Наши
сообщества

Второго тура не будет

Просмотров

За две недели до выборов мэра столицы, оппозиция уже заявила о том, что будет необходим второй тур выборов. Изначально лидеры «белого движения» считают, что их обманут, ведь у них уже есть цифры и рейтинги, где оппозиция набирает достаточно много голосов «за». Социологи говорят, что непрофессиональные опросы вредят пониманию реальной обстановки и призывают не испытывать завышенных ожиданий.

Второй тур голосования, люди на улицах и митинги против нечестных выборов - речь идет не о событиях двухлетней давности. Оппозиция предлагает сделать то же самое после голосования на мэрских выборах в Москве. Почему опять такая постановка вопроса?

В ходе предвыборной гонки, многие из кандидатов запустили свои личные опросы электората.

Весьма громко такие опросы "прозвучали" у штаба Алексея Навального, которые послал десятки, если не сотни, волонтеров на московские улицы. Данные, естественно, категорически отличаются от ФОМ, ВЦИОМ и даже Левады, на основании чего оппозиция делает выбор "второй тур неизбежен".

Профессиональные социологи, которые наблюдают за этой «войной рейтингов», видимо, молчать устали и высказались. Причем все, даже те, кому склонны доверять лидеры оппозиции. Это и понятно: профессионалы, вне зависимости от своих политических предпочтений, пытаются донести до исследователей-самоучек: ваши ожидания сильно завышены, ваши данные, мягко говоря, приблизительные, а волонтерские опросы, похожие на игру в социологию, только мутят воду, не давая никакого представления о реальном положении дел.

По мнению главы исследовательской компании КОМКОН Елены Коневой, опираться на текущие или ранее озвученные рейтинги как на последнюю инстанцию - абсолютная безответственность для политика.

«Призывать людей выйти на улицы на том основании, что не совпали какие-либо рейтинги- безответственно», - считает Конева. «Рейтингам можно доверять, но заявлять о нечестных выборах, фальсификациях только на основании несовпадения рейтингов с результатами голосования - нельзя. Если, скажем, Навальный, будет аргументировать свои требования и призывы выйти на улицу рейтингами КОМКОН, то я категорически этого не поддерживаю. Я доверяю нашим рейтингам, но, как говорила ранее, их результаты и результаты голосования могут отличаться». Также Конева заявила, что "волонтерский" опрос (с так или иначе предвзятыми опросчиками) критически отличается от "интервьюерского" и его данным - увы для Навального со товарищи - доверять не стоит.

Стоит отметить, что оппозиция довольно часто озвучивает свои рейтинги, собранные специалистами КОМКОНа, однако сами эксперты, как видно из слов Елены Коневой, призывают сохранять холодную голову (полностью интервью с Еленой Коневой читайте на «Правда.Ру»).

Представители Левада-Центра, опять же, компании на которую любят опираться и Навльный, и Немцов, со своей коллегой из КОМКОНа абсолютно согласны.

Социолог Левада-Центра Денис Волков называет методы работы штаба Навального «партизанской социологией».

«При всем моем уважении к волонтерам и людям, которые работают в штабе Навального, это очень плохая и неуместная идея», - считает Волков.

Социолог замечает, что при таких любительских методах работы не может идти речи о репрезентативности и достоверности социологических данных.

«Такие инициативы вредят социологии в целом, давая пищу различным манипуляциям общественным мнением - в пользу того или иного кандидата, являются по сути пиаром, а не социологией (чего активисты в приватных беседах и не скрывают», - написал Волков в своем блоге.

Несмотря на заявления экспертов Алексей Навальный говорит о четкой необъективности данных некоторых исследователей общественного мнения.

«...Мы делаем социологию не для внешнего пользования - всякий там бред от ВЦИОМа, а настоящую. Мы провели три раунда полномасштабных социологических исследований, проведенных по самым строгим правилами и стандартам», - пишет в своем блоге Алексей Навальный.

Глава ВЦИОМа Валерий Федоров, которому так не доверяет Навальный, объясняет попытки «протолкнуть» именно свои данные опросов как единственную истину, банальной «войной рейтингов», которая вряд ли сложится в условиях профессиональной обработки данных.

«Некоторые из кандидатов создали свои социологические центры и представляя свои «соломенные рейтинги» пытаются добиться одного: не так блекло выглядеть на фоне реальных лидеров», - уверен Валерий Федоров. «Эти опросы - иллюзия. Если им верить, то можно сильно просчитаться».

Все происходящее напоминает сюжет детской истории про Фому, который не верил ровным счетом ничему, даже видя настоящее своими глазами. В любом случае, точку в голосовании поставят не волонтеры, бегающие по улицам и даже не социологи, а избиратели, верно?

Редакция

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...