы о причинах авиакатастрофы будут сделаны государственной комиссией после изучения всех возможных факторов».

Также сообщалось, что, судя по расшифровке записи первого бортового речевого самописца, разговор в кабине пилотов прерывается восклицанием «Закрылки, сука!» После этого звучат слова «Командир, падаем!». По данным источника, пленка речевого черного ящика не пострадала при падении самолета.

Предварительно сообщается, что самописец зарегистрировал отказ системы уборки закрылков Ту-154, которые при взлете обеспечивают дополнительную подъемную силу на крыльях самолета. Авиаэксперты отмечают, что такой тип нештатной ситуации является неприятным, но отнюдь не катастрофическим происшествием. Подобная ситуация и действия пилотов при ее возникновении подробно описаны в руководстве по летной эксплуатации Ту-154 и постоянно отрабатываются членами экипажей на тренажерах.

По словам экспертов, возникающий в связи с неубранными закрылками пикирующий момент на старте летчики компенсируют штурвалом и с помощью стабилизатора самолета. Выигрывая за счет этого время, пилоты тут же докладывают о неисправности диспетчеру и возвращают машину на аэродром вылета.

При этом возврат происходит на небольшой скорости, чтобы отклоненные плоскости не оторвало встречным потоком.

Летчики погибшего Ту-154 по какой-то причине не сумел решить проблему отказавших закрылков. Предполагается, что пилоты, пытаясь компенсировать плавный уход самолета в пикирование, стали слишком активно тянуть штурвалы на себя, одновременно увеличивая режим работы двигателей. Из-за этого самолет мог выйти на так называемые закритические углы атаки, потерять скорость и вместо набора высоты рухнуть в море.

В настоящее время, несмотря на данные самописца, следствие и эксперты не отказываются от других предположений о причинах катастрофы. Рассматриваются версии о возможном теракте на борту самолета, а также нарушении его центровки при взлете и возможном столкновении самолета со стаей чаек. Сообщалось, что на месте предполагаемого падения самолета было обнаружено большое количество птичьих перьев, плавающих на поверхности воды.

Версия, связанная с птицами, будет подтверждена или отклонена после того, как эксперты найдут и изучат двигатели самолета, на лопатках которых, возможно, остались биологические следы. Напомним, Ту-154Б-2 Минобороны России, летевший в Латакию (Сирия) потерпел крушение утром 25 декабря вскоре после вылета из Сочи, где он приземлялся для дозаправки. Погибли все 92 человека, находившиеся на борту: восемь членов экипажа и 84 пассажира - ансамбль имени Александрова во главе с художественным руководителем Валерием Халиловым, журналисты трех телеканалов, представитель благотворительной организации, военнослужащие и чиновники.


Автор
Редакция