Расследование: имел ли Путин право сбить самолет над Сочи-2014

В критической ситуации взять на себя невероятно сложное решение - это не каждому под силу. Но именно это пришлось в 2014 году сделать президенту России: отдать приказ сбить пассажирский лайнер над Сочи. Он сделал это, следуя существующим нормам и мировым практикам.

Об этом случае, произошедшем в день открытия зимних Олимпийских игр в Сочи, Владимир Путин рассказал в интервью, ставшего основой для фильма Андрея Кондрашова «Путин». В тот момент, когда глава государства вместе с руководством МОК уже направлялся на стадион  «Фитш», поступила информация о том, что предполагаемый террорист захватил самолет, выполнявший рейс Харьков - Стамбул.

По словам пилотов, некий мужчина, угрожая бомбой, требовал посадки в Сочи. Чем это могло закончиться - неизвестно. Сотрудники штаба, в ответ на вопрос  Путина о том, какие есть предложения, напомнили  ему, что в таких случаях, согласно инструкции, самолет должен быть сбит.

«Я им сказал: действуйте в соответствии с планом. На вопрос тех, кто ехал в автобусе (иностранных гостей - ред.), я сказал: все хорошо», - вспоминал президент. По словам Владимира Путина, до полного выяснения деталей он ничего не мог рассказать гостям.

Трагедии, к счастью,  не случилось: спустя пять-семь минут, раздался второй звонок и выяснилось, что происходившее на борту - пьяная выходка перебравшего пассажира, самолет летит по своему маршруту и скоро сядет в аэропорту Стамбула.

Речь шла о Boeing 737-800 турецкой авиакомпании Pegasus Airlines, захватчики пассажирского самолета требовали посадить его в Сочи. В фильме глава ФСБ Александр Бортников рассказал о том, что было принято решение «поднять боевую авиацию, чтобы контролировать полет самолета».

Несмотря на то, что в случае, о котором рассказал Владимир Путин, тревога оказалась ложной, ситуаций, в которых угроза была реальной, в те дни было немало.

Кстати, как уже пишут в телеграм-каналах, "бомбистом" оказался 44-летний рекламщик Артём Козлов из Харькова. Именно он на рейсе Харьков-Стамбул вначале принял на грудь, а потом решил посетить Олимпиаду, угрожая взорвать самолет, требовал изменить курс и лететь в Сочи. Эту историю спустя некоторое время "оценили" в Стамбуле: Козлову грозило 9,5 лет тюрьмы, но уже в феврале 2014 его выпустили под домашний арест.

После этого "дебошир" снял квартиру в Стамбуле, принялся  за выполнение "интернет-проектов", которые якобы начинал еще на Украине. Он публикует в Фейсбук фото пива, раков, горилки, объявления о найме сотрудников, но большей частью его публикации посвящены проклятиям Путину и России.

Замглавы МИД России Олег Сыромолотов, который ранее был руководителем службы контрразведки ФСБ, а в настоящее время  который курирует вопросы противодействия терроризму, также рассказывал, что спокойствию Олимпиады в Сочи угрожали и настоящие террористы, а  незадолго до начала Игр в Россию пытались проникнуть террористки со взрывными устройствами.

Так что, в тот момент действительно были реальные причины опасаться «серьезных террористических угроз, причем одна из них касалась возможного теракта с участием самолета». Поэтому и неудивительно, что получив такую тревожную информацию буквально накануне открытия Олимпийских игр-2014, Путин отнесся к ней очень серьезно.

В конце декабря прошлого года Бортников также говорил о том, что на олимпийских объектах готовились теракты с участием смертниц. Все теракты предотвратили еще до начала Олимпиады. По его словам, российским спецслужбам в этом помогли коллеги из США, Австрии, Франции, Германии и Грузии.

Подтверждая слова Сыромолотова, глава ФСБ также рассказал о предотвращенном в Сочи теракте, который  совместными усилиями намеревались совершить боевики из России, Турции, Сирии, Германии и Австрии. Именно поэтому на время проведения Олимпиады было запрещено проносить на борт самолета жидкости любого объема, за исключением купленных в закрытой зоне аэропорта.

Благодаря этой работе, невидимой стороннему глазу, Игры прошли без каких-либо эксцессов, а затем не менее успешно состоялась и Паралимпиада.

Если вернуться к ситуации с самолетом, то стоит напомнить о том, что еще в 2007 году был принят федеральный закон «О противодействии терроризму», в соответствии с которым были установлены основные принципы противодействия террористической деятельности и организационные основы борьбы с нею, позволяющие вооруженным силам России применять оружие и боевую технику для устранения угрозы теракта во всех окружающих человека средах: в воздухе, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в подводной среде.

В частности, новый ФЗ давал право сбивать самолеты, захваченные преступниками и представляющими реальную угрозу совершения удара по наземным целям или «угрозу теракта в воздушной среде». Степень возможной опасности военные будут определять сами. То есть, любой гражданский самолет может быть сбит, если он "не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы".

Надо отметить, что все вышеописанное -  это существующая мировая практика в сфере борьбы с терроризмом. К примеру, в 2001 году, спустя всего несколько дней после трагического дня 11 сентября,  новые правила, которые бы определяли  порядок действий в чрезвычайных ситуациях, подобно произошедшим терактам,  утвердили тогдашний министр обороны США Дональд Рамсфельд и Объединенный комитет начальников штабов.

До этого момента  у Пентагона не было формальных правил о том, как должны вести себя вооруженные силы в отношении захваченных самолетов.

К слову, бывший вице-президент Дик Чейни вспоминал, что в часы после терактов во Всемирном торговом центре и в Пентагоне президент Буш приказал сбивать любой пассажирский самолет, создающий угрозу для Вашингтона. Боевые самолеты пытались перехватить четвертый самолет, угнанный террористами, но он разбился над Пенсильванией прежде, чем против него были предприняты какие-либо действия.


Автор
Редакция