Белое кольцо сжимает протест

Сергей Угольников пишет:

В общественных движениях, даже таких нелепых, как нынешние "московские протесты" существует группа, являющаяся эстетическим лицом "акции". И если для революции 1917  года это были комиссары в пыльных шлемах и пролетарии с булыжниками, а в 1991-м  НТРовские "кооператоры" и алкоголики, измученные горбачёвским "сухим законом", то сейчас целевой аудиторией потребителей политической пропаганды являются невнятные лица с мобильными устройствами, выражения глаз которых  невозможно выяснить из-за смешных очков.

Забавная генерация, представителей которой, однако, без тени юмора объявляют "узниками совести" после десяти суток административного ареста. Представители этого "нового героического сословия" могут всерьёз путать водомёт и поливальную машину, известив об этом всех своих читателей в Твиттере. И ведь действительно, водомёты, танки и БТРы тут - лишние. Ещё удивительнее, что свои лайки, ретвиты и репосты - они с той же серьёзностью считают важной и нужной деятельностью, способной привести к глубоким и "прогрессивным" общественным изменениям.

Для политического обозначения этой группы лиц приняты термины "рассерженные горожане" или "креаклы". А для позиционирования субкультурного явления избран термин "хипстеры". Конечно, для начала революционных гуляний, в едином порыве - были отмобилизованы множество никак не пересекающихся, даже враждующих между собой групп. Сумели собрать всех, от геев до националистов, от обманутых дольщиков до футбольных фанатов, от крайне левых либералов до либералов крайне правых. Но плавно перетекающим осадком остались именно эти люди. Эстетически отличающиеся от "путинского гламура", но одновременно существующие именно благодаря путинскому запрету на пересмотр итогов приватизации.

Когда-то у них  не было даже названия. Для обозначения этого, "постгламурного" контингента, их "властители дум" изыскивали, например, такой причудливый термин, как "кидалты". Видимо, из-за созвучия с "кидалами" модный лейбл в ход не пошёл и был выброшен с корабля прогресса.

Если хипстеры середины прошлого века, при всей своей зависимости, всё-таки сумели вывести из провинциального состояния американское "актуальное искусство", то их нынешние аналоги - для "прорывов к высотам мирового признания" совершенно не подходят. Ни одного Ай Вэйвэя, бодро навязавшего свой дискурс западным масс-медиа, среди них нет и не предвидится. Они насквозь вторичные, невзрачные, некрасивые. В родных осинах всё получается не так, как в иностранных прериях. К примеру, сразу произошла социальная сегрегация "субкультурных прогрессистов". Прослойка поделилась на грязных хипстеров и благородных ВИПстеров. Вторые - выглядят так же, как первые, но отличают Гегеля от Гоголя, айфон у них настоящий, а не китайский, ну и конечно, они с деньгами. Классовое разделение в едином  движении - явление, как правило, "неформальным объединениям" не свойственное.

В какой-то мере активность креаклов - истеричный вопль группы, застигнутой врасплох кризисом перепроизводства. Их просто столько не нужно. От увеличения клонов либеральных СМИ - либеральная аудитория не расширяется. От плясок вокруг "Пусси Раит" объёмы продаж арт-объектов не увеличивается. От лайков в Фейсбуке не множатся даже ряды "защитников чего-то там". И суши из Инстаграмма на экранчике гаджета - нельзя съесть.

Может быть, именно это погружение в детство, попутно, так их и политизирует. Ведь человек, воспринимающий шушеру из девяностых "борцами за свободу" - действительно, должен быть несмышлёнышем. Этот эстетический инфантилизм заметен именно в моменты постпраздничного, митингового "катарсиса". Креаклы долго блуждают по переулкам, гордо демонстрируя белую ленточку. Примерно так в советские годы некоторые новоиспечённые пионеры не снимали красный галстук и после школы. Зато потом  делали шерифские звёзды из октябрятских значков, и как только не  издевались над другими атрибутами подростковой структуры.

Хипстерам  кто-то не дал походить положенное время в красном галстуке. Наверное, старшие товарищи дразнили. Хоть надежд мало, но будем надеяться, что вскоре доносят. Ведь убирать за ними придут ленивые гастарбайтеры, которые спрос на плоды трудов креативного класса,  не увеличивают.

Белое кольцо само сжимает  свой инфантильный протест.

(процитировано частично)


Автор
Володин Олег