Наши
сообщества

Взгляд изнутри: силовики рассказали о разгоне протестов

Просмотров

Становится очевидным, что власть не намерена идти на поводу у митингующих, коль скоро оппозиция не хочет искать с ней компромиссы.

Такой вывод напрашивается исходя из реакции московской мэрии на протесты из-за недопуска к выборам в Мосгордуму независимых кандидатов. СК уже начал уголовное дело о «массовых беспорядках», имевших место 27 июля. 

События последних недель так охарактеризовал московский мэр Сергей Собянин, и это показательно. Тем, кто будут в этом обвинены, грозит лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Власть в своем подходе к протестующим власти рассчитывает на Росгвардию и спецподразделения полиции.

Как рассказал "Ридусу" офицер московского ОМОНа по имени Алексей (имя изменено), он не впервые принимает участие в разгонах массовых скоплений граждан. По его словам,  ОМОН вообще не решает, на какое мероприятие отправляют его сотрулников. Массовые беспорядки это или нет, делает вывод Следственный Комитет уже после того, как эти акции состоялись.

Тем не менее, вопрос о применение спецсредств возникает именно в ходе конкретного мероприятия. Подобные вопросы регламентируются Законом «О полиции». Именно командир дает команду на применение спецсредств, соотносясь с законом на предмет соответствия и оправданности их использования.

Алексей отметил что никто просто так резиновой дубинкой махать не будет, не говоря уже о водометах, которые последний раз в России применялись в октябре 1993 года. Что касается 27 июля, то действия некоторых участников акций применение против них спецсредств вполне оправдывали.

В ходе массовых выступлений имели место неповиновение требованиям сотрудников полиции, перекрытие дорог и т. д.  При этом субботние протесты массовыми беспорядками однозначно назвать нельзя. Представитель силовой структуры отметил, что некоторые активисты действительно нарушали УК, нападая на полицию, но погромов, поджогов, насилия как такового так не было.

По сути, ОМОН обязан вытащить из бушующей толпы зачинщиков и вожаков, и тем оставить массу без ориентиров. Как правило, идеально это сделать проблематично и в поле зрения властей попадают просто наиболее активные и громкоголосые участники акций.

Отмечается, что бойцы спецподразделений не испытывают к тем, кого им приходится разгонять, никаких личных эмоций, ни положительных, ни отрицательных. Алексей подчеркнул, что никто не ожидает, что  среди участников беспорядков окажутся  личные знакомые или родственники. "Как правило, это слишком разные социальные группы, чтобы кто-то из нашего круга общения оказался в толпе протестующих или откровенных хулиганов", - подчеркнул он.

Что характерно, сотрудники ОМОНа не имеют права нарушить приказ на разгон митинга, поскольку альтернатива в этом случае только одна - увольнение из органов правопорядка. 

Но не стоит и считать силовиков слепым орудием властей, резюмировал Алексей. «Вряд ли мы дождемся каких-то откровенно преступных приказов - например, бить дубинками, "убивать" пенсионеров или женщин с детьми. Но командир подразделения в сомнительных с моральной точки зрения ситуациях может приказать бойцам имитировать активные действия, чтобы они не причинили реального ущерба людям", - заявил он.

Собственно, речь об этом заходит не так уж часто. «Даже если люди формально нарушают какие-то пункты закона о митингах, но не ведут себя агрессивно, как это было 27 июля, то я не думаю, что кто-то возьмет на себя ответственность отдать приказ применять в их отношении силу", - считает Алексей.

Разумеется, на политические пристрастия бойцов ОМОН работа оказывает влияние. Вряд ли кто-то их них ставил подписи за кандидатов оппозиции. Но этом мало на что влияет, подытожил офицер.

Напомним, что после Болотной появилось цензурированное интервью ОМОН про разгон:"На мосту, допустим, я лично видел, стояло четыре водомета, и их вполне хватило бы на то, чтобы смыть всю эту толпу в речку. Точно так же там стояли "Тигры", где сидели люди, и у них резиновые пули. Но нам никто не дал команду: "Действуйте, как вас учат". Чтобы не было травм. Там реально дети. Кто здесь работает, никто не хочет лишней крови".

"Сказки-самоласки типа "я читал, что мент тайком сказал, что когда вас 1000 - мы разгоняем, когда 10 000 - смотрим, а когда 200 000 - присоединимся" и басни "толпу в 100 000 человек нельзя разогнать" оставьте для первокурсниц на протестном Абае, чтобы увести потом в ближайшую парадную потешится. Разгонят еще как",- пишут эксперты.

"Никакой трепетный городской житель (и даже воображаемый многими деревенский Вася с вилами, даже отслуживший в армии) не выдержит, когда вначале по толпе работают  светошумовыми, потом в офигевшую от этого толпу летят заряды с газом, а потом идут полицейские с дубинками",- отмечают они.

Добавим, что по данным инсайдеров, телефоны задержанных изьяли на срок от 2 недель - с ними работают следователи СК на оборудовании Cellbrite (Израиль) и MagicCube с iDC-4501 Mobile Forensics System (Китай). "После этого выпотрошенные смартфоны отдадут владельцам. Причём ищут там не столько доказательства вины владельца, сколько «доказуху» на координаторов и тех, кто призывал к активным действиям",- пишут специалисты. 

Также в Телеграме уже публикуют скриншоты, на которых видно - изъятые у протестовавших смартфоны снова в сети. Видимо, выкачав в авиа-режиме (чтобы человек удаленно не удалил чаты или не стер содержимое телефона) нужные данные, оперативники решили выйти в телеграм. В одном из случаев с изъятого телефона даже было написано "Ку-ку!"...

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...

Читайте также

Популярные темы