Widgets Magazine

Недопустимо забывать героев, спасших Украину

Можно смело утверждать, что Чернобыльская авария 1986 года стала одной из причин крушения советского Союза. Она создала тяжелейшую ситуацию в экономическом социальном, организационном и экологическом плане для страны, как живого организма. Все возможные ресурсы были направлены на ликвидацию последствий катастрофы. Это было испытание как экономической мощи государства, так и прочности единства новой исторической общности людей - «советского народа».

Надо понимать, что это было время, когда в обществе понятие советский народ стало уже данностью и характеризовалось таким явлением, как солидарность. Не удивительно, что Чернобыльская авария сплотила советское общество. Трагедия вызвала волну энтузиазма, добровольческий подъем, создала повод для героизма и самопожертвования. На устранения последствий аварии поднялась вся страна. Около миллиона человек участвовало в ликвидации. Вопрос о том, почему именно я, а ни кто-то другой не стоял, каждый понимал последствия произошедшего. У людей была готовность пожертвовать собой ради спасения здоровья и жизни других.

Такой же всеобщий подъем и соучастие наблюдались во время землетрясения в Спитаке. Ни в случае с Чернобылем, ни в Спитаке вопрос о том, что это где - то «там», «у них», «у хохлов», «у армян» - не поднимался даже в частных беседах.

Советский народ в целом и каждый из представителей других народов и народностей понимали свое благо, свое благосостояние, как благосостояние всего общества. В этом суть солидарности.

Советский Союз, как государство - империя, конечно же, проводил политику национального единства. Поэтому советский период полностью сохранил многообразие народов, языков, традиций нашей родины.

Для нашего общества тогда было целое гораздо выше частного, а именно: целое и общее выше частных интересов, больше и значимее. Такая солидарность общества, где интересы государства и общества стояли выше интересов личностных, была данностью для большинства граждан.

В менталитете нашего народа всегда присутствовала идеалистическая мотивация: желание объединиться в общем деле для хорошего обычно охотней получалось для других, чем для себя. Этим, может быть, и объясняется подъем, всеобщая мобилизация, готовность самопожертвованию в момент Чернобыльской катастрофы.

Что случилось после развала Советского Союза?

Наше общество, развивавшееся в тепличных условиях советского государства, где справедливость и общественные интересы стояли выше частного, не говоря уже о наживе и обогащении, было погружено в агрессивную среду западного либерализма, где само либеральное общество складывается из индивидуумов - разрозненных и борющихся друг с другом.

Нет смыла вновь говорить о том, насколько либерализм, который ставит все для нашего человека с ног на голову, разрушителен для общества. Страна распалась на множество государств - наций, а это уже другой тип государственности. Государство - нация подразумевает национальную обособленность, автономность, исключительность. Распавшись на национальные квартиры,  СССР расколол новую историчную общность людей - «советский народ».

И вот уже большая часть советского народа, оставшаяся на Украине, забыв о Чернобыле, называют нас «москалями». а мы, наследники славянских племен Восточной Европы, проделавшие путь на северо-восток, именуем их «хохлами». К тому же, мы все теперь разделены еще и  внутри, каждый сам за себя, выживает сильнейший, а в основе всего - личный корыстный интерес.

А теперь давайте представим себе, как в нынешних условиях наше гражданское общество отреагировало бы на катастрофу, подобную Чернобылю? Чтобы сейчас происходило на раздираемой внутренней межусобицей  Украине, если бы Чернобыль случился сегодня, а не почти 30 лет назад? И как бы реагировала просвященная Европа на страшный источник атомной беды?

Что сейчас может заставить наших людей, бросить все - свое личное благополучие, семью, заработки, кредиты, машины, работу - жертвуя собой, отправиться на устранение страшной аварии?

Современный человек имеет две мотивации - идеи и деньги. Это заставляет человека двигаться, к чему - то стремиться, развиваться, чем-то жертвовать.

В советский период, который был соотнесен с коммунистической идеей идеального общества и  мироустройства, идея двигала людьми,  толкала их на подвиги. И каждый на своем месте, прямо или косвенно, ощущал свою причастность, свое соучастие в достижении и воплощении этой идеи.

Понятно, что идея является серьезной движимой силой для общества и государства. И не только идея, но и просто политический процесс, вовлечение общества, каждого отдельного гражданина в отстаивании своих политических мировоззрений - это тоже движущая сила. И за идею человек готов на многое. Но сегодня у нашего государства нет никакой политической идеи, даже вопросы формирования гражданственности и государственной ориентированности граждан Российской Федерации, которые предлагаются как идеи, не особенно вдохновляют общество.

Остается что? Деньги? То, что нельзя мотивировать отсутствующей идеологией мотивируется деньгами. Ну давайте представим себе какие колоссальные средства нужны для того, чтобы мобилизовать около миллиона человек на подвиг?  Сколько нужно заплатить человеку, чтобы он пошел на погибель, сознательно совершил то, что заведомо лишит его здоровья? Деньги могут многое, на далеко не все. Страшно даже представить сейчас последствия катастрофы, подобной Чернобыльской аварии.

Пришло время серьезно меняться.

Сегодня.

Сейчас.

Каждый должен начать с себя.

Ирина Сорокина, кандидат в новый состав Общественной палаты Российской Федерации. Проголосовать за Ирину Сорокину вы можете на сайте ОП РФ.


Система Orphus