Наши
сообщества

Омбудсмену Лукину грозит отставка?

Просмотров

Российский уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, судя по всему, может оказаться в эпицентре серьезного политического скандала, связанного с распределением еврогранта на сумму около 2.5 млн евро - по данным источника Politonline.ru в аппарате омбудсмена, он принял участие в выделении Европарламентом денежных средств на неофициальные общественные наблюдательные комиссии в местах заключения. Однако судя по всему - в соответствии с законодательством об омбудсмене и законе о государственной гражданской службе - Владимир Лукин, вероятно, не имел на это права. Но тогда это может привести даже к отставке уполномоченного!

Впрочем, претензии к Владимиру Лукину возникали не раз, причем с разных сторон политического поля. Так представители "несогласных" обвиняли омбудсмена в том, что он принял участие в "уговорах" правозащитницы Людмилы Алексеевой увести протестующих с Триумфальной площади - что закончилось расколом "Стратегии-31". Ряд блогеров, близких к движению "Синие ведерки" возмущались ездой уполномоченного с нарушением ПДД (в блогосфере публиковался видеоролик, на которой служебный автомобиль Лукина пересекал "двойные сплошные", выезжал на "встречку", парковался на тротуаре, и т.п.). Со стороны "лоялистской" аудитории РУНЕТа и от региональных омбудсменов в адрес Лукина звучали обвинения в поддержке "нациста" Эдуарда Лимонова, фактически, высказанной им после посещения одной из акций "Стратегии-31".
Однако все эти ситуации лежат главным образом в этической плоскости - поэтому оставим их "за скобками" и разберемся с вышеописанной "грантовой" историей.

Для уточнения ситуации Politonline.ru решил обратиться к известной правозащитнице, члену Общественной палаты РФ Марии Каннабих. "Я считаю, что любая информация, в том числе и о подобных проектах должна быть открытой, прозрачной и недвусмысленной, поэтому расскажу о ситуации",- заявила председатель общественного совета ФСИН, подтвердив наличие "такого гранта".

- Сейчас идет предварительный проект по подготовке многолетного сотрудничества с целью поддержки эффективного общественного мониторинга мест принудительного содержания в России. Производится все это при финансировании со стороны Совета Европы и уполномоченного по правам человека (хотя он денег не вкладывает), МИД Германии, Дании и трастового фонда "Права человека". И вот в соответствии с этим проектом было проведено уже три семинара в разных частях России - для подготовки к этой большой, многолетней истории.
Разговор идет о предотвращении пыток, но тем не менее семинары почему-то называются "Пути преодоления трудностей общественного контроля в Российской Федерации". Проект этот дан хоть и уполномоченному, но осуществляет его общественная организация "Тюремная реформа в России". В рабочую группу входят сотрудники аппарата уполномоченного, есть наблюдательный совет - его возглавляет Владимир Лукин и Маркус Фербер, его заместитель - я и от "президентской" комиссии по правам человека президентской Валентин Гефтер.
Мы, члены общественной палаты долго не знали об этом гранте, потом узнали и общественная палата на него претендовала - потому, что по законодательству она формирует общественные советы, ОНК. Но в совете Европы, где я была и беседовала об этом проекте, было четко сказано, что грант этот выделяется строго под Лукина, под его имя и гарантии. Мотивировали они это тем, что в ЕС нет общественного контроля (тут наш закон лучше, чем в Европе) и поэтому деятельность Общественных советов им непонятна, а работу уполномоченного они знают хорошо, тем более Владимира Петровича, сказали "мы с ним давно работаем, есть доверие".

А теперь давайте вспомним действующее российское законодательство. Так, например, в законе "О госслужбе" говорится (статья 15) о необходимости "сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов". Кроме того, статья 17 накладывает на госслужащего ряд запретов. Среди них (пункт 5) запрещено "быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы". Пункт 11 говорит о недопустимости использования должностных полномочий в интересах сторонних организаций и даже "выражении отношения к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности". Спорный момент? Тогда читаем п.16 "Запрещается входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации". Да и в статье 18 (пункт 4) говорится -  гражданский служащий обязан "не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам".

Ограничивает подобную "помощь другу" и закон об уполномоченном по правам человека в РФ - статья 11 четко регламентирует "уполномоченный не можетзаниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности".

Хотя не станем делать скоропалительных выводов. Возможно, господин Лукин сможет представить официальные соглашения, указы или иные документы, объясняющие - распределение гранта и его участие в проекте санкционированно нанимателем (российским государством)?

Редакция

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...