Наши
сообщества

Россия деградирует в режиме выживания

Просмотров

Россияне сегодня находятся в режиме выживания - об этом свидетельствуют данные о потребительских стратегиях и расходах граждан страны.

Участники апрельской конференции Высшей школы экономики (ВШЭ) в ближайшее время обсудят темы структуры расходов российских семей. Согласно предварительным данным, от 30 до 40% в семейных бюджетах тратятся на еду. Большинство жителей РФ (70%) не могу приобрести товары длительного пользования.

Что характерно, россияне в последнее десятилетие стали больше тратить на  культуру и отдых, но по доле таких трат все еще отстают от европейцев.  Но самое главное - медицинские обследования, а также дополнительное образование остаются роскошью.

Можно сделать вывод, что страна в большинстве своем находится в режиме выживания, а не развития.Экономисты и социологи ВШЭ, МГУ, РАНХиГС уже опубликовали свои выводы на официальном сайте конференции. В ней, к слову, примет  глава Минтруда Максим Топилин.

Как пояснили в своем исследовании профессор МГУ Наталья Зубаревич и доцент МГУ Сергей Сафронов, в последние годы имела место трансформация  структуры потребления. В 1990-е среди россиян превалировала система затрат преимущественно на продукты питания. Позже россияне стали тратить деньги на развитие, но после старта кризиса 2014-2017 годов происходит обратный процесс.

Исследование показывает, что в период 2015-2017 годов в большинстве регионов страны доля затрат на продукты питания в потребительских расходах составляла от 30 до 40%. Особенно отчетливо это видно в 63 регионах России.

Напомним, что в нулевые и в начале 2010-х ситуация была более благоприятные, чем сейчас, при том, что в 1998-2000 годах в большинстве регионов страны (72 региона) доля продуктовых трат в потребительских расходах составляла от 45 до 65%. 

Стоит добавить, что вторая по величине  ключевая статья расходов у населения - различные обязательные платежи.

Старший научный сотрудник лаборатории Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов выделил шесть групп потребителей в России.

В "зоне застойной бедности" - респонденты, доходы которых не позволяют приобретать более чем необходимый набор базовых продуктов питания (18% граждан). "Зона потребительской надежды" включает в себя россиян, способных приобретать более чем необходимый набор базовых продуктов питания, и имеющих перспективы для улучшения своего положения, повышения доходов (4%).

Далее следует "зона потребительского риска", в которой можно купить еду и одежду, но  покупка предметов длительного пользования вызывает крайние сложности (36%). В "зоне перспектив" - ситуация аналогичная, но люди ожидают повышения уровня материальной обеспеченности(10%) .

"Зона неустойчивой стабильности " предполагает возможность приобретения товаров длительного пользования, но не исключено снижение материального статуса (4%). И шестая  - "зона относительного потребительского комфорта", где имеются возможности приобретения товаров длительного пользования, и не предполагается снижения уровня жизни (28%)

Логинов также отметил, что имеет место суженное воспроизводство человеческого потенциала. Даже при возможности оплачивать необходимые услуги, большая часть россиян не способна оплатить переквалификацию, дополнительное образование, обследование здоровья и качественный отпуск.

При этом по сравнению с Евросоюзом российская доля расходов граждан на культуру и отдых невысока. Хотя одним из достижений России последних лет считается существенное сокращение уровня бедности, продовольственное разнообразие и относительная безопасность. Но, кроме еды, существуют потребности высшего порядка.

Жителям страны нужны возможности для улучшения качества жизни и здоровья - а с этим проблемы будут еще очень долго.  

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы