Наши
сообщества

Закрытие бархатного сезона.

Просмотров

15 июля произошло крайне знаменательное событие, которое - вполне вероятно - когда-то будет вписано в новейшую историю Восточной Европы отдельно строкой.
Возможно, этот день назовут днем финала, концом эпохи "бархатных революций".
Довольно печального, если не сказать плачевного конца.

Термин "бархатная революция" - появился в политическом лексиконе в 1989 в связи с бескровным свержением коммунистического режима в Чехословакии в результате уличных акций протеста, их победным финалом стало избрание на пост президента страны известного чешского драматурга, диссидента и правозащитника Вацлава Гавела

Впрочем, чехи отнюдь не были первооткрывателями, они подарили миру только термин.
Начало "бархату" - в феврале 1989 - положила Польша, потом была Венгрия, потом - ГДР, потом Болгария, и только потом - в декабре 1989 - тогда еще единая Чехословакия.
Несколькими днямии позже на эту стезю вступила Румыния. Но там говорить о "бархате", то есть, о бескровном отрешении коммунистов от власти не приходится - Н.Чаушеску с женой был расстрелян, и кадры их мертвых тел демонстрировали чуть ли не в прямом эфире все мировые телеканалы. Причем, едва ли не с восторгом и упоением.
Но это совсем другая тема. Тема якобы миролюбия и "человеческого лица" победившей демократии.

Тогда, в конце 80-х имена лидеров "бархатных революций", гремели на весь мир.
Впрочем известны эти имена были давно.
Имена непримиримых борцов с коммунистической идеологией, неформальным протекторатом СССР и вообще всем советским, диссидентов, правозащитников, поборников западных либеральных ценностей и прочая, прочая, прочая...
Вацлав Гавел, Лех Валенса...

Много позже, я назвала этих политиков и тех видных деятелей американской администрации, которые в сущности стояли у истоков "бархатных революций" - "детьми Варшавского договора", подверженными соответственно "комплексу детей Варшавского договора"
Его, этот комплекс, можно назвать и комплексом неизбывной нелюбви к СССР, а позже - к России, как его правопреемнице.

Коротко напомню суть.
К общей нелюбви жителей колониальных окраин к гражданам метрополии, ощутимо примешивается и едва ли не превалирует горькая обида просвещенных детей цивилизованной Европы, вынужденных сносить иго азиатов-варваров. Ужасно. Унизительно. Нестерпимо. Прививается на генетическом уровне, как штамм вечной ненависти. И вечного стремления взять реванш.
Но вернемся к началу, к дате - 15 июля 2009 года, которая - повторюсь - имеет все шансы войти в историю как день окончания эпохи "бархатных революций".
В этот день польская газета "Gazeta Wyborcza" опубликовала "Открытое письмо к администрации Обамы из Восточной Европы". Заголовок привожу в авторской редакции, и замечу сразу - ответа на вопрос, почему - администрации Обамы, а не самому Обаме - у меня нет.
Есть предположения, но о них теперь не время.

Под письмом подписи - тех самых известных и знаменитых некогда вождей "бархатных революций", "детей Варшавского договора" - Вацлава Гавела и Леха Валенсы, а еще - экс-президентов Прибалтйских стран - Адамкуса, Лаара, Вике- Фрейберга и многих других, известных в прошлом деятели ультра-либерального толка.
Письмо, разумеется, надо читать целиком, потому что документ этот во всех смыслах примечательный. И даже замечательный.
Если попытаться коротко описать эмоциональную составляющую письма, то прежде всего это: страх и обида.
Они влекут за собой совсем уж отчаянную попытку прямо пригрозить президенту Обаме и его администрации - но это уже скорее из области курьезов.
Если же отбросить эмоции, то в сухом остатке - письмо содержит шесть чрезвычайно важных политических признаний, которые - с неизбежностью, притом - выливаются в один глобальный вывод.

Итак.

1. Признание того, что автором и дирижером всех бархатных революций были США, без участия которых ничего подобно не произошло бы и произойти не могло.

2. Признание того, что США никогда не рассматривали политические режимы Восточной Европы в качестве равных политических партнеров

3. Признание того, что эти режимы пускались во все тяжкие, чтобы добиться подобной взаимности, но так и не получили искомого.

4. Признание того, что США утратили интерес к Восточной Европе, не рассматривают ее больше, даже как действенного и полезного сателлита

5. Признание того, что народы этих стран больше не видят в США единственного и бесспорного мирового лидера и отдают рпедпочтение собственным лидерам, ориентированным на концепцию многополярного мира.

6. Признание того, что Россия полностью вернула себя позиции мирового лидера, практически утраченные ею в начале 90-х

Из чего - с неизбежностью, повторюсь - следует только одно: спустя двадцать лет "бархатные революции" обернулись глобальным политическим фиаско.
В чем - публично и коллективно - признаются их лидеры.
И точка.
Ру.

Кстати, прав был Дантон.
Революции пожирают своих детей.
Обычные - едва ли не в прямом смысле этого слова - отправляя на виселицы и расстреливая в подвалах.
Бархатные - тихо и бескровно. Медленно, но неумолимо погружая в вязкую тину забвения и разочарования.

Марина Юденич

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы