Наши
сообщества

Ленивая юстиция

Просмотров

Человеческую лень, кто-то из юмористов прошлого, назвал двигателем прогресса. Ведь, если бы мы никогда не ленились ходить пешком, то не придумали бы колеса. В этом есть своя логика, но в современном мире гораздо чаще встречаем мы, к сожалению, проявления не подобной эффективной лени, которая считает, что «лучше день потерять, а потом за пять минут долететь». Преобладающая ныне, в особенности в чиновничьих кругах, лень бездеятельна и глупа. И лозунг ее иной: «Не откладывай на завтра то, чего можно не делать вообще».

Именно такой логикой, боюсь, руководствовались авторы поправок в Уголовный Кодекс России из Министерства юстиции, когда составляли перечень нетяжких преступлений, наказания за которые будут «реформированы» в сторону смягчения. Нет, идеологическая основа для этого шага безупречна - Президент Дмитрий Медведев еще в конце прошлого года призвал соответствующие министерства и ведомства подумать о замене пары лет реального срока за кражу булки на ощутимый штраф или общественно-полезные работы. Собственно говоря, и рассуждения о «пополнении», которое криминальный мир стабильно получает из таких «преступников», вполне можно положить в фундамент грядущей реформы.

Во исполнение предложений главы государства, как обычно благих и дельных, и задумана масштабные изменения части системы уголовного судопроизводства, касающейся определения и исполнения наказаний. Помимо сотни «нетяжких», совершившие которые, как полагают авторы поправок, должны отделываться штрафами и общественными работами вместо тюремных сроков, это и «арестные дома» с «цитаделями правосудия». Первое из этих учреждений исполнения наказаний нового типа предназначено будут для содержания в течение небольшого срока тех, то все же «добился» административного ареста, совершая эти самые «нетяжкие» преступления. Второе - напротив особо охраняемый комплекс для проведения судебных процессов против боссов мафии, террористов и другими особо опасными преступниками.

Но если для строительства «цитаделей» чисто технически требуются годы и миллионы бюджетных средств, то для вступления в силу освобожденного от «нетяжких» статей УК, достаточно нескольких раундов голосования в парламенте и «росчерка пера». При этом предлагаемый перечень из более чем сотни преступлений, которые предлагается считать «нетяжкими» полностью не обнародован. Надо думать, не потому, что авторы поправок что-то скрывают, а из-за банальной лени и нежелания комментировать инициативу не «в целом», а по каждому ее пункту. Как говорится - журналисты и комментаторы тем крепче спят, чем знают меньше.

Впрочем, те «нетяжкие» преступления, которые все-таки были озвучены «для примера» уже заставляют задуматься о многом. Взять хотя бы «незаконное производство аборта, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей». В голове сразу рисуется картинка в духе добротного хоррора: некто в хоккейной маске делает «аборт» женщине тупым и ржавым топором. Даже если убрать «из уравнения» возможность инсценировки преднамеренного убийства любой особы женского пола под неудачную попытку избавления от нежелательного ребенка, снижение наказания за такого рода преступление без запрета этой, в высшей степени спорной с точки зрения морали, процедуры выглядит как-то странно.

Читаем дальше: «незаконное проникновение в жилище», «побои, не повлекшие вреда здоровью».... Наказания за эти преступления также планируется заменить на более мягкие. Оба этих преступления напоминают скорее действия, не увенчавшиеся успехом по независящим от преступника, причинам. Это если выражаться сухим юридическим языком. Практики защиты правопорядка помнят общественную дискуссию, не потерявшую актуальности и до сих пор, по поводу статьи УК РФ, предусматривающей наказание за «неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения». На практике, об отсутствии этой цели заявляют практически все угонщики, так как наказание за это преступление гораздо меньше, чем за банальную кражу, грабеж или разбой.

Некоторое время «поплавав» в море юридических терминов, вернемся к вопросу лени. Именно ею, проявляющуюся в действиях не всегда расторопных оперативных сотрудников милиции, пользуются те, кого из политкорректности можно назвать «стороной защиты». Впрочем, умысел преступников, равно как и причастность их к какой-то организованной группе доказать всегда сложно. Вспомним, падение легендарного Аль Капоне началось с «нетяжкого» незаконного ношения оружия. Да и обвинения в налоговых преступлениях не идут в сравнение с «реальными делами» этого знаменитого гангстера. Можно сказать, что подобные «придирки» - наиболее часто применяемый в ходе борьбы с организованной преступностью инструмент оперативников. И предлагаемые сегодня поправки если не лишат их этого инструмента полностью, то сделают его применение довольно затруднительным.

Для того же, чтоб перекрыть «людской поток», пополняющий сегодня, по словам апологетов такого вот «размягчения» Уголовного кодекса, российский преступный мир, необходимы мелкие, но многочисленные изменения в системе самих исправительных учреждений, с корректировкой законодательства, в целом, не связанные. Но возиться с распределением тюрем не только в зависимости от тяжести совершенного деяния, но и от его характера, как и работать над качественным изменением, повышением эффективности тюрем, представителям «системы», видимо, лень.

Вся надежда на Депутата Госдумы Владимира Груздева, который, комментируя инициативу представителей Минюста для «Русской Службы Новостей», заверил общественность в том, что «депутаты не дадут пропустить плохой законопроект».

Алексей Громский



Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы