Наши
сообщества

Что означает право Минюста признать НКО "иностранным агентом"

Просмотров

В свете событий на Украине, действий Запада и 1.5 лет "уведомительного" порядка внесения НКО в список "иностранных агентов" в случае получении ими средств из-за рубежа и ведения политической деятельности принятие во втором и третьем чтении поправки, дающей Минюсту право вносить НКО в такой список, естественно, вызвала бурю дискуссий и споров.

Традиционно, конечно же, оппозиция, несистемные правозащитники и сами представители НКО, отреагировали негативно. Аргументы впрочем, остались все теми же - как говорится, "песня та же и поет ее она же". Здесь и отсутствие подобных якобы "жестокостей" в западных странах, и демократичность государств с большим количеством НКО, и опровержения получения западных денег и даже ссылки на то, что НКО не хватило времени разобраться с "новыми правилами".

Вам смешно? Нам тоже. Но, чтобы развеять морок и напущенный НКО туман, давайте разберемся по пунктам.

Итак, у НКО с 2013 года было аж 1.5 года на то, чтобы "разобраться в законе", признаться в получении западных грантов (например, тот же "Голос" получил более $135 000 000 с 2010 года), подать заявление и получить "как в США" признание как "иностранный агент". Однако ни одно известное политическое НКО такого не сделало - наоборот, с помощью судов они пытались признать нормы закона неконституционными, давя на власть с требованиями вернуть ситуацию "к 2010 году", когда количество таких организаций и вливаемых в них денег с Запада росло как на дрожжах. Или - как на Украине, что стало одной из причин, кстати, произошедшего госпереворота. Впрочем, об этом - чуть позже.

Достаточно отметить, что в 2013 году такие политические НКО получили аж 41 000 000 000 рублей, из которых 10 000 000 000 было потрачено как раз на политическую работу. Что остается делать государству? Только одно - если за 1.5 года НКО не собираются входить в список самостоятельно, к добровольному внесению в список приходится добавить право Минюста вносить НКО принудительно.

В условиях фактического саботажа закона со стороны влиятельных прозападных НКО государство не имело иной альтернативы, кроме дальнейшей коррекции закона об НКО. Никакого позитивного эффекта не имело и то обстоятельство, что НКО получили практически 1,5 года для реализации требований закона. Неконструктивная позиция целого ряда политизированных НКО не оставила государству иной альтернативы, кроме ужесточения закона - дополнения добровольного принципа заявления НКО о себе как об иностранном агенте также и правом государства принудительно включать НКО в этот реестр.

При этом эксперты отмечают - Минюст относится к НКО куда более лояльно и мотивировано, нежели проводящая проверки таких организаций прокуратура, что дает уверенность в абсолютно рациональных и объяснимых решениях министерства.

При этом правоприменительная практика за рубежом - куда более жесткая, чем в России после принятия "права Минюста". Почему? Берем хотя бы США с действующим F.A.R.A. Там НКО, которое отказывается и бегает от лейбла "иностранного агента" тут же лишается налоговых льгот, в их отношении возбуждаются уголовные дела, а учредителями и сотрудниками НКО интересуются спецслужбы. И это практика не времен сенатора Маккарти - недавно "иностранные агенты" оказывались в и тюрьме, и "перед закрытыми дверями с арестованными счетами". В России Минюст лишь может "приостанавливать на срок до 6 месяцев деятельность НКО с иностранным финансированием, если они отказываются регистрироваться в качестве иностранного агента".

Повлиял ли на принятие такого закона кризис на Украине, о которым мы писали выше? Конечно же. Как известно, на Украине было создано и действовало при поддержке Запада десятки тысяч НКО, которые в итоге и стали "мотором Майдана" и госпереворота, отвечая за свои "сектора" - от ультрас до соцсетей, от медиа и СМИ - до организации протестных акций. Естественно, что отсуствие контроля за такими НКО со стороны администрации Януковича полностью развязало им руки, а произведенный с помощью сети таких НКО госпереворот был горячо поддержан США. Сейчас же США избрали курс на конфликт с Россией, причем ситуация постоянно эскалируется - но даже в этом случае РФ не поступает как Индия, разом и навсегда запретившая иностранное финансирование политических НКО.

Достаточно вспомнить, например, "Голос", пытавшийся отправить на Украину аж 800 наблюдателей - дабы они легитимизировали происходящие на фоне гражданской войны выборы президента. Финансирует работу "Голоса" как Михаил Ходорковский, олигарх Коломойский и ряд западных фондов (о полученных "Голосом" десятках миллионов долларов писали многие СМИ). Собственно, через украинские проекты Ходорковского и USAID в ближайшее время ожидается массированное вливание средств на НКО "под крымских татар", дабы дестабилизировать российский Крым и политическую ситуацию в целом. Не контролировать происходящее в такой ситуации, как мы понимаем - самоубийственно.

Ну и напоследок. В отличие от США, где за неисполнение законодательства о политических НКО они закрываются, а их руководители оказываются в суде, в России законопроект носит не запретительный, а контрольный характер. его цель - учесть НКО, занимающиеся политикой на иностранные средства, а не запретить их. Более того, решением Конституционного суда определено, что основные претензии НКО к закону необоснованны, а сам закон Конституции РФ в основных чертах соответствует. Тем более, что в РФ организации будут включаться в список "иностранных агентов" по решению суда - так что НКО смогут опротестовывать их .

Кстати, те странные и неадекватные прокурорские предупреждения в адрес НКО были отменены по решению судов или вышестоящих властей - а значит, происходит нормализация правовой практики.

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы