Наши
сообщества

Мировой банк как политическая «Кассандра» Вашингтона

Просмотров

В ходе обсуждения кризиса и его последствий можно наблюдать один занимательный психологический феномен, давно, впрочем, уже известный и описанный. Человек легче верит в неблагоприятный исход дела, а все логичные объяснения и варианты положительных исходов - отметаются и высмеиваются. Просто какой-то садомазохизм в национальном масштабе.

Вот появилось в «The Wall Street Journal» заявление главного экономиста Всемирного Банка по России Желько Богетича о том, что «средняя цена за баррель нефти в размере $30, которая может установиться в последующие два года, будет разрушительной для экономики России, которая во многом полагается на доход от экспорта сырья». Эксперт говорит «возможно», а наши комментаторы понимают - «наверняка».

Интересно даже не то, что большинство комментаторов с первого раза приняли как данность, что российская экономика является зависимой от сырья, тем более, что во многом это пока действительно так. Но ведь именно в этом и заключается тот шанс, который скрывается в кризисных явлениях экономики. И в этой связи, среди панических настроений можно встретить и вполне резонные замечания. Но кто будет всерьез воспринимать человека, который говорит лишь «работать надо»? Как всем известно, чтобы государство и общество стали процветающими, должен возникнуть мощный частный производственный сектор. И не в результате приватизации в свою пользу всего, что плохо лежит, а с нуля.

Основными проблемами российского бизнеса все последние 18 лет являлись административные барьеры и отсутствие доступа к капиталу. И как минимум одно из этих препятствий не имеет к области финансов никакого отношения. Более того, сокращение не предусмотренных законом расходов предприятий и организаций на налаживание отношений с проверяющими и контролирующими организациями, которые исчисляются миллиардами, приведет к инвестированию их в основные фонды предприятия, развитие инфраструктуры и на другие «белые» цели. Это в конечном итоге приведет к росту экономики за счет внутренних, так сказать, источников.

Второй внутренний источник дополнительных средств - это сокращение расходов на экономически не обоснованные проекты. «Россия будет занимать при цене 30, если Россия будет тратить, как при цене 130», - говорят сегодня многие комментаторы. При этом понятно, что само занимание этих денег ничего не даст, кроме временной иллюзии стабильности, увы, конечной. Да и будет ли к концу 2009 года существовать сам Всемирный банк - кризис-то мировой?

А всем тем, кто все еще боится, что, по словам эксперта Всемирного банка, Россия «вернется с позиций кредитора в международных организациях к позиции заемщика», стоит обратить внимание не только на словосочетание «вероятна ситуация», но и на то, представитель какой именно организации это говорит. Ведь параллельно с высказыванием уважаемого эксперта, по Сети гуляет статья некоего Александра Тарасова, опубликованная  в 2002 году в омском журнале «Диспут». Она, конечно, во многом смахивает на конспирологическую теорию с «черными вертолетами» и прочими непременными атрибутами такого рода текстов. Но есть в ней и здравые мысли.

Например, автор предлагает отказаться от мнения, что Всемирный банк и МВФ -  международные благотворительные организации. Все подобные организации действительно зависят от транснациональных корпораций, вписавшихся в мировой рынок и распределение труда и капитала задолго до того, как Россия подняла «железный занавес» и начала в это самое международное экономическое и политическое пространство серьезно интегрироваться. А ведь старую добрую конкуренцию никто не отменял.

В одном из блогов той же «The Wall Street Journal» довольно подробно описывается, каким образом встречают в Европе и США российский «Газпром». «Во времена "холодной войны" баланс силы измерялся в ядерных боеголовках. Сегодня все по-другому: полем битвы стал энергетический рынок Европы, боевой задачей - продвижение газопровода вглубь территории. И на сегодняшний день Россия выигрывает», - указывает Гай Чазан, постоянный автор «WSJ».

Действительно, в Европе идет самая настоящая гонка двух гигантских трубопроводных проектов, цель которых - доставлять в Старый Свет природный газ из Каспийского бассейна и стран Закаспия. Один план, разработанный в Европе и продвигаемый Вашингтоном, постоянно тормозится из-за бюрократии. Другой же, поддерживаемый Кремлем, «летит вперед со скоростью и напором, приводящим Запад в изумление и расстройство».

Исход этого соревнования определит не только формат обеспечения Европы энергоносителями, но и центр политического влияния на континенте на десятилетия вперед. А если к этому прибавить еще и многочисленные контракты в области развития атомной энергетики на востоке, то и энергетическая составляющая доходов России чувствует себя вполне неплохо. Да и высказывания экспертов Всемирного банка можно объяснить не их способностью к верным прогнозам, а, скорее, политически.

Алексей Громский


Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы