Инферно Артемия Троицкого или 'много о ненависти и Шевчуке'

Музыкальный критик Артемий Троицкий откровенно и яростно ненавидит народ. Прямо вот так и говорит: «Я вот эту вселенную не-на-fucking-вижу! Я считаю русских мужчин в массе своей животными, существами даже не второго, а третьего сорта. Когда я вижу их - начиная от ментов, заканчивая депутатами, то считаю, что они, в принципе, должны вымереть. На самом деле, этой породы мне совершенно не жалко».

И была у музыкального критика Артемия Троицкого мечта: чтобы часть ненавидимого им русского народа вдруг заявила, что ненавидит другую часть ненавидимого им русского народа. Уже не первый год он об этом мечтает - «Я, к сожалению, сам не блогер, но на месте этого сообщества я бы просто предпринял бы такую массовую акцию. Скажем, сделать так, чтобы все блогеры в один день, а, может быть, даже в один час дружно заявили: мы ненавидим ментов».

А еще у Артемия Троицкого есть любовь. Если верить поисковому сервису Google, музыкальный критик любит мыть посуду, кататься на велосипеде и опекать музыкантов, которые поют что-нибудь неприятное про ментов. Это уже не пристрастие, и даже не зависимость; это какой-то круглосуточный просмотр сериала «Менты» получается. Естественно, что такой увлеченный человек просто не мог позволить себе проигнорировать последний «День Милиции», тем более что он и в самом деле последний. С начала следующего года российские правоохранительные органы окончательно превратятся в полицию, и музыкальный критик, по всей видимости, решил напоследок возненавидеть ментов так, чтобы хватило до конца жизни. С особым, как говорят в таких случаях сами менты, цинизмом.

Требуется масштабное мероприятие. Следовательно, нужно найти музыканта, способного собирать стадионы. Но музыканты такого уровня вряд ли ненавидят ментов, тем более на публике. Следовательно, нужно найти доверчивого музыканта и впарить ему, как гербалайф, концепцию общегражданского выступления. Но когда обман раскроется, музыкант наверняка отреагирует грубо? Итого: кумир миллионов, в меру наивный - чтобы не заподозрил подставу, и в меру добродушный - чтобы не предъявлял претензий, когда подстава раскроется. Многоуважаемый лох толстовского типа. Но действительно, кто бы это мог быть?

Афиша «Концерт ДДТ, посвящается Дню Милиции» привлекла в клуб «Арена» изрядное количество слушателей. Это была первая, самая очевидная подстава. Юра Шевчук, музыкант, широко известен как искрений патриот, к тому же он никогда не стеснялся открыто дружить с силовиками. Поэтому очень многие поклонники группы ДДТ покупали билеты в полной уверенности, что придут на праздничный концерт. Причем не только для себя покупали, но и в подарок. С чем, как говорится, и поздравляем.

В самом начале мероприятия показали советский мультфильм «Дядя Степа». А потом на сцене неожиданно появился молодой исполнитель политических частушек Noize MC с речитативом про тупорылого дебила, который поступил в школу милиции и стал «важным мусором».

Зал грозно загудел, отдельными возгласами и жестами объяснив Нойзу направление, в котором ему следует немедленно отправиться. Особо проницательные зрители уже почуяли, что вместо концерта любимой группы в клубе «Арена» происходит какое-то постыдное мракобесие и хором требовали Шевчука, ДДТ и песни «Осень». Но вместо музыканта Юры к публике вышел Артемий Троицкий.
«С*ка, да он издевается!», - догадались в толпе. Публика страшно взревела и откровенно взбунтовалась. Если бы концерт, к несчастью, проходил на открытой площадке, музыкальный критик давно бы уже превратился в бесформенную груду. Как минимум потому что разрешенная на таких площадках стеклянная бутылка - страшная сила в умелых руках.

Артемий Троицкий вел себя хладнокровно. Он явно рассчитывал именно на такой поворот событий. «Менты бывают не только поганые. Разные бывают менты. И сейчас мы их всех будем награждать. Я тут злой следователь, а Юра добрый. Знаете, как Путин и Медведев. Поэтому я буду награждать ментов поганых. Про которых вам сейчас подробно расскажу», - обнадежил зрителей Троицкий. На второй минуте его выступления в зале случился первый заметный мордобой.

«Прапорщик таскал людей за волосы и называл их хорьками», - с выражением излагал Артемий, музыковед, считающий русских мужчин животными третьего сорта. «Тащите его со сцены, дайте ему!», - на разные голоса ревел зал, и почему-то не возникало вообще никаких сомнений в том, что имеется в виду вовсе не прапорщик и давать предлагают далеко не конфету. «Ребята, ну ведь вы должны это знать», - печально и неловко оправдывался вышедший к тому времени на сцену Юрий Шевчук, который так ничего и не понял. «Юра! Да гони ты этих бл**ей!», - проклятия публики уже не стихали.

Все-таки средняя цена билета составляла около четырех с половиной тысяч рублей. И до двадцати тысяч за vip-места, откуда раздавались особо забористые и ядреные крики. По сообщениям очевидцев, большую часть vip-мест выкупили как раз «полковники в честь большого праздника». Зал перестал до степени смешения походить на Преисподнюю только после того, как Артемий Троицкий ушел со сцены. «Самым плохим ментом» в понимании музыкального критика оказался «жемчужный прапорщик» Вадим Бойко.

Юрий Шевчук тоскливо посмотрел в зал. «Я не хочу называть милиционеров ментами. Я хочу, чтобы все были равны перед законом. И мы, и они. Есть хорошие милиционеры...», - тихо проговорил музыкант и приступил к оглашению списка. Зрители облегченно выдохнули и притихли. Чтобы было понятно: концерт официально продолжался уже час, но это были первые добрые слова о сотрудниках милиции, если не считать мультфильма про «Дядю Степу». Из пяти хороших милиционеров в списке Шевчука четверо погибли при исполнении служебного долга.

Рассказом о хороших милиционерах завершилась «официальная часть» мероприятия, а это означало, что наконец-то начинается концерт легендарной группы ДДТ, рассказывать о котором, честно говоря, не имеет смысла: это был очередной бесспорный триумф искреннего и честного музыканта Юры. Понимал ли Артемий Троицкий, что Шевчук его уничтожил? Наверняка понимал. Ведь Шевчук не в первый раз его уничтожает.

Неизвестно, когда именно подружились музыкальный Троицкий и музыкант Шевчук. Еще в 2003 году критик устраивал музыканту порки за несознательную гражданскую позицию. Плетка, впрочем, быстро вывернулась наоборот и сурово прошлась по ягодицам самого Троицкого. Шевчук в то время объединил многих известных музыкантов в «Рок-группу» (это название) против «попсы». «Рок-группа» записала песню, соответственно, «Попса» и Артемию Троицкого это не очень понравилось. Потому что борьба с попсой выглядит мелкой разборкой внутри музыкального цеха, а настоящие музыканты должны выступать за прекращение войны в Чечне.

Шевчук с мнением Троицкого ознакомился и в святой простоте бросил несколько фраз, которые выжгли авторитетного критика не хуже напалма:

«Я читал статью Троицкого и с удовольствием отвечу этому «любителю клубничной жизни», «плейбою» и сибариту: у нас о Чечне - два альбома песен. Не бравурных маршей, которые «спивают хлопцы» из «Любэ». Чечня - большая трагедия для всех, кого она коснулась. Таким людям, как Троицкий, не хватает времени прийти на концерт Егора Летова, групп «Пилот», «КиШ», «ДДТ» и других нормальных команд, которые поют о жизни, у которых душа болит за страну. Мы, в отличие от него, хорошо понимаем, что дешевая пластмассовая музыка, которой закармливают нашу молодежь, превращает ее в быдло. И следствие этой агрессивной бездуховности - не только война в Чечне. Умник АТ, не побывавший ни в одной «горячей точке», не чувствующий реалий настоящей жизни, вякает про страну и учит меня - про что петь! Ё-моё! Я помню этих представителей нынешнего бомонда, как они ошивались вокруг нас, тащились от Майка Науменко, Башлачева и Свина. И, благодаря русскому року создав себе популярность, пинает ногами то единственное искреннее и честное, что осталось в нашей музыке».

Заявление на первый взгляд достаточно невинное, но в контексте истории русского рок-движения превращается в смертельный удар и контрольный выстрел. Артем Троицкий, типичный «мальчик-мажор» из одноименной песни Шевчука, действительно «ошивался и тащился», это исторический факт. И дошивался в итоге до того, что стал фактическим виновником самоубийства Александра Башлачева.

В начале февраля 1988 года 28-летний Башлачев и его гражданская жена Настя Рахлина (она тогда была беременна) приехали в Москву из Ленинграда. Поскольку жить им было негде, они отправились по друзьям-знакомым. Первым, к кому зашли, был Артемий Троицкий (он снимал квартиру на Беговой). Но он их у себя не оставил, о чем теперь сильно жалеет. Вот его собственные слова: "Сашка дал мне понять, что ему вообще негде жить и было бы хорошо на какое-то время остановиться у меня. Я тогда не приютил его, а мило и весело сказал: «Давай, Саня, заходи как-нибудь» - и закрыл дверь. Мне до сих пор стыдно и страшно за эти слова. Это была главная ошибка в моей жизни. Я никогда себе этого не прощу! Ведь я мог продлить ему жизнь на неделю, две, месяц..."

Мог бы, конечно. Но понты, как всегда, оказались дороже. Согласно легенде Александр Башлачев беспробудно пил, смело экспериментировал с наркотикам и закономерно вышел в окно ловить радугу. Но это всего лишь легенда. Правда проще и страшнее.

Сашка действительно несколько раз курил анашу, но никогда не покупал ее сам. А пьянел от одного стакана вина... Сашкино решение уйти из жизни не было внезапным. Мы не встраивались в быт. У нас не получалось... иметь квартиру и магазин под боком. Не получалось заработать деньги. Он больше не мог жить на улице. Это был замкнутый круг, пробить который мы не сумели...

При этом выгнавший СашБаша на мороз музыкальный критик молится на Че Гевару, проклинает капитализм, тщательно пляшет на могиле Гайдара, карикатурно переживает за всех, «кто сосет лапу и роняет слюнки, глядя на красивые рыночные витрины». Возможно, все дело в том, что Башлачев был русским, а русских (никакого национализма - вспоминаем первую цитату статьи про "ненавижу русских мужчин") Троицкому не жалко, когда они вымирают.

Рекомендованную Шевчуком группу «Гражданская Оборона» Артемий Троицкий ненавидит еще больше. На концерте памяти Башлачева остервенелый панк Егор Летов положил болт на траурные приличия и произнес со сцены то, о чем другие только думали.

Троицкий был шокирован, услышав со сцены от Егора Летова следующие слова в его адрес: «Я приветствую всех интеллигентов типа Троицкого, превративших весь наш рок-н-ролл в большую жопу!..»

Так поссорился Артемий Кивович с Игорем Федоровичем. С тех самых пор музыкальный критик содрогается в конвульсиях при одном только упоминании о «Гражданской обороне». Дрожь свою Троицкий старается объяснить политкорректно: дескать, Егор заразил суицидальными идеями Янку Дягилеву - но это очень неубедительное объяснение. Во-первых, по поводу смерти Дягилевой единого мнения не существует до сих пор; не исключено, что это было убийство. Во-вторых, Янка всерьез задумывалась о суициде с тех самых пор, как выбросился из окна Александр Башлачев; человек, который был для нее почти Богом. Но критик Троицкий все равно желал Летову поскорее покончить с собой.

А теперь о контрольном выстреле. О выступлениях против войны в Чечне. Дело в том, что Артемий Троицкий понимает их вовсе не так, как хотелось бы музыканту Юре. Выезд в горячие точки и концерты для солдат равносильны в его глазах чуть ли не военному преступлению. В то время как все приличные люди требуют прекратить убийство мирных чеченцев, Шевчук выезжает развлекать "озверевших от крови федералов". Да еще смеет использовать это, как аргумент.

В общем, Артемий Троицкий страшно обиделся, и вплоть до 2008 года старательно разоблачал «миф о праведном отшельнике Шевчуке»:

Что касается Шевчука, то он молодец. Я считаю, что он совершил смелый поступок. И не потому что это вообще какая-то безумная смелость. А просто потому, что все наши знаменитые артисты очень сильно зависят от государства. В том смысле, что основной источник дохода для большинства наших артистов, в том числе я боюсь и для Шевчука и группы 'ДДТ' это всевозможные корпоративные концерты, какие-то спонсированные фестивали, и прочее. Там они зарабатывают большую часть своих денег. Естественно все эти спонсоры, корпорации, которые их зазывают на свои мероприятия, они все держат нос по ветру. Соответственно если вдруг Шевчук себя проявил в качестве такого человека антиистеблишмент, это реально означает, что если его еще и будут приглашать на корпоративы, то далеко не так часто и интенсивно, как раньше. То есть пострадает его карман. И в этом смысле я считаю, что Шевчук сделал смелый, бескорыстный поступок и он молодец. Я по-человечески очень рад, потому что до этого у Юрия Юлиановича были некоторые довольно сомнительные в этом смысле вылазки. То есть он играл перед войсками в Чечне, что было, по-моему, совершенно недопустимо. Он братался с какими-то православными хоругвеносцами, то есть какими-то совершенно мракобесными организациями. Но я очень рад, что он вырулил в такую более-менее правильную сторону. Молодец, Юра, спасибо.

Музыкальный критик не забывает в очередной раз сообщить, что пока он выступал против войны в Чечне, Шевчук совершал сомнительные вылазки в недопустимые войска. Тяжело ему, наверное, пять лет жить с этой занозой в сердце. Столько раз за десять секунд повторить слово «корпоратив» применительно к Шевчуку - это надо ослепнуть, и даже, наверное, сойти с ума от невыносимой боли. Поскольку презрение к «копоративам» было особым принципом и всей «Рок-группы», и самого Юрия Шевчука.

Через некоторое время Артемий Троицкий забудет все обиды и начнет рассыпаться перед Шевчуком самым мелким бисером.
Потому что музыкальный критик страшно озабочен отсутствием гражданской протестной темы в современной российской музыке. Он даже собственноручно создает и пестует музыкальные коллективы, которые несли бы эту тему в массы, но ненавистный русский народ брезгливо воротит от коллективов свое поросячье рыло. Их герой почему-то Юрий Шевчук, который пел на войне, а не человек, который отсидел десять дней за дерзкую частушку, в процессе отсидки записал покаянную, а сейчас выступает против капитализма, но при этом почему-то занимает строчку в списке Forbes. И гражданскую тему они понимают немного иначе, чем ненависть к ментам, а так же ментам и еще раз ментам, и на всякий случай к русскому народу в целом.

Но расчет музыкального критика понятен. Достаточно прицепиться к локомотиву под называнием «ДДТ», и молиться, что он куда-нибудь вывезет всех клонированных Троицким «Нойзов». А по договоренности с Шевчуком можно публике даже ультиматумы ставить. Если хотите слушать ДДТ - научитесь сначала ненавидеть ментов. Непонятно только, а зачем их вообще ненавидеть?

Люди, которые вне зависимости от частных политических убеждений ходят на концерты Шевчука, уважают его, и считают своим, видели ментов довольно близко и знают о них все, что необходимо. Существование в силовых структурах беспредельщиков, вымогателей, оборотней в погонах не отрицает даже самая суверенная и трижды кремлевская власть. Возможно даже, что некоторые поклонники Шевчука ненавидят сотрудников МВД вполне по-настоящему. Даже если они ни разу не попадали под полицейский пресс, то уж точно читали новости. Но вот эти люди приходят на концерт, и вместо дорогого музыканта Юры видят на сцене престарелого «плейбоя», который объявляет самым плохим ментом какого-то ничтожного прапорщика с дубинкой.

Простите, но на кого это рассчитано? Если прапорщик с дубинкой оказался «самым плохим», то в милиции работают святые люди, зачем же ее тогда реформировать, с нее бы впору пылинки сдувать. И что может рассказать о «ментовском беспределе» миллионный юноша, попавший на 10 суток в изолятор? Что и кому именно?

Шевчук говорит про все проблемы сразу. Про Михаила Ходорковского и про голодающих шахтеров, про мигалки для чиновников и про спасение архитектурных памятников, про свободу и про патриотизм. Он борется, как всегда, и за все сразу и ни за что в целом. Потому что борьба его, как и раньше, идет против попсы. Попсы человеческого сердца, закрывающей способность к состраданию. Он поет и для Кремля, и для оппозиционного подполья, и для нищих, и для олигархов, для военных и для пацифистов; для каждого, кто готов его услышать и найти в его песнях что-то свое. Не случайно в стенограмме знаменитого разговора с Владимиром Путиным только один ответ музыканта Юры российскому премьер-министру заканчивается восклицательным знаком.

Можно искренне говорить правду и можно красиво лгать. Шевчук выбрал первый путь, хотя иногда кажется, что наоборот - это путь его выбрал. Исполнители коммерческих песен пошли по второму пути. Но есть еще и третий путь, который называется лицемерием или, если угодно, бесстыдством.

После фактического срыва «официальной части» мероприятия в клубе «Арена» Юрий Шевчук не затронул ни одной политической темы во время концерта. Наверное, он подумал, что в зале собралась какая-то особенная публика, у нее аллергия на политику, и не надо портить ей настроение.

А у нее нет аллергии на политику. У нее аллергия на лицемеров. Именно поэтому она приходит на концерты Юры Шевчука, музыканта; а не на тусовки Троицкого Артемия, музыкального критика. Именно за это критик, и ненавидит русских, рассуждая о них, как о пьяном быдле в той же неповторимой манере, в какой раньше рассуждал о корпоративах Шевчука или о влиянии Егора Летова на смерть Янки Дягилевой. Только ведь потом критик все равно приходит на концерты самого русского музыканта, чтобы хоть на час приватизировать его самую народную аудиторию и попробовать найти в ней поклонников своих неожиданных идей. Если Шевчук стал культурным лидером оппозиции, то где же еще искать оппозицию, если не на его концертах. И вдруг такой пассаж. Наверное, все дело в публике.

Нет, дело не в публике, дело в идеях; а если еще точнее - дело в попсе. Классическим, «мажорным» образцом которой является Артемий Троицкий. Отчаянная мольба Шевчука - «вы должны это знать» - не прекратила скандал только потому, что люди, собравшиеся на концерт, и так все знали. Просто они устали от попсы.

Финальная часть концерта является к этому тезису наилучшим доказательством. Юрий Шевчук объявил новую песню и посвятил ее памяти умершего друга, Владимира Чабанова, героя России, начальник отдела боевой и тактической подготовки Сухопутных войск Министерства Обороны, скоропостижно скончавшегося за несколько дней до концерта. Музыкант пел под акустическую гитару и слушатели, по понятным причинам, не знали слов, но уже ко второму куплету в зале вспыхнули огоньки сотен зажигалок, а vip-зона пренебрегла банкетом и встала, вытянувшись по стойке «смирно». Интересно, догадался ли кто-нибудь сфотографировать в этот момент выражение лица Артемия Троицкого.

Смысл «официальной части» мероприятия, которую, судя по некоторым интервью, готовил единолично Троицкий, так и остается загадкой. Возможно, критик действительно хотел получить свои пятнадцать минут славы. Возможно, он просто бесится от успехов Шевчука и надеется запустить среди его поклонников слух, что «Юра сошел с ума и на его выступлениях теперь творится черт знает что». А возможно, что одно не исключает другого.

Но к музыканту Юре грязные слухи не липнут, и поэтому за его «имидж» никто давно уже всерьез не беспокоится. Грязные люди, как теперь выясняется, к нему не липнут тоже. Остается только один совет для желающих нормально выглядеть на одной сцене Шевчуком: отмойтесь от попсы, наконец. Например, перестаньте лгать. Или хотя бы не лгите настолько нагло:

Я, конечно, не имел к КПСС никакого отношения, как и мой отец. И ненавидел эту партию так же, как какая-нибудь Новодворская и другие пещерные антикоммунисты. Это отношение было у меня всегда, и я думаю, это влияние моего отца, который был человеком выдающимся, человеком заразительным.

Музыкальный критик позабыл, наверное, что рукописи не горят:

По многочисленным просьбам читателей УР ЛАЙТ повторяет публикацию документа, составленного А. Троицким, Д. Ляпницким и др - в кабинете директора ЕНВД ГУ культуры мосгорисполкома Н. Н. Базаровой и направленного в МГК КПСС / февраль IP87'

Рок-лаборатория, созданная совместным постановлением коллегии Главного управления культуры исполкома Моссовета, секретариата МГСПС и секретариата МГК ВЛКСМ от 25-12.86 г. и объединяющая в своих рядах более 70 любительских коллективов, находится в чрезвычайном положении в связи с целенаправленными действиями группы лиц, ставящих своей целью дискредитацию идеи конструктивной работы органов культуры, профсоюзов, комсомола с рок-группами, создание в городе неконтролируемой системы концертной деятельности, организацию скандальных провокаций и компрометацию руководителей лаборатории, а в конечном счете прекращение существования лаборатории и превращение рок-музыкантов в оппозиционную по отношению к официальной культуре группировку.

История вопроса излагается, например, вот тут:

Сегодня, раскапывая слежавшийся пепел, изумляешься причудливым, для живых неестественным позам, в каких отпечатались в той эпохе действующие лица... Вот дерганые, торопливые подписи Троицкого, перебежчика Жарикова, Мамонова, Липницкого, командиров «Ночного проспекта», «Черного обелиска», «Ва-Банка», «Центра», «Тяжелого дня», «Клона» - под доносом в МГК КПСС на «Урлайт», под обвинениями Смирнова и компании в антисоветизме и покушении на святые ценности, под намеками на благо парт-контроля в молодежной жизни и искусстве...

Новодворская - сложная женщина с экзотическими убеждениями, но доносительством в компетентные органы она все-таки не занималась. Хотя не исключено, что уже в 1987 году Артемию Троицкому было очень весело смотреть на то, как людей сажают за решетку:

Алина, а если бы посадили, на самом деле, было бы намного веселее. Я Ерофееву сказал несколько дней тому назад: «Послушай, отлично, вас посадят, да еще и не в тюрягу какую-то, а типа колонии-поселения. Из этого можно будет сделать отличную арт-акцию, начнется тут же паломничество всяких альтернативных деятелей, вольных художников и так далее, станете там проводить выставки, начнется застраивание арт-объектов».

Разумеется, только в том случае, когда речь идет о чужих людях. Своя кровиночка, она драгоценная, когда речь идет о драгоценной кровиночке все веселье мгновенно испаряется:

31 июля Noize MC давал концерт в Волгограде, после чего его взяли под стражу сотрудники 4-го отделения УВД Волгограда. 2 августа суд Центрального района Волгограда признал Ивана Алексеева виновным в мелком хулиганстве и приговорил к административному аресту на десять суток. Этот приговор побудил деятелей культуры обратиться к министерству внутренних дел с открытым письмом.
Подписавшие его требуют немедленно освободить Ивана Алексеева
Среди подписавших письмо - музыкальный критик Артемий Троицкий

Панк-группа «Тараканы!» посвятила критику Троицкому песню с припевом следующего содержания: «Эй ты, Троцкий А.К.! Как можно было превратиться в такого м**ака?».

Вопрос действительно интересный.

Хотя конечно и риторический.


Анатолий Лантов

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...


Система Orphus