Контакт с народом не получился

Значительное снижение поддержки протестной активности подтверждают не только данные социсследований, но и весьма наглядная динамика в соцсетях. Например, несмотря на объявленную КСО "всероссийское неповиновение" в Контакте, простые пользователи самой популярной соцсети не спешат присоединяться к инициативам "белого протеста". Так анонсы протестов, ранее собиравшие в Контакте десятки тысяч "пойду", теперь собирают в лучшем случае пару-тройку тысяч присоединившийхся. Да и сообщество "белых лент" не вызывает особого интереса пользователей. Кстати, ситуация в "обывательских" соцсетях очень наглядно отражает ситуацию в реальной политической жизни.

Как? Почему? Давайте попытаемся разобраться.

Для начала прочитаем повестку КСО - где заявляется, что "КС открывает мощный фронт гражданского неповиновения вконтакте". Собственно, одна эта фраза уже вызвавала иронию и ехидство даже у активистов протеста. Не зря же многие эксперты, в том числе оппозиционные с грустью констатировали, что "протест норковых шуб" после всплеска зимы-2011 остался, в основном, в интернете.

Что же, открываем официальный твиттер движения протеста "За честные выборы" WakeUpR, рекламирующий ссылку на группу "Мы были на Болотной и придем еще", чье название повторяет самую популярную Facebook-группу "сопротивления раздраженных горожан". Организаторы протеста пишут "Это наш паблик ВКонтакте. Подпишитесь на него, например!".

Хм, на 18 февраля призыву последовали аж две с половиной сотни человек! Там же можно увидеть статус, опубликованный еще 12 февраля - предлагающий "жать сердечко", если пользователи были хотя бы на одном митинге-шествии оппозиции.

Теперь смотрим на календарь - какое сегодня число? Сколько дней прошло? Совершенно верно, больше недели. Количество "сердечек" вы тоже видите.

В чем же дело? Почему у оппозиции не получается контакт (простите за каламбур) с простыми пользователями Контакта?

Вероятнее всего, причин несколько.

Во-первых, группа "Мы были на Болотной и придем еще" выглядит слишком искусственно - словно взрослый, рисующий "каляки-маляки" и сюсюкающий с детьми "чтобы сойти за своего". Одним словом, попытка повторить "стиль общения ВКонтакте" смотрится слишком натужно.
Во-вторых, не стоит забывать - считающие себя интеллектуальной элитой обитатели Facebook и модных кафе не так давно называли обывателей "быдлом, лазающих качать кино, порно и музыку и постить дурацкие статусы". Да и обсуждая возможную миграцию медиалибералов из "цензурируемого Facebook" в "независимый Контакт" слишком многие активисты протеста писали "чтобы я там, среди ЭТИХ - ни за что".
В-третьих довольно известен феномен Майдана - когда участники бархатной революции 2004 года вначале ломали копья в поддержку "оранжада", а несколько лет спустя - стеснялись того, что были на Майдане и защищали оранжевое правительство.

Впрочем, не нужно посещать провидцев - скорее всего, оппозиционеры попытаются "доказать, что их много" и начнут ухищряться для демонстрации массовости протеста. Прямо как в большой политике, где раскручиваются данным соцопроса на митингах (понятное дело, что количество желающих протестовать там велико), чтобы потом трактовать их "ничего протест не сливается".
Тем более, что опыт у "несогласных" есть - помните, перед выборами они предлагали "поспамить в популярных группах, где конечно много балбесов сидит, которым только хлеба и зрелищ". Или как оппозиция захватывала чужие группы ВКонтакте - "существовала популярная группа "Мы против Дома-2" (а также "Собаководы", "Сделаем аватарки", "Лучшие статусы") и бац - "теперь она называется "За Навального". Про тысячи ботов, подписывавших петицию к администрации США "включить Госдуму в список Магнитского" напоминать не нужно? А про фальшивые листовки от власти, распространяемых "Доброй машиной пропаганды" - которую даже йельские журналисты стали называть "Злой Машиной спама"?

Кстати, именно в таком отношении к простому народу, не спешащему ломать режим за идеалы "белого протеста", кроется одна из главных причин провала "снежной революции" что в сети, что в реальности. Как неоднократно заявляли известных эксперты, протестные активисты и политологи, лидеры и "ядро" несогласных не захотели и не смогли понять интересы и запросы "простого народа". Конечно, они имитировали заботу о "социалке и ЖКХ", но в реальности то и дело проскакивало "не можем жить с быдлом", "серая толпа", "тупая масса", и т.п. Как пишут социологи, у них "напрочь отсутствуют слова и вообще даже хотя бы какая-то площадка для диалога с народом (кроме разве что пресловутого клейма «анчоусов»). В подобной избирательной "немоте"  - пожалуй, главная причина их проигрыша".

Вторая причина отлично сформулирована langobard, пусть и звучит весьма цинично - "чтобы манипуляция была успешной, ни в коем случае не следует держать избирателя за идиота, надо уважать манипулируемого".

Неужели они считают, что те же пользователи ВКонтакте (среди которых достаточно недовольных властью, как и бывших на митингах или "жавших сердечки" в декабре-2011) не видят, что их держат за дураков, которые должны "купиться и восстать"?

Редакция

МАТЕРИАЛЫ НА ПОХОЖИЕ ТЕМЫ:

Оппозиционеры мечтают о проигрыше РФ на Олимпиаде

Есть ли совесть у креативного класса?

Либералы призывают бежать из 'России быдла'

Креативный класс паратизирует на обществе

Белый протест разочарован в русском народе

'Анчоусы' ответили 'креативному классу'

Цитаты известных либералов - а народ-то помнит!

Креативный класс ненавидит простой народ

Москвичи признались, почему ненавидят 'замкадышей'

Почему либеральная интеллигенция ненавидит народ?

О бессмысленности жизни креаклов


Автор
Володин Олег