Наши
сообщества

Россияне перестали бояться кризиса

Просмотров

Россияне постепенно увеличивают расходную часть на текущие нужды, следует из обзора Национального агентства финансовых исследований. Таким образом за последние два года изменилось финансовое поведение сограждан, которые перестали бояться ухудшения в экономике.

По словам экспертов, связано это с отложенным спросом: на фоне стабилизации экономики граждане больше не откладывают покупки, которые планировали раньше. Кроме того, вслед за ключевой ставкой снижается и доходность по банковским вкладам, что делает их менее привлекательными - подешевевшие кредиты интересуют россиян намного больше.

В обзоре НАФИ говорится, что еще в 2015 году 47% граждан страны старались сначала отложить определенную сумму денег, а затем расходовать остаток. Сегодня 46% респондентов тратят все деньги на текущие нужды и ничего не сберегают. Модус «тратить все средства и не делать накоплений» склонны выбирать экономически активные граждане 35-44 лет. Два года назад таковых было всего 15%.

Эксперты отмечают, что сбережения есть у трети россиян (32%). Последние несколько лет доля сберегающего населения колеблется в пределах 27-32%. Стоит отметить, что наиболее склонны сберегать молодые люди 18-24 лет и представители старшего поколения 55+: в этих возрастных группах доля имеющих накопления - 36-37%, в то время как среди экономически активной группы 35-44-летних таковых только 29%.

Изменения в тактике расходования связано с выходом российской экономики из кризиса. В этом году, по данным Минэкономразвития, рост ВВП ожидается на уровне 2%, тогда как в 2016-м было зафиксировано падение ВВП на 0,6%, а в 2015-м - на 3,7%. Как отмечает Росстат, инфляция в 2015 году была на уровне 12,9%, в 2016 году она снизилась до 5,4%, в этом году рост цен сократился уже до 4,1%.

Именно восстановление экономики подвигло россиян к крупным тратам, которые до этого они предпочитали переносить, сберегая средства «на черный день». Так как в 2017 году ситуация в экономике стала более стабильной по сравнению с 2015-2016 годами, ногие решили сделать крупные покупки, которые до этого по разным причинам откладывали, заявил вице-президент СМП-банка Роман Цивинюк.

Данные холдинга "Ромир" также свидетельствуют о том, что в России появились признаки восстановления доходов самых обеспеченных групп. За последний год доля тех, кто ни на чем не экономит, выросла с 11 до 18%

То есть доля экономящих россиян сократилась с 89 до 82%. За год также немного сократилась доля россиян, которые экономят на еде в целом - с 43% в прошлом году до 39% в году текущем», - сообщают социологи.

Хотя при этом выросла доля экономящих на деликатесах (с 23 до 30%), на путешествиях (с 21 до 30%), на развлечениях (с 20 до 30%), на ресторанах (с 8 до 20%) и на гаджетах (с 8 до 15%). Все цифры, полученные в текущем году, практически совпали с прогнозом по экономии, который россияне делали два года назад. Продолжает расти доля экономящих на покупке одежды и обуви - с 31 до 33% и доля тех, кто экономит на косметике - с 11 до 15%. Кроме того, за последние два года выросло число россиян, сокращающих свои траты на алкоголь и сигареты - с 15 до 21%.

Социологи подчеркивают, что последний год не был слишком удачным для россиян. «Опрос в конце прошлого года показал, что 2016-й запомнился нашим соотечественникам как год кризиса, тяжелой экономической ситуации, сопровождавшейся ростом цен и падением доходов. И последний опрос демонстрирует, скольким россиянам пришлось пересмотреть свои траты в сторону их сокращения в условиях продолжающегося кризиса», - делают вывод исследователи.

Сам отказ россиян от экономии на продуктах на фоне сокращения трат на непродовольственные товары и услуги объясняется тем, что "в продуктовом ретейле сейчас такое количество промоакций, что россияне успешно приспособились экономить за счет скидок и бонусов, поиска лучших предложений на разные товары в разных торговых точках. Плюс привыкли к новым ценам", заключили в "Ромире".

К тому же, основную массу тех, кто вообще не экономит, составляют респонденты в возрасте до 24 лет (26%). «То есть прирост в основном обеспечивают респонденты, находящиеся либо на иждивении (студенты), либо получающие относительно невысокий доход (молодые специалисты). Старшие поколения продолжают экономить,  как и год назад», - подытожили эксперты.

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...

Читайте также

Популярные темы