Наши
сообщества

Родители портят детей вредными игрушками

Просмотров

Многие родители, особенно "родом из 60-ых и 70-ых" вздыхают, глядя на своих детей, не отлипающих от экрана компьютера, мобильного или планшета - дескать, в те времена дети часами пропадали во дворе, мастерили луки-стрелы, доспехи рыцарей и мушкетеров, делали доски с подшипниками и просили починить любимую машинку или мишку. А сейчас, увы, дети чаще выбирают командную игру на сервере, чем на улице, тратя на переписку с одноклассниками "через интернет" куда больше времени, чем на реальное общение. Что это - беда, когда яркие игрушки и детская фантазия заменяется обезличенными монстрами или виртуальными боями или неумолимый признак новой эпохи, возвращающий актуальность фразе "наши дети так непохожи на нас"?

Популярный интернет-ресурс Missus.Ru обратился с этим вопросом к профессору кафедры дошкольной педагогики и психологии московского городского психолого-педагогического университета Елене Смирновой. Как бы это странно ни звучало, но эксперт уверяет - у игрушек в жизни ребенка очень серьезная роль, они участвуют в формировании личности, поведения и могут быть вредны не только своими острыми углами или некачественной краской.

Взять хотя бы те же куклы - обратите внимание, что у многих из них "своя легенда" - выражение лица, одежда, скрытая роль. Яркость и детальность куклы, по мнению эксперта, мешают ребенку фантазировать (ох и хорошо было с фантазией во времена СССР, когда коробок от спичек мог быть и машинкой, и самолетом, и танком, и даже домом), создавать свой образ. В результате игра сводится к одеванию или "хождению" куклой, а ее "коммуникация" с другими игрушками повторяет увиденное в сериалах или мультфильмах. "Мы знаем: ребенок всегда идентифицирует себя с куклой, ее устами выражает свои чувства и мысли. Но кукла - еще и определенная модель человека, и ее облик так или иначе накладывает отпечаток на сознание",- рассказала Misus.ru Елена Смирнова. Психолог привела примеры - например, куклы-роботы действительно умеют ходить и говорить, но таким образом в игре "отодвигают" ребенка на второй план, некоторые Барби надменны, в "парикмахерских играх" с набором кукольных голов без тела есть нечто противоестественное, а расчеловечивание или утрирование черт лица у кукол приводит к тому, что дети примеряют на себя роли трансформеров, бездушных роботов, инопланетян, монстров. Эксперт также сообщила Misus.ru, что не стоит считать, что лучше та игрушка, в которой больше "наворотов" - у детей все-таки должен быть простор для фантазии, а не "нажми кнопку, а она за тебя сыграет, скажет, выстрелит или запоет".

Как тревожную оценил ситуацию глава фонда "Детское Здоровье" Александр Кузнецов, рассказавший Missus.ru о том, что компьютерные игры приводят в инфантилизму - в отличие от традиционных игрушек, в компьютерных играх роль ребенка сводится к минимуму. Результат, увы, может быть удручающ - возникает поколение интеллектуально и психологически пассивных "нажимателей кнопок" и потребителей, плывущих в информационном поле вместо того, чтобы что-то изменять, пробовать, творить. Эксперт также напомнил, что если раньше у детей как-то развивалась моторика и координация, то теперь игра сводится к созерцанию экрана компьютера или планшета и "тапы"-клики.

Впрочем, виновны в ситуации не только производители, но и, главным образом, родители. Лень читать вслух ребенку сказки, когда нужно готовить, делать что-то по работе, убирать, звонить? В руки ребенка дается приставка или планшет и ребенок сидит, словно зомби, водя по экрану пальцами или топча кнопки. А родитель рад - чадо не отвлекает, не орет, не требует внимания и "на виду". Так президент Международного союза общественных организаций "Конгресс по вопросам семьи, материнства и детства" Татьяна Рощина в интервью Missus.ru объясняет "Происходит подмена. Вспомните, мы в детстве лепили из пластилина, вырезали снежинки. Сейчас этого ничего нет - дети не хотят. А родители не хотят напрягаться, чтобы учить детей".

Зато вот писатель Лариса Рубальская, констатируя изменение "игровой психологии детей" не видит в этом большой беды. "Им жить в мире этих предметов, а не плюшевых зайчиков. Другое дело, что у них будут другие характеры, но никуда не денешься",- поделилась она с Missus.ru.

А может, нужна "золотая середина"? Понятно ведь, что вырастя, дети будут жить в насквозь компьютеризированном мире. Да и на том же планшете можно установить не тупую стрелялку, а головоломки, паззлы, квесты, развивающие программы или "рисовалки-раскраски". Та же приставка может быть с датчиками движения - и ребенку будет интересно прыгать, танцевать, двигаться. И кукла "с брезгливым лицом" при участии родителей может сыграть полезную роль - если они объяснят, что с этой "дорого одетой, но надутой особой другие куклы не дружат".

Правда, для этого нужно все-таки их участие, а не банальная попытка "хоть немного отдохнуть", сбросив воспитание и общение с ребенком на электронный гаджет. И, конечно же, когда ребенку объясняют, что звучащее по телевизору или в интернете убеждение "ты будешь самым крутым, если принесешь в школу синего монстра и малинового трансформера-чупакабру" - всего лишь рекламный ход.

Глядишь, тогда выросших детей уже не обманут всевозможные слухи типа "облака дефолта идут на Москву из растоптанной котами АЭС"...

Интерпретации

Как живут топовые пропагандисты федеральных телеканалов Киселев и Соловьев

6690

Судился и запирал решётки. Как Пригожин мешал Смольному вывозить мусор и развивать город

2502

Популярные темы