Наши
сообщества

Многоразовый "Союз" приземлит Falcon 9

Просмотров

В Роскосмосе стартовала работа над  многоразовой ракетой среднего класса. Этот проект  станет ответом на созданный Илоном Маском носитель Falcon 9.

Предполагается, что унификаия с одноразовым «Союзом-5» позволит запускать будущую отечественную ракету с Байконура, Восточного, а также с плавучего космодрома в Тихом океане.

Проект будут вести РКК «Энергия» и ракетно-космический центр «Прогресс». По мнению экспертов, создание многоразового носителя важно для удержания позиций России на рынке пусковых услуг. При этом техническое задание «Роскосмоса» на разработку «Союза-5» не предусматривает многоразового применения этой ракеты или отдельных ее элементов.

Согласно планам, ракета будет совершать самостоятельную посадку - как и Falcon 9 американской корпорации SpaceX. Однако будут просчитаны и другие варианты, например использование парашютов. По словам гендиректора РКК «Энергия» Владимира Солнцева, самое важное в  проекте - это его экономическая целесообразность .  Главный критерий при разработке - сколько стоит вывод килограмма груза на низкую околоземную орбиту, добавил он.

Со своей стороны, научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает создание многоразовых носителей перспективным и экономически выгодным.

Он отметил, что если мы "сажаем ступень или каким-либо иным образом спасаем двигатели, то это дает 10-20% экономии на каждом пуске. Для носителя это серьезная экономия". 

Напомним, в США уже две частные компании разработали ракеты с посадкой первых ступеней после старта. Фирма Blue Origin в 2015 году провела испытания одноступенчатого носителя легкого класса. В том же году корпорации SpaceX предпринимателя Илона Маска удалось посадить на Землю первую ступень двухступенчатой ракеты среднего класса Falcon 9.

В 2017 году SpaceX провела 16 запусков Falcon 9. Из них три - с повторным использованием ранее запущенных ступеней. Доля Falcon 9 на международном рынке космических запусков составляет 20%, включая государственные и коммерческие заказы.

Стоит отметить, что Маск построил свои многомиллиардные компании электромобилей и солнечных батарей с помощью миллиардов государственных субсидий.  Его компании Tesla Motors Inc., SolarCity Corp. и Space Exploration Technologies Corp., известная как SpaceX совместно извлекли выгоду из 4,9 млрд долларов государственной поддержки, полученных в рамках государственно-частной модели финансирования берегоукрепительных много стартапов.

Бизнес Маска всключает в себя  различные правительственные стимулы, включая субсидии, налоговые льготы, строительство заводов, льготные кредиты и экологические кредиты на продукцию Tesla. Она также включает налоговые кредиты и скидки покупателям солнечных батарей и электромобилей.

Хотя не так давно руководство"SpaceX" заявила, что обещанная выгода при запуске "возвращаемой" ракеты Falcon-9 была переоценена - оказывается, на этом можно сэкономить не половину или треть, а едва 10% стоимости. Да и то в случае, если SpaceX научится сажать хотя бы 5 ракет из 10 и они не будут взрываться на старте.

При этом эксперты отмечают, что похожим образом заканчиваются (или продолжаются) практически все проекты Маска. Например, его завод супербатареек так и не построен, хотя в сети идет запись на батареи новых модификаций, Tesla понесла гигантские убытки, PayPal оказался скомпрометирован работой со спецслужбами США, Hyperloop признан супердорогим и очень опасным.

"В начале сентября запуск многоразовой ракеты Falcon 9 закончился взрывом на стартовой площадке. Ранее с Falcon-9 уже происходила катастрофа - тогда нештатно сработали двигатели. По мнению экспертов, Falcon - некий возврат в 60-е. По всем показателям он либо равен, либо уступает, либо слегка превосходит советский "Протон М", разработанный в 1965 году. Да и пресловутые многоразовые двигатели с расчетом на десятикратное использование начали разрабатывать в СССР в 1976 и закончили в 1980 году",- отмечает Pravda.ru.

"Маск впарил NASA некую "хорошо забытую" старую идею под видом небывалых инноваций, развел американское правительство на несколько миллиардов долларов, а теперь играет в космические кораблики. Которые падают. Которые, даже не падая, не выгодны экономически. Которые вообще непонятно зачем и кому нужны. Но зато выглядит всё красиво, громко, инновационно и дорого", - писали в соцсетях.

 При этом NASA заявило, что в ближайшее десятилетие собирается доставлять грузы на МКС с помощью многоразового пилотируемого корабля Dream Chaser, разрабатываемого Sierra Nevada Corporation.

По данным Ars technica, прототипом Dream Chaser являются советские БОРы, пресловутые "беспилотные орбитальные ракетопланы", один из которых (МиГ-105)  был опробован на высоте 100 километров в 1969 году.

"После 1980 года советские инженеры отказались от концепции создания космического самолета, но продолжали изучение теплозащитных и орбитальных свойств подобных аппаратов",- пишут журналисты и эксперты. Они же выяснили, как США умудрилось скопировать идею старого советского "космосамолета".

Эксперты Ars technica пишут, что всего десятилетие назад сотрудники SpaceDev Марк Сиранджело и Джим Бенсон заявили - они будут модернизировать HL-20, делая из него "главный грузовик для МКС". Таким образом, разработки СССР сейчас более чем востребованы.

 

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...