Наши
сообщества

Три года трагедии: Как сбили Boeing-777 над Донбассом

Просмотров

17 июля 2014 года, на востоке Украины потерпел катастрофу авиалайнер Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур.

Напомним, на борту были 298 человек - 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли. Самолет разбился на территории ДНР, в связи с чем уккраинский президент Петр Порошенко тут же обвинил в случившемся "агрессоров и боевиков на Донбассе".

О том, что лайнер сбили ракетой, выпущенной из "контролируемых повстанцами районов", сразу же заявил и президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва. Тогдашний президент США Барак Обама выступил с заявлением по этому поводу, а два дня спустя Государственный департамент Соединенных Штатов объявил о наличии у него доказательств того, что Boeing сбили именно повстанцы. Прошло три года, но эти доказательства так и не были предъявлены.

Международная совместная следственная группа (Joint Investigation Team - JIT) фактически была вынуждена подыскивать доказательства для уже озвученных обвинений. По сути,  следствие вообще проигнорировало вопрос, почему полеты гражданских самолетов продолжались над зоной боевых действий.

JIT в первом предварительном докладе одной из основных причин трагедии назвало тот факт, что Украина своевременно не закрыла свое воздушное пространство. Но соседняя страна тогда уже частично закрыла небо над Донбассом.

Генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства (МКАА) "Безопасность полетов", член Всемирного фонда безопасности полетов (FSF) Сергей Мельниченко пояснил, что "ни Украина, ни Евроконтроль (международная организация по безопасности воздушного движения, в которую входит Украина) своевременно не опубликовали информацию о том, что воздушное пространство над территорией, на которой ведутся боевые действия, должно быть закрыто на всю глубину (то есть высоту) выполнения полетов".

Согласно NOTAM (Notice to airmen) Украины, самолетам было предписано совершать полеты на высоте выше 32 тысяч футов (9,75 километра) по причине того, что 14 июля в ЛНР был сбит военно-транспортный самолет Ан-26 украинских ВВС, летевший на высоте 6,4 километра. По словам Мельниченко, такая мера была явно недостаточной. Boeing, летевший рейсом MH17, был сбит на высоте 10 километров (33 тысячи футов) - то есть командир этого судна полностью выполнил предписание NOTAM. Результаты оказались плачевными.

Украина тянула с закрытием зоны для полетов по политическим и финансовым причинам. Закрытие означало бы, что Украина не полностью может контролировать обстановку на своей земле. А использование воздушного пространства иностранными авиакомпаниями обеспечивало приток в его бюджет значительных денежных средств, исчисляемых миллионами долларов.

Украинское уведомление NOTAM было крайне невнятно, отметил в своем блоге специалист по авиационной безопасности, бывший летчик и авиадиспетчер Марк Зи. "Разобрать это предупреждение не смогли ни пилоты, ни диспетчеры, ни экипаж MH17. Оно выглядело так же, как и любое другое рутинное временное ограничение на использование воздушного пространства", - отметил эксперт.

Действительно, в нем содержалось подробное перечисление координат той местности, в которой пилотам следовало придерживаться максимальной высоты. При этом в нем было два значения, ниже которых опускаться не следовало: эшелоны 260 (7,9 километра) и 320 (9,75 километра). Пилотам не хватило информации, чтобы детально разобраться в ситуации.

Отметим, что в международную следственную группу JIT вошли до 200 следователей из Нидерландов, Бельгии, Украины, Малайзии и Австралии. Согласно выводам их предварительного доклада, самолет был сбит ракетой класса "земля-воздух", стартовавшей с поля неподалеку от населенного пункта Первомайское. Эта территория в тот момент находилась под контролем ополченцев ДНР.

Информацию представила так называемая независимая исследовательская группа Bellingcat, которая по социальным сетям "вычислила" происхождение и путь "Бука", а также военнослужащих, имевших отношение к обслуживанию установки и ее транспортировке.

Эти выводы уже неоднократно разгромно критиковались в сети. К примеру, создатель онлайн-сервиса Fotoforensics.com Нил Кравец публично заявил, что "не имеет ничего общего с этим ошибочным анализом" и что деятельность этой команды является "примером того, как нельзя делать цифровой анализ снимков".

Другой известный специалист, эксперт по анализу изображений и создатель фотоархива IRISPIX Йенс Кризе в интервью журналу Der Spiegel назвал использованные в докладе Bellingcat методы выявления манипуляций с изображениями "гаданием на кофейной гуще", а примененный группой способ Error Level Analysis (ELA) - "методом для любителей"

Тем не менее, генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке заявил, что исследователями были допрошены более 200 свидетелей,  прослушаны 150 тысяч перехваченных телефонных разговоров, в основном предоставленных Украиной. То есть источником информации для JIT стали интернет и соседняя страна.

У специалистов российского "Алмаз-Антея" есть претензии к западным экспертам и по поводу использования в следственных экспериментах американской ракеты, конструктивно отличающейся от ракеты комплекса "Бук". 

На сегодняшний день "Алмаз-Антей" и Минобороны России передали все свои доводы международной следственной группе, как они будут учтены и будут ли учтены вообще  - неизвестно. Стоит добавить, что мандат JIT истекает к январю 2018 года, и к этому сроку она должна обнародовать окончательные выводы.

Также Daily Mail приводит слова генерал-лейтенанта Николая Пушкарева, экс-сотрудника российской секретной службы ГРУ: "Западная разведка и американцы очень хорошо знают все детали - кто сбил рейс MH-17, почему и зачем".

Согласно заявлению генерала, США не разглашает данную информацию потому, что ее выгодно использовать им в собственных целях.

"Эту провокацию устроили с целью возложить вину на Россию и заставить ее официально ввести войска на Украину. Но российское правительство не поддалось на провокации", - отметил Пушкарев.

В свою очередь, союз инженеров провел самостоятельное расследование причин гибели малазийского Боинга и представил подробный анализ. "Неустановленный боевой самолет (предположительно Су-25 или Миг -29), находившийся эшелоном ниже, на встречном курсе в облачном слое, резко набрал высоту, внезапно появился из облаков перед гражданским самолетом и открыл огонь по кабине пилотов (кокпиту), произведя выстрелы из пушечного вооружения калибра 30 мм или меньшего калибра",- доказали эксперты

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы