Наши
сообщества

Россияне смогут решать, выбирать ли им губернаторов

Просмотров

 ближайшее время Государственная дума рассмотрит в первом чтении законопроект, позволяющий, в случае его принятия ввести норму, согласно которой субъект Российской Федерации может принять закон об избрании губернатора депутатами регионального парламента.

Политические эксперты уже заметили, что, действительно, в нашей стране есть места, где существуют исторически сложившиеся проблемы, требующие соблюдения баланса интересов национальных групп. А практика показывает, чтобы обеспечивать подобный паритет нужны какие-то дополнительные механизмы.

Также «непрямые губернаторские выборы» могут потребоваться при укрупнении или слиянии регионов. Существуют и другие нюансы, делающие новый законопроект привлекательным для политической системы России.

Член Общественной палаты РФ Сергей Марков:
- Считаю, что с принятием этого закона в подавляющем большинстве регионов сохранятся прямые выборы  губернаторов. Это правильно, это хорошо и это нужно. Кстати сказать, с этой точки зрения Россия будет одной из демократических стран в Европе - поскольку в большинстве других стран Европы свободных выборов населением руководителей регионов нет. Они там либо назначаются, как на Украине и во Франции, либо формируются парламентами - как происходит в Германии. Но прямых выборов очень мало. Нужно не забывать, что в ряде регионов, где существует очень сложная национальная структура - этот закон дает возможность попробовать и такую модель. Самый яркий пример - это Дагестан, где долгие годы работала такая модель которую можно было назвать ливанской. Ее суть заключается в том, посты закрепляются за представителями определенных конфессиональных или этнических групп. В результате не наблюдается слишком ожесточенной борьбы, которая может привести даже к крови, за возможность присутствовать в управлении государством. Это обеспечивает нормальное, спокойное развитие и уверенность всех этнических групп в своем существовании, в своем достаточном административно - политическом статусе. Думаю, такая модель может быть применена в многосоставных республиках как Карачаево-Черкессия, Карабдино-Балкария, Адыгея. За пределами Кавказа - Башкортостан.
Считаю, что такой закон будет принят и будет способствовать большей гибкости и большему федерализму российской политической системы.

Вице-президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов:
- Действительно, для республик Северного Кавказа проблема парламентского представительства является достаточно эффективным решением межэтнических проблем. В целом ряде субъектов федерации (можно вспомнить Дагестан, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию) присутствует несколько крупных этнических групп. В свое время именно борьба за единственную должность руководителя, фактически, привела к серьезной активизации межэтнических конфликтов. Тогда парламентская модель стала одной из применительных моделей, которая позволила (за счет сохранения представительства различных этнических групп) сохранить достаточно хрупкий политический мир в среднесрочной перспективе. Очевидно, что на данном этапе введение прямых выборов в таких субъектах может возобновить политическое противостояние. При этом в целом ряде случаев (с учетом того что этнические группы сосредоточены не в республиках а очень часто имеют межсубъектную составляющую) это может привести к очередной вспышке этнических конфликтов. Считаю правильным, чтобы эти субъекты - исходя из особенностей своей политической культуры - выбирали тот путь, который бы был наименее болезненным для внутренней ситуации в регионе.

Замглавы центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин:
- Новая редакция закона о выбора губернаторов опирается на уже существующую практику. Причем как российскую, так и международную, обобщает ее. Действительно, в составе России есть сложноставные регионы - где прямые выборы первых лиц территории (будь то регион, республика или что-то иное) могут создать ситуацию, когда одни из коренных групп (которые издавна на этой территории проживали, но не составляют большинство) оказывается в проигрыше. Таким образом может возникнуть очень серьезный источник политического напряжения, политических конфликтов, который может привести к дестабилизации. И нынешняя версия закона о выборах теперь учитывает все эти риски, связанные со сложно составным характером части российских регионов. Нужно отметить, что этот режим выборов губернаторов в отдельных регионах не является отступлением от демократических принципов. Почему? Да хотя бы потому, что в большей части стран современной Европы первые лица территории избираются не прямым голосованием. Поэтому возникшие возражения по данному закону - дескать, это "попытка демонтировать выборность губернаторов" -не имеют под собой оснований. Речь идет о том чтобы совместить демократические ценности демократические практики и институты со сложным характером и сложным составом российского государства.

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы