Россияне не почувствовали девальвации и стангации

РБК пишет:

Первый квартал 2014г. выдался для семьи Ивановых удачным - глава семьи стал больше зарабатывать и решил отложить на черный день 788 долларов. Он меньше экономит на продуктах и присматривается к дорогостоящей бытовой технике. Ивановы - типичные представители российского среднего класса. Несмотря на проблемы в экономике и снижение курса рубля, "потребительский индекс Иванова" вырос впервые с начала прошлого года.

Условных Ивановых эксперты агентства Cint опрашиваютуже в седьмой раз. Итоговый обзор готовится на основании ответов 2300 человек трудоспособного возраста, живущих в городах с населением не менее 100 тыс. человек. С момента начала опросов и вплоть до конца 2013г. потребительские настроения респондентов стабильно падали (с -4% в январе до -13% в ноябре 2013г.). Сравнимую динамику показывал и индекс потребительской уверенности, рассчитываемый Росстатом.

Росстат еще не опубликовал сводный индекс за первый квартал 2014г. Согласно же исследования, этом году россияне стали чувствовать себя увереннее. Сводный потребительский индекс Иванова впервые подрос до -11%. В пользу этого сыграло сразу несколько факторов: в марте средние доходы Иванова увеличились до 28,6 тыс. руб. с 26,4 тыс. руб. в сентябре прошлого года, а в его компании ждут роста выручки. Уровень безработицы среди его знакомых снизился с 9,9% до 9,1%.

Эту динамику подтверждает руководитель отдела аналитики рекрутингового портала. По ее данным, зарплатные предложения за последние полгода выросли в среднем на 3% в рублях.

Заработав больше денег, Иванов готов больше откладывать на будущее. 18% ответивших против 16% кварталом ранее считают, что сейчас благоприятное время для сбережений. Но сберегать они теперь предпочитают в валюте. Опасаясь обесценения рубля, каждый респондент в среднем купил с начала года валюту на 788 долл. и может купить еще 692 долл. Эксперты делают из этого вывод, что покупки твердой валюты наполовину завершены, и если ситуация не изменится, спрос на нее со стороны населения иссякнет к середине года.

Но пока средний класс умудряется не только откладывать деньги на будущее, но и тратить больше, чем он мог себе позволить раньше. В основном это касается крупных покупок (индекс условий для совершения крупных покупок вырос с -23% до -17%). Составители обзора предполагают, что таким образом покупатели пытаются защитить свои сбережения от девальвации. Впрочем, сами торговцы объясняют всплеск продаж традиционными сезонными факторами. В праздники количество покупателей увеличивается на 50-70% по сравнению с другими месяцами, но средний чек увеличивается не очень сильно.

В продуктовых сетях также не заметили каких-то глобальных перемен в поведении покупателей. Самым ощутимым потребительским трендом стало увеличение спроса на продукцию под собственными марками сетей, которые чуть дешевле брендированной продукции.

Помимо квартир, россияне охотно скупали дорогостоящие товары класса люкс. Глава итальянского модного дома Prada Патрицио Бертелли, общаясь с аналитиками по поводу финансовых результатов компании в 2013г., не преминул возможностью похвастаться тем, что с начала крымского кризиса продажи Prada в России подскочили на 30%. По словам представителя компании Марты Монако, в Prada такой рост объясняют тем, что с началом крымских событий и введения санкций против России традиционные покупатели люксовых вещей и аксессуаров перестали выезжать за границу на шоппинг и теперь вынуждены покупать продукцию любимой марки в российских магазинах.

(процитировано частично)


Автор
Володин Олег