Как и почему турбулентность снова и снова калечит пассажиров

Мощнейшая турбулентность снова стала причиной травм пассажиров и членов экипажа - на этот раз пострадали бортпроводники и пассажиры лайнера Malaysia Airlines. Следуя из Лондона в Куала-Лумпур, рейс MH1 попал в зону сильнейшей, но непродолжительной турбулентности - об этом сообщил телеканал ABC News.

СМИ также показали страшные кадры последствий мгновенной, но сильнейшей турбулентность на борту самолета - их выложили в твиттер сами пассажиры.

"В авиакомпании сказали, что был "непродолжительный момент сильной турбулентности" в то время, когда борт MH1 c 378 пассажирами на борту пролетал над Бенгальским заливом в воскресенье", - рассказывают СМИ. После того, как лайнер вышел из зоны сильной турбулентности и  "благополучно приземлился в пункте назначения", авиакомпания организовала оказание "необходимой медпомощи небольшому числу пострадавших пассажиров".

"В зависимости от интенсивности болтанки это может всего лишь изматывать экипаж и пассажиров, вызвать воздушную болезнь, могут изнашивать детали фюзеляжа из-за разнонаправленных колебаний, а могут являться причиной больших перегрузок с деформацией фюзеляжа",- рассказывает  пилот гражданской авиации Тимофей Приходько.

Он добавляет, что "наибольшую опасность представляют сочетания мощных вертикальных потоков с частыми вертикальными порывами" и объясняет подробности. Например, если самолет попадет в восходящий поток, то пилоты могут перейти в пикирование, чтобы сохранить высоту - но если в этот момент самолет встретит восходящий поток еще большей мощи, то "перегрузка может сломать самолет". Также при нисходящем потоке "экипаж будет стараться сохранить высоту, перейдет в кабрирование - поднимет нос вверх и потеряет скорость, а любой нисходящий поток переведет самолет на закритические углы атаки".

Правда, такие по-настоящему страшные процессы "возникают только в двух видах турбулентности: в мощнокучевых и кучеводождевых облаках, а также на границе струйного течения" - а пилотам "категорически запрещено залетать в кучеводождевую и мощнокучевую облачность". Таким образом, стать причиной гибели самолета турбулентность практически не может.

"Пилоты - такие же люди, которые хотят жить, а не камикадзе. Сейчас не 90-ые годы, когда экипажи брали перегруз, считали каждый литр керосина и в случае возврата из-за погоды могли быть выгнаны на улицу или поставлены на "счетчик". Теперь авиакомпании достойно платят пилотам и понимают возвраты на аэродромы вылета или посадки на запасные несмотря на траты",- рассказал Politonline.ru пилот одной из ведущих российских авиакомпаний.

Он также добавил, что если пилоты видят, что погодные условия не позволяют безопасно совершить рейс, то они "просто не вылетают" и рейс задерживается. Если же пилот принимает решение о начале полета - значит, он уверен, что сможет безопасно (пусть и с неприятной болтанкой) совершить перелет. При этом КВС пояснил, что в случае попадания в зону турбулентности (рядом с грозовым фронтом, над морем, океаном или горными массивами), он всегда постарается поднять лайнер на высоту, где болтанки нет - узнав об этом от других пилотов, диспетчеров или по радарам.

"Ну, а если вы летите, вас трясет, самолет поднимается и опускается по высоте, а болтанка не уменьшается - значит, она на всех эшелонах и нужно потерпеть. Не волнуйтесь, самолет не развалится, а то, что кажется вам падением или подлетом на сотни метров, в реальности является "ямой" или "горкой" на 10-30 метров и это допустимо, самолеты рассчитаны еще и не на такие нагрузки",- успокоил он пассажиров.

"За все время существования гражданской авиации именно турбулентность "в небе", на эшелоне становилась причиной гибели самолетов исчезающе малое количество раз - это надо было влететь в эпицентр грозы, причем на лайнере, который не может выйти из плоского штопора",- пояснил пилот.

"Пилоты не боятся турбулентности - той, которую боятся пассажиры. Они знают прочностные пределы самолета и в случае турбулентности не паникуют, а включают "пристегните ремни" (кстати, перед вылетом мы на брифинге рассказываем бортпроводникам, будет ли болтанка, какая, где и долго ли) и уводят самолет из этой зоны",- добавил капитан воздушного судна.

Также он дал пассажирам главный совет - "всегда пристегивайтесь в креслах, пока летите". "Когда загорелось табло "пристегните ремни" - не думайте, а срочно садитесь и/или пристегивайтесь. Может тряхнуть или начать болтать, больше всего травм от турбуленоности - от того, что непристегнутые влетают головой в полки при "воздушной яме", калечатся, начиная "летать" по салону". "Также, когда табло не горит, а вы в кресле - пристегнитесь. Вам же не сложно, но если внезапно тряхнет (бывает "турбулентность ясного неба"), вы не улетите из кресла и не поломаете шею, руки, ноги или других пассажиров".

Впрочем, некоторые страхи у пилотов и бортпроводников есть - от серьезных до по-настоящему курьезных.

Например, недавно о скандальном происшествии в американском самолете сообщило издание The New York Times - журналисты узнали, что студента-иракца буквально выкинули из самолета за то, что он начал говорить по-арабски. Ранее пассажиров высаживали и арестовывали за фразу "Аллах Акбар" - когда они молились, боясь летать, во время разгона или посадки.

Напомним, что международным правилам в аэрпортах всего мира (и это куда логичнее) запрещены шутки и разговоры о "бомбах". После произнесения такого слова на территории аэропорта, САБ, полиция и спецслужбы жестко задерживают человека, а аэровокзал подвергается пристальному досмотру саперов.

Добавим, что ранее Politonline.ru сообщал, почему невыключенный телефон может стать убийцей в самолете.

Кроме того, журналисты выяснили - чего же на самом деле боятся пилоты гражданской авиации и как "отжигают" стюардессы различных авиалиний.

В частности, страшнее всего для пилотов даже не отказ двигателя или двигателей (самолеты могут сесть и садились со всеми выключенными двигателями), а пожар в салоне или багажном отсеке. Ну, а стюардессы "развлекаются" не только "разводом" пассажиров на лишние доплаты или воровством дорогого алкоголя, но и сексом с пассажирами и работой на конкурентов.


Автор
Редакция