Наши
сообщества

Твиттерни мне, твиттерни

Просмотров

Неоднократно слышал и читал восхищения сервисом микроблогов Twitter как "инструментом организации революций" - дескать, в Молдове через "Твиттер" собрались тысячи, в Иране - десятки тысяч. Кое-кто из оппозиции пытается примерить "Твиттер" на Россию - словно отцовский пиджак на щуплого выпускника. Однако люди забывают два важнейших момента - политический и социально-психологический.

Начнем с социально-психологического. Любая социальная сеть "работает", когда ей постоянно и активно пользуется целевая аудитория - иначе это банальный способ связи организаторов. Не секрет, что базис современных "цветных революций" - молодежь от 16 до 30, люди постраше присоединяются позже - видя эффект или стыдясь "дети не боятся, а мы дома сидим". Некоторое время назад интересовался - какие социальные сети предпочитают жители различных стран и регионов, анализировал российскую и международную статистику, данные социологических опросов Romir, ВЦИОМ, зарубежных социологических служб. Картинка получилась пестрая. Например, в США молодежь поголовно сидит в Facebook и Твиттер - их бесполезно "выводить на площади" через ЖЖ. В украинском Крыму большинство пользуются "Контактом" - "пробивают" новых знакомых, заливают свежее курортное видео и фотографии. Молодежь российских столиц живет в блогосфере и Контакте. В ряде российских городов существуют форумы, по популярности сравнивающиеся с известными социальными сетями.

Почему люди массово не переходят на Твиттер? Во-первых, микроблоггинг не стал "must have" - чем-то само собой разумеющимся для молодежи, как стал mp3-плеер, мобильный телефон, icq и профиль в Одноклассниках. Во-вторых, в том же Контакте или ЖЖ у каждого сложилась аудитория - френды, оппоненты, сетевые и реальные знакомые. По статистике, если обыкновенный пользователь меняет блогсервис - он теряет 85% привычного круга общения. Это сродни переезду в другой город - когда человеку приходится заново "обживаться", заводить знакомства, завоевывать авторитет и внимание - именно поэтому владельцы блогсервисов с ехидной иронией относятся к шантажу пользователей "иначе уйдем". В-третьих вспоминаются слова известного твитерянина "возьми любой осмысленный пост и попробуй уложить его в 140 знаков, не потеряв смысла и драйва" - это действительно непривычно. Да и время дополнительное требуется на писать-отвечать, не говоря об отсутствии в России главной "фишки" Твиттера - возможности кроссрассылок SMS с твитами, реплаями и ретвитами.
Впрочем, один из моих коллег провел эксперимент: завел Твиттер, активно пользовался hashtags и облаком интересов, комментировал топовиков, писал по 20 твитов в день на резонансные и личные темы. Результатом первой недели стало около 600 followers.

Политический момент банален. Вынося за скобки "внешние интересы" в Кишеневе и Тегеране и говоря словами Ленина - "там была революционная ситуация". В России революционной ситуации нет - хоть обтвитерись, хоть обконтактись. Как максимум "оранжевые" могут вывести на улицы несколько сотен сторонников и спровоцировать охочих до "подраться, погромить, пограбить" маргиналов. В любой стране (взять хотя бы январские события в Латвии) подобное заканчивается жестким, но совершенно законным разгоном. Бесполезными оказались попытки оппозиции взвинтить и напугать общество международной изоляцией во время войны 08.08.08 или "неминуемым дефолтом" осенью прошлого года - уровень доверия к сложившейся государственной системе несравним с доверием к "выползшим" из интернета слухам.

В 1989, несмотря на мощнейшую пропаганду будущая "Межрегиональная депутатская группа" выигрывает выборы и проходит на Съезд. Вышедший из ЦК Ельцин, несмотря на полное "радиомолчание" собирает тысячи слушателей - на тот же журфак люди пробирались всеми правдами и неправдами. В конце концов, было ГКЧП с полной блокадой СМИ - и тысячи людей приходят защищать Белый Дом, узнав о требованиях Ельцина. Вывод очень простой. Когда народ действительно заинтересован в оппозиции, когда социально-политическая обстановка способствует - люди узнают, приходят и выбирают. Когда народ не заинтересован - собирается лишь сотня политических клоунов и полторы сотни журналистов
Жителям же проблемных моногородов (за редким исключением) не до Твиттеров и Контактов - они озадачены проблемой выживания, сиречь - заработка и питания. Их требования лежат в экономическо-хозяйственной плоскости - выплата задолженности по зарплате, рабочие места, электричество и горячая вода. Если вспомнить историю - люди шли в бой с режимом под лозунгами "Вива ля републик", "Долг, честь, Родина", "Либерте! Эталите! Франтерите!", "Помни Аламо!", "Вся власть Советам" - но не "Высокий уровень жизни!", "Выплатите мой кредит за холодильник!", "Зарплата за полгода!".

Кстати, меня всегда удивляло отношение интернет-диссидентов, борцунов против режима с мышками в потных ладошках к собственной сетевой активности. С одной стороны, люди позиционируют блогосферу и социальные сети как "пятую власть", субъект политического поля - требуя серьезного отношения к своим манифестам, новостям, призывам, обличениям, "топам". С другой стороны, любой призыв к ответственности (в том числе уголовной) вызывает возмущение "это же интернет, не смейте мерять его "взрослыми" мерками". Проще говоря - люди хотят "бороться с режимом" всерьез, но отвечать за последствия "понарошку". Не пора ли определяться, что же такое блогосфера - претендующее на серьезное влияние "новое медиа" или песочница?

Олег Володин

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы