Наши
сообщества

Как манипулируют общественным мнением

Просмотров

Антон Хащенко пишет:

В преддверии годовщины беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 года либеральные СМИ перешли в наступление. Газета «Коммерсант» сегодня сообщила о создании в помощь нашей оппозиции целой Международной экспертной комиссии, которая будет якобы заниматься расследованием произошедших событий (уже сейчас понятно, какими будут выводы, к гадалке не ходи). А журналисты оппозиционных «Ведомостей» на основании последнего опроса «Левады» выдали продукт откровенной пропаганды под названием «Большинство россиян считают, что «Единая Россия» - партия жуликов и воров». То, что это никакая не журналистика, ровно как и опрос «Левады» - никакая не социология, видно даже невооруженным глазом.

Впрочем, по всей видимости, расчет как всегда делается на доверие аудитории к любимому изданию, ее нежелание знакомиться с первоисточниками и подвергать сомнению прочитанное.  В этой связи проведу небольшой «разбор полетов», чтобы авторам и социологам, участвовавшим в этом действии, стало хоть немного стыдно за откровенно непрофессиональную и неэтичную работу.

Обратимся к самому исследованию. Не вызывает никаких сомнений, что при составлении опросника использовались манипулятивные технологии, а сам вопрос был формирующим. Например, чего стоит только один вопрос «Как вы считаете, почему больше всего наиболее богатых депутатов Государственной Думы оказалось  во фракции «Единая Россия» и варианты предложенных ответов «потому что ЕР защищает интересы богатых», «так исторически сложилось» и «потому что административные ресурсы ЕР открывают быстрые возможности для обогащения».

Понимаете, в чем фокус? Респондентам изначально задаются формирующий общественное мнение вопрос, содержащий некорректное утверждение, и вилка «нужных» вариантов ответов. Зачем опрошенным размышлять о том, что у ЕР в принципе депутатов больше, чем у всех остальных партий вместе взятых, а значит, что в процентном соотношении богачей среди народных избранников у этой партии вполне возможно ничуть не больше? 

Уже не говорю и о том, что сама по себе формулировка как бы намекает, что богатые люди - это априори плохие товарищи. Иными словами все работает на финальный вопрос «исследования» о жуликах и ворах. Поэтому совсем немудрено, что после такой артподготовки произошло некоторое увеличение числа тех, кто «скорее согласен с мнением» (что, заметьте, не говорит об однозначности своей позиции). Но именно это небольшое увеличение и позволило «ученым» достичь важного психологического рубежа в 51% и озаглавить свой пресс-релиз, не иначе как «Свыше половины страны считает ЕР «партией жуликов и воров».  Нормально, да? Да что уж страна, можно было сразу смело писать - галактика. Это ли социология? Отнюдь, это самая настоящая агитация, замаскированная под социологический опрос.

Не отстают от «Левады» и журналисты «Ведомостей», не забывшие выставить дела и потенциальные иски против Навального в свете желания единороссов наказать своих «разоблачителей». Разумеется, в статье расставлены удобные акценты и совершенно игнорируются данные опроса, позволяющие сделать любые положительные для Путина и власти в целом выводы. К примеру, ответы на замечательный вопрос о борьбе с коррупцией, демонстрируют, что аж 77 % опрошенных не сомневаются в том, что Путин с разной степенью успешности, но реально борется с коррупцией. Феноменальный показатель, не правда ли? Но обратили ли на это внимание в некогда объективных «Ведомостях»? Ага, как же. Кстати, с учетом того, что статью из 7 абзацев писали сразу два автора можно сделать вывод, что задача стояла в том, чтобы вычистить ее от «лишнего», а не дать объективную картину.

И все-таки, насколько же был прав Владимир Познер, когда в конце одной из своих передач произнес «это вообще уже не журналистика». Мне,  в свою очередь, остается только добавить  - и не социология.

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...