Наши
сообщества

Маска, я вас знаю!

Просмотров

О масках хочу поговорить я сегодня.

Разумеется, о виртуальных.

А вернее, о том, кому и зачем в Сети нужны эти маскарадные уловки.

По части - кому, все довольно просто.

Есть сегодня в Сети две основные группы пользователей.

Обе хорошо известны, и не заслуживают многих слов.

Во-первых, это полные и абсолютные виртуалы. Наверняка известны только их ники, все прочее - от возраста до пола - гипотетически. Может быть правдой, а может - вымыслом, или - полуправдой, или - вымыслом лишь отчасти.

Их большинство, и они - по большей части своей совершенно безобидны.

Ну, хочется человеку побыть не тем, кто он есть на самом деле. Или - не совсем тем. Пусть даже виртуально. Ну, не сложилось реализовать какие-то мечты, идеи, представления в реальной жизни. На помощь пришла Сеть.

Худосочные ботаники получили уникальную возможность почувствовать себя брутальными мачо, некрасивые девочки - предстать в образе Моники Белуччи, скромная домохозяйка завести «дневник ненасытной шлюхи», а тихий клерк появиться в образе олигарха.

Здесь же - огромное количество народа, которому просто нечем себя занять.

И - слава Богу.

Психологи, кстати, утверждают, что Сеть спасла мир от легиона маньяков и умалишенных, остановила самоубийц, а уж сколько народу избавила от тоски и одиночества - вообще не счесть.

И за это ей, Сети, огромное спасибо.

И - вдогонку - еще одно. От второй массовой группы пользователей блогосферы - людей публичных, пришедших в Интернет с открытым забралом, дабы решать свои профессиональные и личные проблемы.

И, надо признать, в большинстве случаев, они их успешно решают.

PR-ятся по мере сил и возможностей, обкатывают идеи, собирают информацию, распространяют информацию, обретают поклонников, вербуют единомышленников, сокрушают оппонентов, развенчивают мифы и слухи, формируют новые, повышают рейтинги и "индексы цитирования", заглядывают, как на светские рауты - "себя показать и людей посмотреть", в конце концов, - банально зарабатывают деньги. Словом, живут насыщенной виртуальной жизнью, которая порой облегчает реальную, порой осложняет, но - как бы там ни было - связана с ней неразрывно.

Такова сегодня - в общем и целом - картина виртуального мира.

Впрочем, есть и еще кое-что.

Вернее, кое-кто.

Напомню, кстати, что дьявол не только носит Prada - о чем теперь знают все - но и кроется в деталях, о чем, возможно, помнят немногие.

В нашей истории детали - это некие виртуальные закоулки, в которых пребывает некоторая часть обитателей Сети.

Прослойка - если по аналогии с классовой терминологией марксизма. Кстати, аналогия эта простирается гораздо глубже, но об этом - позже.

Прибежищем этой прослойки, по большей части является политический сегмент Рунета.

Иными словами, это политизированные юзеры, лично известные в узких профессиональных сообществах - аналитиков, журналистов, политтехнологов и очень уж интересующейся общественности.

Не скажу, что они слишком тщательно маскируются в Сети и предпринимают какие-то особые усилия, чтобы сохранить инкогнито.

Впрочем, и «выйти из тени» не спешат, и даже, когда случается кому в пылу полемики назвать по имени или сослаться на какие другие обстоятельства из реальной жизни - обижаются, гневаются, порой даже строчат жалобы в ЖЖ-шные инстанции, которые - как известно - инкогнито пользователей блюдут с большим рвением, чем честь смолоду.

Собственно, несколько подобных "апелляций в инстанции" осуждаемых в свое время широко и бурно, заставили меня задуматься над простым вопросом: почему?

Ну, что, собственно, такого страшного произойдет если не «узкий круг ограниченных людей», а все интересующиеся узнают, что блогер kozel на самом деле известный журналист N, а блогер bembi - чиновник АП?

Жил вот в ЖЖ безвременно и безвинно убиенный зверек Skuns, все знали, какому именно министру он дает советы и рекомендации, в каких комиссиях заседает. И что? И ничего. Skuns(а) любили и уважали, и карьере Ю.П. это нисколько не вредило.

Ведь не о сексуальных фантазиях и эротических снах пишут околополитические люди в своих блогах, а все о том же, неизбывном в России, вечном, навязчивом - о политике.

Это, кстати, нормально, и с точки зрения психологии объяснимо вполне.

Старик Фрейд еще на заре прошлого века поставил уверенный знак равенства между эросом и кратосом. То есть признал, что жажда власти вполне сопоставима с жаждой продолжения рода.

И если уж человек одержим политикой, то и в личном дневнике писать будет о ней же, ну разве что с небольшими отвлечениями. На полях.

Проверено многократно.

Так в чем же дело?

Я «много читала» (тм) и многое прояснилось.

По крайней мере, возникли некоторые предположения, которыми - собственно - и делюсь.

Сформировавшаяся в начале 90-х (притом, что процесс формирования начался еще в середине 80-х) околополитическая тусовка - в отличие от собственно политической - оказалась субстанцией куда более устойчивой. Иными словами, ротация политических персонажей была гораздо более интенсивной: в одночасье люди взлетали во властное поднебесье... и уже на следующий день оказывались в опале. В лучшем случае. В худшем - на кладбище, под следствием, в тюрьме. Удел выживших - тихое прозябание и столь же тихое угасание. Но по-любому - забвение.

Люди околополитические столь высоко не взлетали, крутились "около", были известны "узкому кругу", перемещались из центра политической орбиты на ее периферию, потом - снова ближе к центру, но - как бы там ни было - основной костяк этой популяции худо-бедно пережил лихие 90-е и дожил до конца столетия.

"Лихие" 90-е, кстати, были для нее, прослойки, временем наивысшего благоденствия.

Во времена политического межсезонья и полного паралича государственной воли, когда казалось, что страной может управлять любой младший научный сотрудник, прослойка - собственно и прибилась к тем самым м.н.с. в качестве помощников, советников, консультантов...

Тем - кромсали на части "государственный пирог", этим - сыпались крошки с правительственных столов и прочих кормушек.

И казалось - благо, памятно было нищее советское прозябание - жизнь удалась.

И не только материально.

Важны были не столько должности - хотя от них, при случае, разумеется, не отказывались, сколько эффект присутствия: в прессе, эфире, на властных посиделках в Кремле, на Старой....

Далее до бесконечности: Фонды, Центры, Институты и целые Академии, Издательские дома и Ассоциации... etc. Под них - бюджетное и прочее финансирование, здания в центре Москвы, загородные резиденции из реестров УД и много чего еще полезного и приятного.

«Чего ж вам боле? Свет решил...». Что они и есть та самая национальная интеллектуальная элита, которой принадлежит исключительное право решать, как обустроить Россию. И что для этой самой России есть хорошо, а что - плохо. И государственная власть должна внимать ей, элите, с почтением и трепетом, и принимать с благодарностью любую хулу, ибо если что, элита легко выведет на площади послушный ей народ. И власть сметет.

И рыбки-прилипалки, которые за двадцать лет благополучно сбились в косяки "уникальных журналистских коллективов", радостно разнесли эту весть по городам и весям.

И сами они поверили в то, что настоящие. Состоявшиеся. Властители. Дум. И душ. Цвет нации. И гордость ее же.

Пришли иные времена.

Куски государственного пирога, проглоченные наспех, не пошли впрок. "Пожирателей" равноудалили. Некоторых - весьма жестко.

Идеологической обслуге повезло больше, до нее у новых элит, просто не дошли руки.

Сместили, как обычно, на периферию политических процессов, но и это показалось ударом судьбы.

Из властителей - в наемные консультанты, и то - если позовут. А зовут все реже.

Но главное - на идеологическом поле стремительно и кардинально менялись правила игры.

Родина, которая еще недавно так удачно рифмовалась с "уродиной" и звалась не иначе, как "рашкой" вдруг потребовала любви. Или - по меньшей мере - уважения. Работы на свое благо. Хвалить "другие берега" стало не то чтобы не принято вовсе, но возводить в ранг абсолютного идеала - уж точно.

Прослойка всколыхнулась, заволновалась, "уникальные журналистские коллективы" (тм) попытались демонстрировать фронду. Власть фронды не заметила. Народ фронду не поддержал - на митинги приходило двадцать пенсионерок из массовки.

И стало мучительно ясно: "власть больше не меняется", зато демонстрирует волю и требует ей, этой неожиданной воле, неукоснительно следовать.

Прослойка, как водится, разделилась.

Часть - с той или иной степенью искренности - приняла новые правила, вышла на знакомое поле, заиграла, по мере сил и способностей.

Другая - публично тоже не возразила, и даже на поле вышла, но только изобразила игру.

Сложилась "другая Россия" - имею в виду не горстку политических аутсайдеров, которые - организация "Другая Россия", но - некую условную общность, противопоставляющую себя России нынешней.

"Этой стране" - как называют они нашу страну, и это - кстати - нечто вроде опознавательного знака.

Сейчас, для удобства и простоты обозначения называю их "караул-либералами"

Не стоит, кстати, обольщаться и тешить себя иллюзиями, что полку «караул-либералов» нынче сильно убыло, в рядах остались одни маргиналы и совсем уж больные, буйнопомешанные люди, вроде всем известной несчастной женщины. И даже, пожалуй, нескольких несчастных женщин.

Все так. "Настоящих буйных мало".

Гораздо больше "другороссов" схоронились теперь в генетически привычной им ипостаси кухонных ниспровергателей, и внешне - едва ли не лояльны властям и режиму.

И только кухни теперь виртуальные - живем как-никак в эру IT.

Они - и есть те самые ЖЖ-закоулки, где в тесноте и обиде заседает униженная и оскорбленная прослойка, традиционно трусоватая, потому излюбленная форма протеста - фига в кармане.

Однако ж, едва ли генетически, или, по крайней мере, наследственно - прослойка тяготеет к творческим, медийным занятиям, потому поражающая сила "фиги" порой весьма ощутима.

Забавно, кстати, но Сеть играет с кухонными ниспровергателями забавные шутки.

С одной стороны - до бесконечности расширяет горизонты и возможности демонстрации "фиги".

С другой - разрушает привычное "кухонное инкогнито".

И вот - глядишь - человек, состоящий на зарплате у злобного путинского "ястреба", выходца из самой что ни на есть "кровавой гэбни" - в режиме on-line призывает народ, едва ли не на баррикады.

Журналист издания, принадлежащего человеку, который произносит имя премьера не иначе как с глубоким придыханием, характеризует Путина злобным карликом и мерзавцем.

И вот любопытно, в присутствии работодателя или на газетной полосе -повторить все то же самое слабо? Страшно? А гонорары из потных лапок карликова обожателя - ничего, не мерзко?

Сотрудник одного из фондов АП, рассуждая о нынешнем времени, откровенничает: «больше напоминает 80-е, ментовские визиты, задержания, административные суды... «

И становится любопытно, работодателям, для которых он пишет аналитические записки и рекомендации, этот человек говорит то же?

И что?

Они его игнорируют? (Но не гонят, заметьте. Во времена всевластия демократии и либерализма известного нынче М.Хазина за внятный экономический прогноз из АП «попросили». Но это так, на заметку любителям поностальгировать по "оттепели" 90-х). Так отчего же он не покинет этот оплот деспотии, хлопнув дверью, предварительно сообщив руководству все, что о нем думает?

Он им ничего такого не сообщает? Помалкивает, дабы продемонстрировать собственную смелость и вольнодумство на стороне и не так, чтобы очень громко.

Иными словам, показывает в фигу в кармане? То есть, в ЖЖ?

Примеров-то, между прочим, не так уж мало.

Характерно, кстати, что именно обладатели "кухонных блогов" - много и громко рассуждают о "доносах", "полицейский сущности" и прочих охранительных мерзостях, которые свойственны их оппонентам и критикам.

Меня эти пассажи забавляют особенно.

В чем она, полицейская сущность доносчиков и сатрапов?

В том, чтобы назвать кошку - кошкой? Мелкого пакостника - мелким пакостником?

Ну, если так нестерпимо пульсирует в груди ненависть к режиму и пепел либерализма стучит в сердце, так не честнее ли рвануть вперед?

Глаголом. Жечь. И благодарные потомки золотом высекут твое гордое имя на граните будущих монументов Свободы.

А если трепещет душа, боится и света, и сцены, спокойней ей, укрыться в тесной духоте кулис, за маскарадной мишурой и уж оттуда нашептывать гневные слова, то надо быть готовым к тому, что кто-то - в зале или на сцене - воскликнет вдруг: "Маска, я вас знаю!"

Таковы уж правила этой игры.

Марина Юденич

P.S.Предвосхищая неизбежное. Да, это донос.

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы