Наши
сообщества

Новая перепись оппозиции

Просмотров

"Новая газета" инициировала сбор подписей за изменение меры пресечения 14 арестованным по делу о шествии 6 мая 2012 года.

Каждому из подписантов предлагается выступить в качестве личного поручителя "узников Болотной". "Это не просто подписи - это личные поручительства каждого подписавшегося в том, что отпущенный под подписку о невыезде или домашний арест, не скроется и не будет препятствовать следствию. Да, электронные подписи пока не имеют юридической силы, но в случае необходимости мы попросим каждого, кто оставит свою фамилию на нашем сайте, сделать это письменно, согласно нормам закона", - отмечается в обращении.

При этом, поясняют авторы инициативы, лично они не готовы подписаться под утверждением, что все арестованные по этому делу невиновны, но просто считают арест избыточной и негуманной мерой.

Сразу оговоримся: никакого юридического продолжения эта инициатива, скорее всего не получит. Для этого не надо быть докой в юриспруденции, а всего лишь обратиться к соответствующим статьям законодательства, предполагающей в частности, что "избирая эту меру пресечения, следователь или суд должен доверять поручителям, а те в свою очередь - тому, за кого ручаются". Вот вы бы доверились оптом трём с небольшим тысячам человек (примерно столько подписались под петицией на момент написания статьи)? Могут ли эти самые поручители обеспечить надлежащее поведение обвиняемых и их явку по вызовам следователя и суда.

Но даже если абстрагироваться от реальности и представить, что следствие и суд пойдут на этот шаг, представляют ли сами подписанты степень своей ответственности (денежное взыскание или меры общественного воздействия) за человека, которого они может быть и в глаза ни разу не видели, не говоря уже о том, что даже сами организаторы сбора подписей не дают гарантий по поводу невиновности "узников Болотной".

Но кажется, что как сами инициаторы не рассчитывают делать что-либо кроме как констатации факта энного количества подписавшихся, так и сами подписанты вряд ли сломя голову всем скопом побегут подписывать соответствующие документы. Хотя было бы интересно.

"Сколько нас будет - тех, кто потребует, вписав в рамку свое настоящее имя, не скрывая своего собственного лица, - освободить их? Сколько из нас выйдут на Болотную площадь 6 мая, когда исполнится ровно год той провокации? От этих цифр многое теперь зависит. В том-то и дело: время безликих и безымянных "протестующих масс", так красиво смотрящихся с воздуха в виде "человеческой икры",- прошло. Наступил день, когда выходить нужно под собственным - настоящим - именем", - патетически восклицает журналист Сергей Пархоменко.

Собственно, в этом и состоит суть действа: показать видимость не виртуального, а индивидуального протеста. Дескать, мы не безликая масса случайных людей, а самые что ни на есть реальные оппозиционеры.

Но вот ведь какая штука. Пока на митинги оппозиции в начале 2012 года стандартно выходили десятки тысяч участников, такая вот икра не только устраивала, но даже восторгала того же Пархоменко и ему подобных, с удовольствием публикующих в своих блогах фотографии митингов с высоты птичьего полёта. Но как только численность пошла на спад, тут же пришло осознание необходимости персонализировать протест.

Скорее всего, численность виртуальных "поручителей" вряд ли превысит стандартное количество для такого рода голосовалок. По крайней мере, организаторы постараются сделать всё возможное, чтобы "персонифицированных" оппозиционеров было как можно больше. В идеале, конечно, их должно быть примерно столько же, сколько избирателей в Координационный совет оппозиции. А оных по официальным данным было около 90 тысяч. А если считать с теми, кто, по словам организаторов выборов, не успел пройти верификацию, то и больше 100 тысяч. При этом большая часть из них представляла Москву.

Иными словами, понимая, что оппозиционный офисный планктон не удается вытащить на "марши миллионов", их хотя бы стараются задействовать в маршах в виртуальном пространстве, когда от потенциального белоленточника требуется всего лишь пара кликов компьютерной мышкой.

Опять же, это не первая такая попытка персонификации оппозиционного электората. В декабре 2012 года всё тот же Пархоменко обосновывая необходимость участия в протестной акции 9 декабря, говорил о том, что это "НЕ сбор подписей в поддержку чего-либо и НЕ подписание какой-то петиции для вручения Путину", а "совсем другое явление, гораздо более важное: это персонификация протеста". "Раньше участники гражданских протестных акций были безымянной толпой, у которой была только ЦИФРА, только размер и объем. Теперь важно, чтобы каждый протестующий обрел настоящее лицо, настоящее имя, которого он не хочет скрывать. И под этим своим именем он высказывается за перемены, за реформы в России..." - объяснял он.

Но тогда персонифицировать не удалось. Теперь вот ещё одна попытка, но только по другому поводу. Забавно, кстати, что с идеей поручительства (и вообще с кампанией в защиту обвиняемых) оппозиционеры как-то припозднились. Месяцев так на 6-7. С того момента, как арестованным по этому делу были предъявлены обвинения.

Но особо винить оппозиционеров не следует. Просто раньше у них были другие информационные поводы, а сейчас они кончились. А на безрыбье и "узники Болотной" (которым, кстати, свежевыбранный Координационный совет оппозиции долгое время не уделял в принципе никакого внимания) сгодятся.

А ведь, если говорить по существу, в руках оппозиции были и имеются все инструменты для того, чтобы как минимум придать этому процессу максимум гласности и облегчить участь арестованных.

Почему бы, например, не обратиться с письмом к президенту РФ с просьбой об амнистии обвиняемым? Или же хедлайнерам протеста в лице Немцова, Навального, Удальцова и всех, кто спровоцировал столкновения своей "сидячей" забастовкой заверить посредством письменных гарантий руководство МВД о намерении неукоснительно соблюдать требования проведения массовых акций, не допуская провокаций и столкновений с правоохранительными органами. Почему же КСО вместо заявлений о невиновности кого бы то ни было (а доказательств виновности по крайней мере некоторых обвиняемых более чем достаточно, что, видимо, и учитывают сотрудники "Новой газеты"), не выступить с призывом соблюдать при проведении массовых акций требования законодательства? Одним словом, сделать всё возможное, чтобы убедить власти в невозможности повторения того, что произошло 6 мая.

Но ведь оппозиционеры идут по противоположному пути, планируя массовые акции, посвящённые очередным годовщинам. А значит судьба задержанных по "болотному" делу их не слишком волнует. Гораздо больше занимает численность митингов, в которых принимает участие все меньше и меньше как представителей креативного класса, так и убеждённых "несогласных", всё больше убеждающихся в бесполезности политики, проводимой нынешними лидерами белоленточного протеста.

Сергей А. Ларин

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы