Rambler_s_Top100_Service
  cегодня: пятница, 3 сентября 2010 г.

«Вентилятор»

Великая советская школа

11.11.2009 | среда | «Вентилятор»

Великая советская школа

zina_korzina пишет:

Я не знаю, кто первым сказал очевидную глупость, что авторитарным (тоталитарным и прочим строгим режимам, а СССР-у в частности) были нужны глупые люди с низким уровнем образования. Начнём с того, что Государству, в принципе, не нужны дураки. Хотя бы потому, что именно дураки склонны всё ломать.

Дурака сложно увлечь идеями - он мыслит категориями «жратва», «выпивон», «сиськи», «домик в Жавронках с коровкой да кабанчиком». Ему сугубо пофиг любая неовеществлённая фантазия, вроде Светлого Будущего или Мира во всём Мире. И современному государству дурак не нужен, просто так уж выходит, что глупость пестуется развесёлым ТВ с его чипсятиной и сникерснёй, глянцевой прессой и среднеполой эстрадкой. То есть - сугубо коммерческим сектором, который в курсе, что на дешёвке можно быстрее заработать, а основной потребитель «умца-умца-ца» - именно он родимый, дурак. А государство при капитализме просто вынуждено не вмешиваться - Конституция не позволяет...



Но, тем не менее, либерально-настроенные интеллектуалы (кстати, получившие великолепное образование при ненавистном им Совке) продолжают тарахтеть про «оглупление масс». Мол, дураком руководить проще. Ни разу. Дурак, он анархист по духу - он не в состоянии долго и честно исполнять команды - он попросту взбунтуется и побежить громить кого-нибудь. А если никого не подвернётся, то он ринется убивать своего же хозяина. Дурак предаёт первым, потому что он не понимает, с какой стати надо защищать какую-то там Родину, если враг решил накормить его шоколадом?! И самое главное, что никаких подтверждений тезиса о «ужасном-совковом-школярстве» нет. Страна занимала 2-е место по уровню образования (есть уточнение - высшего, но путь в академию всегда когда-то начинается с 1-го класса). Что характерно, если раскрутить либерала на воспоминания, то он начнёт рассказывать, как ходил в Некрасовскую библиотеку (например), как играл на даче в героев Дюма, как посещал кружок авиамоделизма и так далее. Никто из них ни разу не заявил: «Я всё свое детство толкался в подворотне, подбирая за старшими товарищами слюнявые «беломорины». Разумеется, такие дети были в СССР, но это не те, которые сейчас вещают с экрана об ужасах советского культпросвета.

 

Их противники также часто перегибают палку, ругая нынешнее положение дел - мол, в стране происходит дебилизация населения. Я уже писала об этом и напишу ещё раз - капиталистическое общество только предоставляет возможность развиваться, но никого не заставляет это делать. Хочешь читать умные книги? Читай! Не хочешь - не читай! При социализме любого человека подтягивают до некой нормы: «Не можешь? Поможем! Не хочешь? Заставим!» И того подростка с пачкой «Беломора» подбирала милиция и продолжала воспитывать уже своими методами. Человеку высокооранизованному хорошо при любом Государстве - он всегда найдёт свою нишу, свою книгу, свой круг. Я знаю очень многих людей, которые и при СССР, и сейчас жили и живут достойно. Ну, не в этом дело, ибо сегодня мне хочется поговорить о советской школе и, разумеется, всё в моём постинге будет субъективно - у Вас, скорее всего, другой опыт школьной жизни.



В эпоху Застоя, как и теперь, были элитные школы. Таковыми признавались школы с углублённым изучением иностранных языков. Причём, и среди этих школ существовала своя иерархия. Так, «английские» заведения котировались выше «немецких», а «французские» и «испанские» школы считались чем-то, вроде пансионов благородных девиц - тут элитарность была иного уровня. Торгаши и директора автосервисов однозначно отдавали детей в английскую школу, ВУЗовские преподы (по тем временам люди зажиточные и влиятельные) могли отдать и во французскую. По-английски говорит весь цивилизованный мир. Так сказать, остатки былого колониального величия Британии. Власть не над территориями, так хотя бы над способом выражения мыслей. Кроме того, English всё-таки считался по-настоящему буржуйским языком, языком тех самых миллионеров с карикатур в журнале «Крокодил», языком загранкомандировок, лейблов и голливудского кино. А le français напоминал о дореволюционных гимназиях, о барышнях и ароматах духов. Совсем иная стихия, не связанная с миром современного потребления...



Были ещё физ-мат школы. Учеников этих школ уважали за мозги, но эти дети, как правило, были погружены в мир цифр и формул, хотя некоторые из них умудрялись ещё и музицировать, играть в футбол или плавать. В любом случае, это были особые дети, которые не висели на заборах и не калякали на стене котельной «Спартак - Чемпион!» Я помню одного мальчика из такой школы - он даже летом, на отдыхе, постоянно что-нибудь решал. Выглядел он слегка придурковато, хотя мог быть и остроумным. Сейчас живёт в Израиле и живёт весьма неплохо. Была знакома я и с девочкой, которая училась в каком-то особом «биолого-химическом» классе. Она тоже была невыразимо умной и тоже не от мира сего. Помню, она единственная из моих знакомых ни разу не смотрела «Приключения Электроника» и не слушала западную поп-музыку. Она жила тогда в соседнем подъезде - ходила в каких-то полудетских платьях и в полуспущенных колготах. Сейчас работает в офисе, скорее всего носит Prada и не жужжит.

Слева - фото из журнала «Крестьянка». №11. 1987 год». Справа - фрагмент газеты «Пионерская правда» от 26 июня 1981 года.

Что мне чётко запомнилось, так это абсолютный диктат школы в вопросах воспитания детей. Нет, не так...Скорее, это было право на вмешательство, которое практически ничем не ограничивалось. Так, отправить ребёнка в так называемую коррекционную школу (на языке детей - в «школа дураков» или просто ШД) не стоило большого труда. Всё зависело от степени лояльности (или - лености) директора - если школьная администрация был ретива и боролась за успеваемость любыми способами, она могла испортить жизнь какому-нибудь заторможенному (или наоборот - расторможенно-безалаберному) отроку. У нас во дворе жила такая девочка - она ничем не отличалась от тех рядовых двоечниц, которые продолжали учиться в обычных условиях. Но она обучалась в этой самой ШД. Это было как клеймо, которое было невозможно смыть. Просто ей в жизни как-то так не повезло - попался такой директор. Разумеется, родители могли бороться против того, чтобы их ребёнка выпроваживали в ШД, но, как правило, туда попадали дети из неблагополучных семей и за них никто не заступался - только били. Недавно в печати промельнула информация, что ШД были таким же методом воздействия на непокорных-гениальных-диссидентсвующих школьников, как Лубянка и психушка - для взрослых. Что-то я не помню такого. Честно. Туда попадали действительно тупые или - педагогически запущенные дети (что было ошибкой!)



Вмешательство школы имело две грани - с одной стороны теплота и забота, с другой - диктат. Года до 1989-го были обязательны характеристики, выдаваемые школой для дальнейшего продвижения по жизни. Характеристики прикладывались к документам для поступления в ВУЗ или на работу. Разумеется, они могли быть субъективными - поругался с классной руководительницей, и она по злобе испортила «досье». Были и другие рычаги воздействия. К примеру, пионерия и комсомол. «Плохо учишься? Плохо себя ведёшь? Исключим из пионеров!» или «Не примем в комсомол». Я помню, что при приёме в ВЛКСМ и даже в пионеры учитывалась успеваемость. В первую очередь старались принять отличников и хорошистов. В принципе, это было неправильно, ибо наличие пятёрок никак не свидетельствует об активной жизненной позиции, которая нужна для членства в общественных организациях.

Не знаю, как в других школах, а у нас к учителям относились уважительно - априори считалось, что они много знают и всегда правы. Представить себе, что учительница может быть злой из-за того, что у неё нет мужа, мы не могли. Нынешние дети всё это «просекают». Вернее так - имеют право просекать. Мы же тогда если и обсуждали учителей, то исключительно их поведение на уроках. Максимум - их «прикиды». Увы, за редким исключением, наши учителя одевались не слишком стильно.

Слева - моя школьная характеристика.

В центре - фото из журнала «Работница». №5. 1987 год. Несколько слов о школьных характеристиках из журнала «Работница». №5. 1987 год.

Многие из тех, кого я знаю, с омерзением вспоминают уроки литературы и истории. О себе такого сказать не могу - у нас были хорошие учителя, где-то даже харизматичные. У большинства моих друзей и знакомых из других учебных заведений было иначе. Так, на уроках литературы детки долбили «роль народа» и «луч света в тёмном царстве», а на истории - нудно конспектировали II съезд РСДРП и галопом «пробегали» всех этих Александров-Освободителей и Николаев-Палкиных. И главное, что надо было высказывать не своё мнение, а «как в учебнике» и ни в коем случае не пытаться спорить с Добролюбовым, а тем более - с Герценом. У меня был знакомый молодой человек М., так он рассказывал, как учительница устроила ему разборку за то, что он высказал своё мнение по поводу героев «Капитанской дочки». Подросток считал, что Гринёв был нарушителем присяги (а не романтическим героем-правдолюбом), а Пугачёв - так вообще преступником и правильно, мол, его казнили. Учительница же полагала, что пугачёвский бунт - это прогрессивное явление классового характера. Слово за слово...короче говоря, этот самый М. так распалился, что вывалил всё свое отношение к революциям, как к таковым. И его выгнали из пионеров. Правда, через две недели приняли обратно. Но сам факт.

Слева - фото мальчиков из параллельного класса. Справа - девочки, которых я, увы, не знаю, но колоритны, чёрт возьми!

Ещё одним рычагом воздействия на школьника была фраза: «Не возьмём в 9-й класс!» Тогда учились не 11 лет, а только 10, поэтому с 9 класса начиналась «взрослая жизнь» школьника. А так как в 1970-1980-е годы был абсолютный культ высшего образования, то негласно считалось, что «нормальный путь» - это десятитлетка => ВУЗ => приличная работа (а лучше - аспирантура). А для молодёжи поплоше: ПТУ (техникум) => производство, а потом уже, если проявил сознательность - ВУЗ (вечёрка или заочка). Хотя, я знала девочек, которые с хорошими оценками шли в училища, к примеру, в педагогическое или даже в медицинское (чтобы иметь больше шансов поступить потом в мед.ВУЗ). Некоторые парни-«математики» уходили в техникумы, не желая и далее растрачивать свою энергию на гуманитарную тягомотину. Многих тогда увлекла информатика, а техникумы и ПТУ имели больше возможностей по закупке компьютерной техники.

Как правило, из нескольких восьмых классов создавали 1-2 девятых, куда попадали «сливки» из отличников и хорошистов. Может, в Вашей школе было не так, но вот мою подругу не взяли в 9 класс с 1-й тройкой, а школа не была какая-то там элитная - обычная, дворовая. Правда, подруга сумела (сама, без помощи мамы-папы!) найти школу, в которой был недобор - туда и взяли. В 9 классе многим было тяжело учиться - конкуренция была так велика, что лично я на фоне мощных отличниц из бывшего «А» класса превратилась в серенькую хорошистку. А бывшие хорошисты превратились в беспросветныъх троечников. Это очень тяжело, на самом деле - из лучших попасть в средненькие. Правда, в 10-м я их несколько нагнала, сравнялась.

Обучение информатике.

Большую роль играла общественная работа - сборы макулатуры, стенгазета, конкурсы постановок, самые разные рейды и встречи с ветеранами. Помню, на волне Перестройки одна из учительниц принялась строить «школьную демократию» - завучи были не против, а директор тоже не мешала. У нас были такие диковинные мероприятия, как...совместный педсовет - учителя с членами учкома. Или, скажем, комсомольское собрание, на котором присутствовали школьники и молодые учителя-комсомольцы. Всё это (насколько я помню) не мешало успеваемости.

Разумеется, школы и тогда были разные. В одних - у входа стояла могучая завуч и лично проверяла наличие дневника (а не только сменной обуви). А также зорко следила, чтобы девочки не красили ресницы и не носили серьги. В других - школьники цепляли на лацканы посторонние значки, а пионерский галстук носили в кармане. Время от времени кто-нибудь рассказывал отвратную историю, как старшеклассниц некоей школы принудительно гоняли к гинекологу - на предмет проверки девственности. Как правило, рассказ заканчивался следующим образом: «Прикинь, обнаружили одну и тут же выгнали из школы, сообщив родителям на работу...» Теперь я уже понимаю, что это были страшилки, придуманные самими барышнями. Даже на фоне тотального воспитательного процесса, это выглядело бы, как нонсенс. Но тогда это вызывало у меня возмущение - типа, кому какое дело? И при чём тут родители? Не берусь судить, но по-моему, тогда с девственностью было не принято расставаться в 14-15 лет. Всё происходило гораздо позже. Помню, в журнале «Здоровье» (единственном популярном источнике сексуальных знаний в СССР) были цифры: в СССР - 17-18 лет. Не знаю, насколько эта цифра верна.

Посередине - спортивное мероприяте в нашей школе. Моя подруга Лена в полосатой футболке.

...Лично на меня школьная столовая всегда наводила самые унылые мысли - там плохо пахло, а о вкусовых качествах еды я могу сказать только одно - они были беспрецедентны. Помню какие-то холодные омлеты непрезентабельного вида, мутные кисели странного цвета и совершенно хлебные котлеты. Единственное, что там можно было есть - сосиски, которые почему-то всегда подавались с адской солянкой. А ещё - белый хлеб, который свободно лежал на подносах. А многие, напротив, с ностальгией вспоминают, как они весело кидались котлетами и бежали покупать булочки. У каждого - свои воспоминания. Одни помнят хорошее, другие - дурное. В одних школах был адекватный директор, в других - властолюбивый садюга. Для одних школа - это страшный сон, для других - солнечное детство и безмятежное отрочество. Ибо все мы разные.

СЮЖЕТЫ НА ТЕМУ:

Ностальгия по великой Империи

Ужасы 'совковой' медицины

"Прости нас, великий Сталин - не уберегли страну..."

В защиту "совка"

Вся правда о современной истории


Версия для печати

  • tweet this
Разместить в своем блоге
Добавить в: Добавить в memori.ru Добавить в vaau.ru Добавить в news2.ru Добавить в slashdot.org Добавить в technorati.com Добавить в Magnolia Добавить в Livejournal Добавить в Reddit Добавить в Digg Добавить в Google
Постоянная ссылка :
вперед »
1 2
прасковья 11.11.2009 | среда
пока читала текст, вспомнила вкус и запах школьных котлет - очень вкусных, а булочки какие пекли в школьной столовой! Затем вспомнилась учительница русского языка и литературы - в такие глубины знаний нас погружала! Учитель физики предмет объяснял даже не на пальцах - он просто говорил с учениками на равных. Учительница математики была по-совместительству библиотекарем. Это было что-то вроде хобби, только так она могла слушателей и собеседников на тему литературы. Вспомнила и в очередной раз распрямила плечи - да,у меня очень хорошее советское образование и у меня были отличные учителя, каждый из них был Образованной, Высококультурной Личностью,но кроме того - Персонажем непростого жизненого сюжета. Спасибо за повод вспомнить.
Не мальчик 11.11.2009 | среда
Да уж веселое было время, тока до пионеров я не успел дорости, в год когда меня должны были посвящать, эту систему отменили, так и остался в октябрятах :-D ....

Уровень педсостава и знания которые нам старательно и с терпением преподовали, а продленка. Я прекрастно помню всю ту ответственность и опеку, которую государство проявляло для будущего здоровья нации.

Но как и почти все при совке и тут была своя ложка дегтя, потому что государство очень эффективно использовало эту систему для промывки детских мозгов.

Помню случай, когда я получал первое свое проф.образование, у одного моего сокурсника не приняли доклад по истории второй мировой. Весь доклад был основан на совковых источниках и учебниках, разумеется с фальсифицированными фактами истории. Двойку ему не поставили, просто преподователь объяснил что к чему попросил переделать свою работу и сдать по позже.

Ya 12.11.2009 | четверг
Будь проклята моя советская родина !
Latios 12.11.2009 | четверг
Шикарнейшая статья. Я 1989 года рождения, украинец, сейчас учусь на 4 курсе ВУЗа.

Мне было очень приятно читать. Написано женщиной, а женщина, которая журналист и при этом хорошо пишет - увы, редкость. И статья не заказная. Написано свое мнение и есть попытки все рассмотреть с разных сторон.

Мне интересно прошлое. Я не застал СССР, но с интересом прочитал, как тогда жили школьники :)

Спасибо!

Очкарик 12.11.2009 | четверг
Кому-то, возможно, повезло. Школа, в которой я учился (г.Харьков, СШ 56, какой номер или название сейчас - понятия не имею)образования, не давала. Учителя были быдло, ученики били быдло, район - рабочая окраина (население -одно быдло). Школа находилась на границе города, дальше шла лесопосадка и колхозные поля. Все, что запомнилось из школьных лет - идиотские "смотры строя и песни" к 23-му февраля и ежедневные драки - массовые и один на один, под портвейн "Агдам" в этой самой лесопосадке за школьным двором. И еще фразочка, сказанная одним пацаном - "Слышал? Брежнев сдох!"Вот так.
atala 12.11.2009 | четверг
Добрый день. Отличная статья. Я успела побывать и октябренком, и пионером. В комсомол вступить не успела, как-то неожиданно для меня все закончилось. Воспоминания о годах в школе того времени-самые светлые. Все было просто и понятно. Учителя стояли так высоко и далеко по своему статусу и одновременно были для нас чем-то светлым и добрым. Сейчас такого нет. В школах ученики чувствуют себя зачастую выше бедного учителя. Все было правильно: есть мозги - идешь учиться в универ, чувствуешь, что не тянешь - в техникум или училище. А сейчас у каждого высшее образование, не понять как полученное.Порой ностальгия охватывает: белый фартук, красный галстук, белые манжеты и воротничок, которые мама по выходным пришивала к коричневому платью...
Axe79.myopenid.com 12.11.2009 | четверг
Axe79.myopenid.com
Ну что сказать стать я хороша, действительно.

А если про свои воспоминания то...

1979 года рождения. 1-3 класс ублюдочная сука Мария Юриевна ненавидящая детей или непонимающая как их надо воспитывать.

Поломаные указки на спине и много другой хуйни, о чём вспоминать больно и обидно до сих пор.

4-9 Менее ублюдочная но как по мне абсолютно паралельная и равнодушная Клавдия Ивановна. Думающая о своём и решающая свои проблеммы. Но это центровые то есть первая учительница и руководитель класса(не помню точно эту должность). А я как-то и несильно рвался рассказывать про это всё(хоть иногда и повеситься хотелось), мать как узнала что в школе твориться была в тихом шоке!

А в общем Была и старый директор (потом ушла на пенсию) Любовь Ивановна Добрейшая женщина встретил бы её в ноги поклонился(подозреваю было много заступничества с её стороны).

Строгая но действительно справедливая зауч не помню имени.

Учительница биологии которая так умела увлечь что всё (по крайней мере у меня) что связано с анатомией, биологией, физиологией вызывает жажду познания. И было даже первое место на школьной олимпиаде. Некоторые люди со школы вспоминаются просто душевным приятным светом на фоне мрачного и тупого воспитательного процесса, в котором учитель без добра, терпения и понимания мог устроить 7 кругов ада и на уроке и на перемене (правильно настроив класс против неугодных, а ты вместо учёбы думаешь в какой бы угол забиться на этой перемене). И что действительно Никогда же не был дураком !!! никогда не было такого что если взялся то не выходило, но нежелание воспитывать нестандартного ребёнка делает и не такие чудеса! А после 9 рванул в суворовское благо отец помог(и до 9 дотянул неизвестно как). Сейчас глядя туда, в глубь воспоминаний (будучи нормальным человеком с высшим образованием и большим успешным опытом роботы в достаточно интеллектуальной сфере - IT) наблюдая за собой в те годы вглядываясь в эти водоворотики и смерчики ситуаций: приятных, неприятных и откровенно гадосных, я думаю как беззащитны дети перед тиранией и равнодушием взрослых ублюдков! Так что берегите своих детей, берегите их ранимую психику, ведь как показывает практика сейчас при нынешней ситуации школа не самое лудше место для нормального мягкого и доброго ребёнка, и со стороны учителей и со стороны злобных недоделанных сверстников.

Great Mike 13.11.2009 | пятница
пока читала текст, вспомнила вкус и запах школьных котлет - очень вкусных, а булочки какие пекли в школьной столовой! Затем вспомнилась учительница русского языка и литературы - в такие глубины знаний нас погружала! Учитель физики предмет объяснял даже не на пальцах - он просто говорил с учениками на равных. Учительница математики была по-совместительству библиотекарем. Это было что-то вроде хобби, только так она могла слушателей и собеседников на тему литературы. Вспомнила и в очередной раз распрямила плечи - да,у меня очень хорошее советское образование и у меня были отличные учителя, каждый из них был Образованной, Высококультурной Личностью,но кроме того - Персонажем непростого жизненого сюжета. Спасибо за повод вспомнить.
У нас тоже...котлеты обалденной вкусноты и пирожки с маком за 14 копеек...я объехал полмира, но таких нигде не видел...
apr 13.11.2009 | пятница
При любой системе очень многое зависит от личностей и профессионализма/пофигизма конкретных людей - преподавателей, директоров и завучей. Отношение к этим людям, от которых учащиеся зависимы, и переносится затем на отношение к системе. А люди эти были самыми разными.

А автор - умница: великолепный очерк, прекрасный слог, характерные фото. С интересом почитал бы другие работы, если они доступны.

Ячменева 13.11.2009 | пятница
Эта статья навеяла светлые воспоминания, спасибо автору. Я училась в обыкновенной школе с замечательными учителями, очень жаль, что многих уже нет, время идет. Я была и октябренком, и пионеркой, и комсомолкой, мне это нравилось, без всякого принуждения. Эти организации помогали и досуг организовать, и в учебе подтянуть, если человеку это, действительно, было нужно. Всегда и во всем бывают недостатки, у нас всех поголовно "загоняли" в хор, я туда не хотела идти, т. к. господь бог не дал ни музыкального слуха, ни голоса. Я считаю, что мы получили достойное образование, и, если сравнить уровень знаний какого-то среднего ученика того времени и настоящего, то выбор будет не в пользу нынешнего поколения, заранее прошу прощения за свою нескромность.
vovans 14.11.2009 | суббота
хорошая статья, мне понравилось.
YU 14.11.2009 | суббота
А я в 60-70 годы училась в интернате. Это такой детский дом, где дети живут с понедельника по субботу и уезжают на воскресенье к родителям. Абсолютно все были из неполных или неблагополучных семей.

Помню, что некоторая дедовщина была - это, когда старшие девочки приходили к нам, второклашкам, в спальню, и начинали издеваться над нами в меру своей фантазии. Замечательно то, что когда мы, повзрослевшие, попытались проделать то же самое с младшими, - нам дали по рукам. И слава богу.

Учителя давали нам образование великолепного качества. Нас абсолютно не считали быдлом! Нас любили и верили в нас. Я не преувеличиваю, наоборот, я очень немногословный человек, и, наверное, пишу сухо.

По качеству "совкового" образования сужу по своим трем сыновьям - не дружат с русским языком. Уверена, что троечники из моего класса пишут до сих пор грамотнее, чем современные молодые люди. Да и вы сами видите по комментариям, которые оставляют здесь люди помоложе.

helgaKR 14.11.2009 | суббота
Статья - приглашение разговору, без точки. Спасибо автору за поднятую тему. Да, у всех разные воспоминания. Кто-то умеет быть благодарным за то, что дала школа. Кто-то - нет. Изложу кое-что о своём, "о девичьем". У меня родственник-ровесник (больше полтинника отроду) учился в школе города спутника Алма-Аты (пишу традиционно русскую транскрипцию названия). Страстно читает - фэнтэзи, исторические романы. А о школе отзывается уничижительно.

Спрашиваю его как-то:"А кто же тебя, дремучего, пристрастил тогда к чтению?" (Матушка его пила. Отец - тоже, рос деревенским пацаном.) Не хочет соглашаться, что это заслуга кого-то из его учителей. Которые, между прочим, научили его, заносчивого, грамоте. Думаю, кровушки он попил учительской.:-))

Я проработала учителем более 30 лет. Предметы, которые вела, всегда были епархией свободного полёта фантазии, праздника воображения - музыка и Мировая Художественная Культура. Теперь преподаю английский язык. Поработала за свою жизнь и с учениками, и с королями (гидом по нашему центральному музею), и с огромным количеством иностранцев. И при этом я для своего родственника так и осталась "учительницей", представьте всю язвительность высказывания.

Это я к тому, что те, кто ругает "совковую" школу - либо обладают чрезмерной самостью ( отсутствие умения быть благодарным - это один из серьёзным грехов!), либо им, действительно, очень не повезло. Когда я начинала свою "карьеру", считала всех учителей в высшей степени достойными уважения (даже если некоторых, положа руку на сердце, учась в школе - не уважала по некоторым причинам.

Теперь знаю точно - есть учителя, а есть Учителя.Мне очень повезло. У меня процентов на 50 были Учителя. Представляете?

Это дало мне столько шансов чувствовать себя счастливой в будущем.У меня счастливая учительская карьера. Нет, у меня нет наград Заслуженного учителя. Хотя есть сертификаты победителя среди учителей американистики.От Американского правительства. Увы. Но не в этом главное. Мои ученики в школе прошлого века (хм!)и нынешнего до сих пор здороваются со мной при встрече в городе. Некоторых не узнаю - изменились.Мне удалось сделать их когда-то счастливыми, на какой-то момент. Поднять туда, где воздух другой, где свет небесный. Вот за это они благодарны всю жизнь.Смею надеяться, они не буду априори ругать школу эпохи перемен.

nat50 14.11.2009 | суббота
Статья хороша. Все комментарии - в пользу или отрицание школьного советского образования ( слово "совок" не люблю так же как слово "быдло" - противно даже произносить). У людей, которые ими пользуются просто не было учителей, которые говорили с ними на литературном языке всегда. При редких встречах со своими бывшими одноклассниками из обычной школы понимаю, что именно в школе мы все получили ( дети из разной социальной среды) добротное базовое образование.

Несколько примеров. Когда мой внук при написании прописью числительных не знает как правильно написать слово"одиннадцать" или допустим "тринадцать" (т.е. одну букву "н" или две и "тре" или "три"), я понимаю, что у него никогда не было и не будет учителя, который объяснит, что числительные от 11 до 20 - это один на десять, два , три и так далее все на те же 10 и в таком случае при написании этих числительных ты никогда не сделаешь ошибку. Конечно, это мелочь, но ведь именно из них складывается общее.

Сейчас он уже начал изучать физику ( в отличии от меня он учится в хорошей престижной школе), но и тут ему никто не объяснил, что математически отраженные законы физики и математики отличаются по сути, и что в законе Ома сопротивление ( по формуле) не зависит от тока и напряжения, а определяется совсем другими величинами.

Но , слава Богу, в этом году русский язык и литературу им начал преподавать учитель ( мужчина), который пробуждает у него интерес даже к русскому языку ( фэнтези он поглощал и без него).

Реформы русского языка проводятся регулярно и еще когда я поступала в ВУЗ , мой папа говорил: " Какая разница - ПРЕ- или ПРИлунились, важно, что они на Луне", и , наверное, с точки зрения прогресса, действительно важен результат, но для общества важно и каким образом это отражено не только на бумаге, но и разговорах.

Аргументатор 14.11.2009 | суббота
Статья совершенно совковая, однозначно развенчивающая миф о великой советской школе.

То есть главной задачей совковой школы было не дать ученикам научиться думать (не дай бог!). Что автор и демонстрирует.

С точки зрения изложения - все хорошо и правильно. Вот только с точки зрения умения думать (логики) - полной пролет. Сначала автор предлагает один тезис - намеревается доказать, что советская школа была великой и образование - вторым в мире (это где-то, кроме материалов съездов КПСС, зафиксировано?), но вместо того, чтобы приводить какие-то доказательства, просто описывает бытовую сторону. То есть рассуждает о чем-то, что не связано с качеством образования.

В этом-то и ужас совка (как системы).

ирина л 14.11.2009 | суббота
Я закончила школу в г.Минске в 1983 году. Считала и считаю, что школьное образование в СССР было чудовищно безобразным. При всей моей круглой отличности. Большинство моих одноклассников каким-то образом сообразили раньше меня, что вся политизированная идеологическая белиберда, пропитавшая все учебники - это ложь, и на уроках частенько открыто смеялись над бедными училками. Мне же пришлось уже после школы открывать и открывать и историю и литературу и ясно осознавать, как все было переврано и извращено в школьной программе враньем коммунистически-классового маразма. Кто это мог получать в советские годы в СССР настоящее образование? Если после школы мои одноклассники стремились в ВУЗ, им было необходимо преодолеть немыслимую разницу в знаниях с помощью репетиторов. Да мы, выпускники, понятия не имели не о мировой культуре, ни о мировой философии, а об истории религий даже и заикаться не смели. А учителей в принципе было жалко. Больно было смотреть, как они врали нам в глаза и знали, что мы это знаем. Это гуманитарные предметы, а что касается физики-математики-химии подход был такой: сдали и забыли, отработали часы и дальше побежали, все равно этим тупым детям все это параллельно. В старших классах несколько иначе - те ответственные школьники, кто собирался в ВУЗ, подходили и просили помощи сами. К чести наших учителей скажу - помогали всегда, не отказывали. Психолого-эмоциональный климат в школе был ужасный - наша классуха доводила матерным ором девочек до обморока - реально, и ничего ей не было! И родительский комитет все знал, но никто и не пытался что-то сделать! Попробуйте в одиночку менять систему! У нас был великолепный физик, все классы его уважали и обожали, но он, бедняга, выпивал. Конгломерат злобных училок из зависти к нашему отношению выжил его из школы - это была борьба в духе бразильских сериалов и система победила. Благодаря средней школе у меня были все шансы стать на всю жизнь средней серостью, но меня спасло то, что я умудрялась ходить сразу в две школы - еще и в художественную по вечерам, в которой работали не просто учителя, а боги педагогики - Инна Сергеевна Соколинская и Кирилл Владимирович Зеленой, которые не просто нас образовали - вправляли духовные переломы! Так что образование в советское время можно было получить только в одном случае - если повезет!
Oza 14.11.2009 | суббота
Люди!!!

Зачем вы так советскую систему образования хаете?

Ведь все же было так прекрасно......

Учились бесплатно, питались за гроши,и получали нормальное среднее образование, ну что опять вам не нравится..... неблагодарные.....

Я вот до сих пор не могу забыть своих учителей по английскому языку Светлану Валиевну, и Ирину Николаевну, преподавателя по физ-ре Лидию Викторовну (Средняя школа №76 г.Душанбе Таджикистан)Я бы все отдала чтобы вернуть те старые добрые времена, благодаря их труду мы стали людьми, а сейчас посмотрите какая молодежь просто ужас, один только секс на уме.......

Да раньше мы боялсиь в глаза учителей смотреть а сейчас ученик готов учителя в лоб застрелить и это для нынешней молодежи совершенно нормально.....и это ваша демократия хреновая.......

Мошенник 14.11.2009 | суббота
Прочитал статью, да статья хорошая, очень актуальная, я учился в Казахстане в обычной средней школе. То что я получил в школе хватило мне на всю жизнь, окончить ВУЗ, мне как то не удалось то обстоятельства (пришлось посидеть) то потом времени небыло надо было кормить семью, и тд, короче рутина засосало. Так вот того что я получил в шкллде хватило на многое, самое главное я стал человеком в полном смысле этого слова, ведь та школа которая была давало не только знание но и воспитание.
Леонид 14.11.2009 | суббота
Читаешь некоторые коментарии и диву даешся, неужели плохое качество питания говорит о плохой системе образования? Неужели одна недобросовестная или глупая училка, может дискредетировать целую систему? Некоторые пишут не зная о чём. Автор совершенно правильно анализирует старую систему образования и разговор поднят в свете современной деградации образования. Речь идёт о том, что наши дети будут неуками, о том, что в угоду комерции и сиюминутным интересам единиц уничтожается одна из сильнейших образовательных систем. И самое страшное, что никакие доводы в защиту старой системы образования не принимаются к рассмотрению. Масса людей криком кричит о недопустимости существующей реформы образования, а впечатление такое, что все эти люди находятся в другом мире или говорят на непонятном иностранном языке. И это называется демократический путь развития государства.
дина 14.11.2009 | суббота
Абсоютно в десятку. Моя школа на Украине, хотя она только начиналась как советская, но именно совесткие воспоминания - 100%.

И хорошее качество образования (в нерабочих районах), и моральный прессинг и супрессия.

(И вонь из столовки, и отличные булочки при этом.)

дина 14.11.2009 | суббота
И, кстати, унизтельнейшие принудительные медосмотры. Подобное унижение просто так сложно придумать, помнится вот уже -дцать лет.
belg113 14.11.2009 | суббота
Господа!

Мне непонятен запал нынешних законченных бакалавров и манагеров. Не нравится школа? А вы в ней пытались учиться, или только тусовались? Не честнее ли будет, если все так плохо, сдать диплом о среднем образовании (а заодно и высшем) и начать все с чистого листа, у мудрых учителей в светлых классах, оснащенных компьютерами последнего поколения, где вам будут рассказывать правду, только правду и ничего кроме правды... У нас сначала опустили учителя, а потом стали ребовать от него качества. Вспомните себя: вам несправедливо (или справедливо) не дают премию или бонус, как ваше настроение? "Ну,я вам наработаю!" Нет?

Я лично заканчивал самую среднюю школу, не в Москве, отучился, закончил институт и к 45 годам отношусь к верху среднего класса. Но никогда я не вспоминал школу с ненавистью, хотя бывало разное! Зная уровень обрабования наших хозяев в США, могу сказать, что только сейчас мы резко опускаемся до их уровня.

Лорик 14.11.2009 | суббота
Помню наши учебники - во-первых программа была единой, во-вторых учебники были написаны доступным языком. Сейчас у меня дочь учится в школе, попробовала полистать учебник истории (у меня первое образование истфак университета). Большего бреда в жизни не видела! Такое впечатление, что учебник написан для клинических идиотов. При этом программа ЕГ (очередная глупость!)по истории предусматривает знания, как минимум, программы универа. И где эти знания взять? У репетиторов?
Лорик 14.11.2009 | суббота
И, кстати, унизтельнейшие принудительные медосмотры. Подобное унижение просто так сложно придумать, помнится вот уже -дцать лет.
Ничего унизительного в медосмотрах не было (по крайней мере у нас). А вот пломбы, поставленные школьным стоматологом, стоят и по сей день!
KOZLIK 14.11.2009 | суббота
С Леонидом полностью согласен...Ирина л. что-то всё перемешала в одну кучу...что-то верно,а что-то видимо неладное просто с её психикой...Да многое нам преподавали неправильно или недостаточно в советской школе,но это ни что с тем безобразием,что творится сейчас...с этой реформой...с этим идиотским егэ...Учкомы появились не на заре перестройки,а гораздо раньше...у нас они были уже 77-78годах прошлого века...но это была чистая формальность...ничего они конечно не решали...так же комсомол уже в 70х был практически мёртвой организацией...просто для галочки...в школе всем заправляла,в основном,"камчатка"...плохиши то есть... в смысле настоящей жизнью школы,а не показной...но беспредела не было...девушка считалась гулящей уже если только поцеловалась с кем-нибудь пару раз!...В этом смысле очень жалко,что перестройка так поздно началась...:)Чего у нас никогда не было так это разделения по национальности...мы абсолютно не интересовались кто кем является по рождению...мы разделялись на отличников,двоечников,ботаников, хулиганов,спортсменов и так далее...я помню был твёрдым хорошистом и спортсменом...было понятие своего класса,своей школы,своего двора...я помню классные хулиганы или дворовые защищали меня от "чужих" хулиганов...не позволяли меня трогать...не то что сейчас...полный беспредел...
Анатолий 14.11.2009 | суббота
Советское (не совковое) образование и воспитание дало миру народ-победитель народ, первым прорвавшийся в космос. Нынешняя школа и воспитание никого еще не создали, но грязи на советскую школу уже вылило море. Думается, что люди, не способные ценить свою историю - суть дерьмо.
Лорик 14.11.2009 | суббота
Люди!!!

Зачем вы так советскую систему образования хаете?

Ведь все же было так прекрасно......

Учились бесплатно, питались за гроши,и получали нормальное среднее образование, ну что опять вам не нравится..... неблагодарные.....

Я вот до сих пор не могу забыть своих учителей по английскому языку Светлану Валиевну, и Ирину Николаевну, преподавателя по физ-ре Лидию Викторовну (Средняя школа №76 г.Душанбе Таджикистан)Я бы все отдала чтобы вернуть те старые добрые времена, благодаря их труду мы стали людьми, а сейчас посмотрите какая молодежь просто ужас, один только секс на уме.......

Да раньше мы боялсиь в глаза учителей смотреть а сейчас ученик готов учителя в лоб застрелить и это для нынешней молодежи совершенно нормально.....и это ваша демократия хреновая.......

Я тоже с благодарностью вспоминаю своих учителей - первую учительницу - Ольгу Николаевну (СШ №65 г. Ростов - на - Дону), светлый, замечательно добрый человек, классного руководителя Звонареву Аллу Викторовну, которая драла нас нещадно, но благодаря ей мы знаем русский язык; преподавателя немецкого языка Кульгачеву Ларису Алексеевну (СШ №76 г. Ростов - на - Дону). Спасибо им огромное!!
дина 14.11.2009 | суббота
И, кстати, унизтельнейшие принудительные медосмотры. Подобное унижение просто так сложно придумать, помнится вот уже -дцать лет.
Ничего унизительного в медосмотрах не было (по крайней мере у нас). А вот пломбы, поставленные школьным стоматологом, стоят и по сей день!
школьных стоматологов у нас не бывало, зато прекрасно помню унижение, которое испытываешь, идя лет в 14 на принудительный обязательный осмотр даже к хирургу (всегда мужикам). Или же когда классным руководителем или медсестрой перед всем классом объявлялось о необходимости принести в определенную поликлинику в баночках материал для анализов. При этом "детям"-то больше 12 лет точно.

Хвала Создателю, у нас не было гинекологических осмотров.

Потому как о результатах хирургических у мальчиков (в области урологии) мы, девочки, сразу же узнавали.

Медосмотры недопусимы без разрешения родителей.

В целом, прекрасно отношусь к советскому качеству преподавания и школе в принципе! Но супрессию и прессинг из песни никак не выкинешь. Этим совесткая школа славилась.

aksakal 14.11.2009 | суббота
Статья совершенно совковая, однозначно развенчивающая миф о великой советской школе.

То есть главной задачей совковой школы было не дать ученикам научиться думать (не дай бог!). Что автор и демонстрирует.

С точки зрения изложения - все хорошо и правильно. Вот только с точки зрения умения думать (логики) - полной пролет. Сначала автор предлагает один тезис - намеревается доказать, что советская школа была великой и образование - вторым в мире (это где-то, кроме материалов съездов КПСС, зафиксировано?), но вместо того, чтобы приводить какие-то доказательства, просто описывает бытовую сторону. То есть рассуждает о чем-то, что не связано с качеством образования.

В этом-то и ужас совка (как системы).

Аксакал-Аргументатору:советская школа имела весьма продуманную организационную структуру, отчасти проармейскую, что и неудивительно для послевоенных лет и парочки десятилетий по инерции.Были определённые нормы: от сантройки с её контролем за длиной ногтей -до норм ГТО ("Готов к труду и обороне") и т.д вплоть до унифицированных конкурсов художественной самодеятельности, школьных спортивных спартакиад,стенгазет, набора полезных кружков ("Умелые руки",шахматных секций , вплоть до духовых оркестров.)Осуществлялся медицинский контроль, усиленно велась работа с родителями. Учителя не думали, как подработать репетиторством, а на совесть работали после уроков с отстающими. Не всегда из-за энтузиазма, а по причине частых проверок с контрольными работами инспекторами районных отделов народного образования. Массовая грамотность, в среднем, была выше, чем сейчас, в век SMS-ок. О наркотиках и не помышляли(понятно, что ещё и недоступны они были). Курили меньше, особенно редко курили девочки. Понятно, что мальчики не проверяли массово, как ныне, призовые крышечки после распития многих бутылок пива, так как реклама спиртного в СССР была бы равна пропаганде войны. Кстати, пива не хватало даже взрослым, а всякие там "РОМ-КОЛА" в руках пятиклассниц(обычная картина сегодня)тогда и в природе не существовали. Мораль была если и не библейская, то близкая к станичным кубанским- школа и родители внимательно смотрели за дочерьми, чтобы , по возможности,только после марша Мендельсона простыня после брачной ночи молодят напоминала расцветку флага Японии.

Теперь о качестве совковых знаний в зеркале мировой статистики.Не знаю, как Аргументатор придумал себе свой ник относительно аргументирования ,но делает он это как-то от обратного, если он не знает, что тот же самый принцип, что и с Олимпийскими играми(то есть, только ПЕРВОЕ место, в худшем случае второе - после США), или в шахматах- ЧЕМПИОН и ЧЕМПИОНКА мира должны быть только из СССР -царил и на Всемирных школьных олимпиадах, где отрыв юных советских физиков, математиков, химиков от американцев-японцев-немцев был ошеломляющим: так что не делает честь Аргументатору его ироничная ссылка на материалы съездов КПСС. Согласен, что у нас это был результат кропотливой селекции талантливых школьников уже на уровне районных олимпиад, с последующей доводкой уровня знаний в специальных физмат-интернатах, но ведь это и есть заслуга чётко организованного "совка".

В 1970 году я работал учителем немецкого, английского и физкультуры в с. Геройское Сакского р-на в Крыму. Та самая совковая система работала чётко: к приезду молодого специалиста мне сняли бесплатное жильё- приличные полдома, осенью завезли тонну брикета на отопительный сезон, оплачивали потребление электичества, колхоз надоедал предложениями продать мне по смехотворной цене всякие там бройлеры, виноград и прочие продукты. Соседний совхоз "Крымский" сманивал меня на будущее( после армии) отличным серийным домом, на небольшом участке -сад с системой полива. Двойная зарплата( я тогда набрал много часов, включая вечернюю школу), позволяла мне купить в месяц три добротных югославских костюма или 7 пар отличных чешских туфлей марки "Цебо"( сейчас аналогичние итальянские стоят от 100 долларов). С октября отдыхающие покидали Крым, таблички "Нет мест" в лучших отелях Ялты исчезали, и я приглашал из Киева к себе в гости свою подругу: номер в лучшей гостинице "Ореанда" стоил 3,50 коп, понятно, что советская мораль не разрешала селиться вдвоём без штемпеля в паспорте, поэтому я снимал 2 номера на субботу-воскресенье, это составляло в сумме 14 рублей. Авиабилет Киев-Симферополь стоил менее 40 руб в оба конца, 6 рублей стоил обед на двоих в хорошем ресторане, цирк-кино стоили копейки. Словом, уик-энд в Ялте обходился мне менее трети месячной зарплаты. Справка о сегодняшних ценах на тот же номер в "Ореанде": : около 115 долларов (цены октября)- прошу примерять 2 суток 2 номера к зарплате современного молодого учителя...

Мать-учительница, работая в селе, (пенсия 132 руб+ 168 руб., кажется ,за 8-10 часов в неделю при большом стаже- тогда не разрешалось получать более 300 руб. в сумме ) за полтора десятилетия накопила 25 000 рублей и купила себе в 1974 г. в пригороде Киева домик с 35 сотками огорода, а мне-сыну- в 1990 г.2-х-комнатную квартиру в Киеве(нынешняя рыночная стоимость квартиры возле станции метро и Днепра -более 100 000 долларов). Что интересно-это квартира в ЖСК "Учитель", где очень многие соседи - учителя, которые за регулярные небольшие взносы смогли позволить себе кооперативные квартиры( сейчас на это, по теории, нужно копить более сотни лет).

Много чего можно ещё написать положительного, хотя и было немало неудобного. Но то, что тогда ученики НЕМАЛО ДУМАЛИ, когда массово читали и беседовали в коллективах, отличается от нынешнего времени, когда каждый индивидуалист и одиноко сидит за компьютером. Неудивительно , что в Европе так много одиночек и ситуация с рождаемостью такая, что немцы называют её "demographischer Selbstmord"= демографическое самоубийство. Вот здесь Аргументатор прав- точно есть над чем задуматься.

дина 15.11.2009 | воскресенье
"советская школа имела весьма продуманную организационную структуру, отчасти проармейскую, что и неудивительно для послевоенных лет и парочки десятилетий по инерции."

Совершенно согласна с коммментарием.

Но в этом и претензии к ней. Война окончилась в 45м году, а армейская структура оставалась до конца 80х, вмешиваясь в совершенно личную, семейную и интимную сферы (сантройками с длиной ногтей и волос, политинформациями по понедельникам, медосмотрами и японскими флагами после маршей Мендельсона, потому что в данном случае действовала не пропагандой, а сугубо насилием).

Дело школы - образование, воспитание должно большей частью оставаться на совести семьи.

Помню учителя, ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО учителя литературы, которая способна была донести ту самую литературу до детей, но уже после 91 года совершенно неспособна была принять мнение, отличное от мнения "политики партии", т.е. уже ее мнения, т.к. политика партии рухнула. Замечательнейший педагог, но дискутировать совершенно не могла и не давала, что за собой знала и признавала в учительской. Но при проверке сочинений любое мнение, отличное от ее собственного, оценивалось в минус - советский стаж сказывался.

Советская школа давала отличные знания, но совершенно не давала простора для творческого мышления и мышления вообще (это даже при наличии всех кружков, в том числе творческих), это я совершенно точно знаю, потому что имела возможность сравнить. Наши школы сегодня, к сожалению, творчески мыслить, не шаблонно, тоже не учат по еще советским традициям, а то, что называется "творческими" заданиями - чаще всего задания на развитие идиотизма чиновников от образования.

Советские школники вели себя в школе одним образом - на улице совершенно другим, они совершенно точно знали, как нужно выглядеть в школе, и совершенно точно знали, что вне школы они другие. Школьники Запада такому делению на "показное" и "не показное" не учились.

Хотя я вспонимаю советскую школу с ностальгической ноткой - все таки существовало понятие учительской этики, что напрочь начинает забываться теперь. Но этому экономические причины прежде всего, вы правильно написали.

вперед »
1 2